Штабом территориального органа, как правило, ежеквартально разрабатывается комплексный анализ состояния преступности и результатов оперативно-служебной деятельности территориального органа за отчетный период.
Алгоритм осуществления комплексного анализа оперативной обстановки выглядит следующим образом:
1- й шаг - сбор имеющейся информации в территориальных органах и получение дополнительных сведений из иных источников о внешних и внутренних условиях функционирования органов внутренних дел; аналитическая обработка собранной информации, характеризующей состояние оперативной обстановки.
Источниками информации, используемой в ходе анализа оперативной обстановки, являются:
S нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы (законы, подзаконные акты, приказы, распоряжения, указания, решения коллегии, уставы, инструкции и т.д.), в т.ч. структур, имеющих отношение к правоохранительной деятельности или изучаемой проблеме;
S доклады и выступления руководителей должностных лиц органов внутренних дел;
S статистика ведомственная, характеризующая преступность и иные правонарушения; здравоохранения, образования, социальной защиты населения; данные статуправлений;
S акты инспекторских, контрольных и иных проверок, в т.ч. проведенных в данном ОВД вышестоящими органами внутренних дел;
S отчеты подчиненных служб и подразделений, различные обзоры и справки, материалы передового опыта, аналитических исследований;
S научная литература;
S представления органов прокуратуры и определения судов;
S материалы переписки с органами власти и местного самоуправления, правоохранительными и иными структурами по вопросам обеспечения правопорядка и законности;
S публикации местной и центральной прессы, радио, телевидения, выступления руководителей и сотрудников в трудовых коллективах и перед населением, письма, жалобы и заявления граждан, материалы, полученные при их личном приеме в органах внутренних дел.
Целесообразно постоянно изучать общественное мнение, оценивать степень вероятности нарушений общественного порядка, имеющиеся факторы и источники социальной напряженности. На современном этапе все большее значение приобретают такие методы социологических исследований, как анкетирование сотрудников ОВД и различных категорий населения.
На данном этапе оцениваются все произошедшие изменения на обслуживаемой территории (природно-климатические, экономические, социальные, демографические). Особое внимание уделяется проявлению негативных факторов, оказывающих влияние на уровень жизни населения, безопасность и настроение.
При осуществлении первого шага мы отвечаем на вопрос: Что произошло в городе (районе) за анализируемый период времени?
2- й шаг - оценка изменения состояния оперативной обстановки по сравнению с базовым (предшествующим) периодом (создается необходимая база для аналитических выводов, определения связей и влияния тех или иных факторов и условий на эффективность деятельности территориального органа в борьбе с преступностью и охране правопорядка). Выделяются наиболее негативные проблемы, характерные для анализируемого периода: рост числа преступлений (тяжкие и особо тяжкие, против личности, экстремистской направленности и др., вызывающие широкий общественный резонанс), увеличение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними; обострение ситуации с организованной преступностью (в т. ч. с распространением наркотиков, оружия, взрывчатых веществ); увеличение количества ДТП, тяжести их последствий и т.д.
Выявленные определенные тенденции являются основанием для последующей обработки информации о других факторах оперативной обстановки. Одновременно изучаются другие блоки оперативной обстановки. После обработки необходимой информации осуществляется соотношение фактического состояния с прогнозируемым. Данный этап направлен на выявление положительных и отрицательных тенденций в состоянии преступности и правоохранительной деятельности, анализ соответствия деятельности органов внутренних дел изменениям внешних условий их функционирования.
При осуществлении второго шага мы отвечаем на вопрос: Почему произошли данные события (явления)?
3- й шаг - оценка реализации поставленных задач, плановых мероприятий и отклонений от прогнозов (формируется оценка изменений показателей состояния оперативной обстановки в настоящее время по сравнению с предыдущим периодом). Совокупность полученных таким путем оценок по каждому блоку оперативной обстановки образует контур «оценки состояния». Этот этап дает ответ на вопрос: каково фактически достигнутое состояние функционирования территориального органа и каковы тенденции основных параметров оперативной обстановки по сравнению с предшествующим периодом?
При осуществлении третьего шага мы отвечаем на вопрос: Что будет, если..?
4- й шаг - оценка соответствия деятельности территориального органа изменениям условий внешней среды (путем анализа выявляются взаимодействующие факторы и условия, в конечном счете определяющие те или иные тенденции состояния и динамики преступности как объекта воздействия со стороны территориального органа, установленные на предшествующих этапах анализа и оценки оперативной обстановки). На данном этапе осуществляется подготовка обоснованных выводов и рекомендаций по организации и борьбе с противоправными действиями.
5- й шаг - формулирование выводов по результатам анализа, итоговая оценка оперативной обстановки на территории города, района, отдельных населенных пунктов.
Дается общая оценка оперативной обстановки и формулируются конкретные выводы, в т.ч.:
S общий вывод о состоянии и динамике преступности на обслуживаемой территории;
S выводы, характеризующие отдельные виды преступлений, главным образом наиболее опасные и наиболее распространенные, по месту, времени и способу их совершения;
S выводы об основных категориях лиц, совершивших преступления, их характеристике;
S выводы о влиянии социально-экономических и демографических изменений на тенденции и основные характеристики преступлений и лиц, их совершивших;
S выводы об эффективности деятельности территориального органа и его структурных отдельных подразделений в разрезе основных проблем: профилактики, раскрытия, расследования преступлений, охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения и т.д.
|