Доклад - это публичное сообщение на заседании, представляющее собой изложение информации на запланированную тему. В отличие от аналитических документов, представляемых письменно, доклад не акцентирует подробное изложение материала, он содержит лишь основные сведения по рассматриваемой теме.
Вместе с тем подготовка доклада всегда вызывает заметные сложности у исполнителей, т.к. требует максимального приложения творческих усилий, рационального структурирования текста для достижения главного - привлечения внимания слушателей к теме доклада и проблемам, которые в нём обозначены и должны быть решены. Причем эта работа не может быть унифицирована, т.к. каждый доклад уникален. Однако существуют общие методические рекомендации при подготовке тезисов выступлений, которые следует учитывать. Их можно наглядно рассмотреть на примере доклада руководства территориального органа на заседании оперативного совещания по итогам работы за отчетный период.
Написанию доклада предшествует оценка оперативной обстановки на обслуживаемой территории с целью определения необходимых мер для повышения эффективности охраны правопорядка и борьбы с преступностью, своевременного осуществления маневра имеющихся сил и средств, концентрации внимания на организации борьбы с преступностью там, где складывается наиболее сложная обстановка и т.д.
Выводы оценки оперативной обстановки должны найти отражение в докладе не только как констатация фактов, а с приведением причин и условий их возникновения. Причем выводы должны быть не только в общем числовом или организационном выражении, а с озвучиванием наиболее показательных примеров, повлиявших на конечные результаты (как отрицательных, так и положительных, в зависимости от направленности доклада).
Целесообразно перед написанием доклада запросить в структурных подразделениях территориального органа краткие аналитические справки о результатах работы, имеющихся проблемах и их причинах и т.д., что может значительно сократить время аналитической обработки информации. Периодически рекомендуется начальнику штаба изучать организацию работы той или иной службы непосредственно самому, чтобы делать независимые выводы об уровне организации работы, имеющихся фактах фальсификации конечных результатов работы и т.д.
Как и любой документ, доклад имеет определенную структуру, которая, в свою очередь, также может варьироваться от направленности (идеи, цели) доклада. Соответственно, доклад имеет вступление, информативную часть и заключение.
Во вступлении, как правило, кратко указываются директивные документы, приказы, на исполнение требований которых были направлены усилия ОВД, а также положительные результаты работы по тем или иным направлениям оперативно-служебной деятельности с приведением конкретных примеров. Кроме того, коротко освещаются организационные и практические меры, благодаря которым удалось достичь данных показателей (проведение тех или иных оперативно-профилактических операций, организационно-штатные перестановки, укрепление материально-технической базы).
В свою очередь, информативная часть имеет критическую направленность и состоит из нескольких блоков, каждый из которых освещает основные направления деятельности территориального органа.
В заключении подводится краткий итог выступления, а также озвучиваются приоритетные направления деятельности органов внутренних дел на предстоящий период в соответствии с директивными установками МВД России, а также имеющимися проблемами в организации и результатах работы.
При написании текста доклада в качестве информационно- аналитического материала используется прогноз развития криминальной ситуации с целью выработки своевременных упреждающих мер, которые должны найти отражение в выступлении.
Следует помнить, что разделение по блокам является условным, и структура доклада может строиться в зависимости от того, какое направление деятельности является на текущий момент приоритетным.
Например, в основу доклада может быть положена работа по созданию системы профилактики или деятельность по устранению недостатков, выявленных сотрудниками вышестоящих органов внутренних дел.
Лейтмотивом выступления может оказаться подготовка к предстоящей проверке, в силу чего деятельность всех служб будет оцениваться по установленным критериям. Не исключается возможность построения доклада на деятельности 2-3 служб, результаты которых оказывают крайне
неудовлетворительное влияние на общую оценку деятельности органа внутренних дел. Словом, в докладе может (и должен) найти отражение любой факт либо процесс, который негативно отражается на деятельности территориального органа.
Не стоит перегружать выступление сухими статистическим выкладками. Доклад не должен представлять собой оценку оперативной обстановки с набором статистики. Озвученные цифры должны быть убедительными, подтверждающими либо опровергающими тот или иной тезис. Необходимо помнить, что хорошо воспринимается не более 20 цифр за 40 минут выступления. Лучше цифровую информацию подавать отдельно в виде таблиц, графиков и диаграмм.
Следует избегать некорректных сравнений - удельный вес с абсолютными цифрами, нагрузку на сотрудника по раскрытию отдельных видов преступлений с увеличением общего массива зарегистрированных преступлений и т.п. Как правило, те или иные результаты деятельности сравниваются с показателями аналогичного периода прошлого года, хотя можно сравнить итоги работы в хронологическом промежутке до и после проведения какой-либо операции, чтобы показать неудовлетворительную организацию ее проведения, либо, с той же целью, сопоставить с результатами работы соседних (или работающих в подобных условиях) территориальных органов.
При написании доклада по итогам работы за отчетный период не следует придерживаться строгого официального стиля. Текст выступления необходимо «оживить», чтобы он хорошо воспринимался на слух. Исключаются резкие переходы от освещения работы на одном направлении к другому либо от озвучивания одной проблемы к другой. Не исключено обращение к литературному стилю, если он помогает с помощью сравнений, сопоставлений, обращений к аудитории акцентировать внимание на той или иной проблеме, сделать важный акцент для понимания явления либо процесса. Обязательно необходимы примеры, но они должны быть актуальными и показательными. Предложения должны быть построены таким образом, чтобы их смысловая трактовка исключала двоякое толкование.
В тексте доклада не рекомендуется использовать обороты, содержащие лишние слова: «абсолютно новый» вместо «новый»; «предварительное планирование» вместо «планирование»; «сотрудничать вместе» вместо «сотрудничать»; «каждый в отдельности» вместо «каждый» и т.п. Большую осторожность необходимо соблюдать при употреблении иностранных слов.
При выступлении на расширенном заседании оперативного совещания в присутствии представителей органов местного самоуправления, прокуратуры, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти дается оценка сотрудничеству в рамках борьбы с преступностью, озвучиваются имеющиеся проблемы, требующие совместного решения.
Хороший доклад предполагает обсуждение, критику и дополнения, в нём также ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех решений, которые были обозначены докладчиком в проекте решения.
В связи с реформированием органов внутренних дел Российской Федерации особое значение уделяется расширению их социальных контактов, открытости и публичности, повышению уровня доверия граждан к сотрудникам ОВД.
С этой целью приказом МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 были упорядочены организация и проведение публичных отчетов отдельных категорий должностных лиц территориальных органов.
Применительно к районному уровню данный приказ уполномочивает отчитываться о деятельности полиции руководителей территориальных органов перед представительными органами муниципальных образований, участковых уполномоченных полиции перед гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке (нескольких административных участках).
В приказе подчеркнуто, что отчет должностного лица представляет собой часть обязательной деятельности территориального органа по информированию государственных и муниципальных органов, граждан о деятельности полиции.
Начальник территориального органа отчитывается перед представительным органом муниципального образования (нескольких муниципальных образований) о деятельности подчиненного органа внутренних дел не реже одного раза в год.
Учитывая важность доклада, специфику аудитории, подготовка к данному мероприятию должна быть проведена обстоятельно, с учетом рекомендаций, указанных выше.
В отчете о деятельности территориального органа отражаются:
S особенности криминогенной ситуации на обслуживаемой территории;
S итоги деятельности по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, в т.ч.: основные результаты охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, включая проведение массовых и спортивных мероприятий; результаты противодействия преступности несовершеннолетних и меры, принятые для ее профилактики; результаты противодействия коррупционным проявлениям; результаты обеспечения безопасности дорожного движения;
S информация о результатах рассмотрения обращений граждан, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представителей общественных организаций, объединений, уполномоченных по правам человека, а также меры реагирования на публикации в СМИ о недостатках в деятельности курируемых органов внутренних дел;
S состояние работы и проблемные вопросы взаимодействия с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, гражданами;
S результаты использования финансовых и иных средств, выделенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
S иные вопросы, требующие рассмотрения в соответствии со складывающейся ситуацией или по согласованию с органом, заслушивающим отчет.
На этапе подготовки к отчету разрабатывается информационноаналитическая записка, в которой отражается проводимая работа по охране общественного порядка и обеспечению безопасности на обслуживаемой территории, защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, а также принимаемые меры по обеспечению общественного доверия и поддержки граждан. Методика подготовки информационноаналитической записки сходна с методикой подготовки комплексного анализа за отчетный период.
Участковый уполномоченный полиции отчитывается о результатах своей работы на собрании граждан, проживающих на обслуживаемом им административном участке, не реже одного раза в полугодие с ежеквартальным опубликованием отчетной информации на официальном сайте территориального органа МВД России в сети Интернет.
Основными источниками информации для отчета участкового уполномоченного полиции являются:
S государственная и ведомственная статистическая отчетность;
S итоги рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан;
S информация, полученная в результате личного наблюдения, общения с населением;
S другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел.
В отчете о деятельности участкового уполномоченного полиции отражаются:
S информация о складывающейся оперативной обстановке на участке и принимаемые меры по ее нормализации;
S работа, проводимая участковым уполномоченным полиции по выявлению и раскрытию преступлений и правонарушений;
S деятельность участкового уполномоченного полиции по профилактике преступлений и правонарушений;
S состояние и результаты участия граждан и общественных объединений, в т.ч. правоохранительной направленности, в охране общественного порядка;
S результаты рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан;
S иные проблемные вопросы, требующие рассмотрения на данном собрании.
На этапе подготовки к отчету разрабатывается информационноаналитическая записка, в которой отражается проводимая участковым уполномоченным полиции работа по охране общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории, защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, а также принимаемые меры по обеспечению общественного доверия и поддержки граждан.
Информационно-аналитическая записка утверждается руководителем территориального органа.
Примерная структура информационно-аналитической записки:
1. Информация о складывающейся оперативной обстановке на участке и принимаемые меры по ее нормализации.
2. Работа, проводимая участковым уполномоченным полиции по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений.
3. Деятельность участкового уполномоченного полиции по профилактике преступлений и административных правонарушений.
4. Состояние и результаты участия граждан и общественных объединений, в т. ч. правоохранительной направленности, в охране общественного порядка.
5. Результаты рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан.
6. Иные проблемные вопросы, требующие рассмотрения на собрании.
Основная цель на этапе подготовки отчета (публичного выступления)
участкового уполномоченного полиции - правильно определить тему выступления, сформулировать цель и определить задачи. При этом рекомендуется придерживаться следующих советов:
1. Выбирать тему, исходя из необходимости и интересов аудитории. При выборе темы и стиля выступления учитывать, какая установка должна быть преобладающей: подача информации, обсуждение проблемы, отчет, агитация и т.д.
2. Целевые установки дают определенное направление аудитории и самому выступающему: выступающий уясняет, о чем будет вести речь, аудитории легче воспринимать, когда она знает, о чем пойдет речь.
3. Выбирать круг вопросов, которые раскрывают заявленную тему и представляют интерес для аудитории.
4. Отыскать в теме то, что привлекло бы внимание аудитории, вызвало заинтересованность, затронуло, побудило к действиям.
5. Готовясь к выступлению, постоянно продумывать все нюансы, аргументы, доступность и конкретность изложения.
6. Помнить, что тема и стиль выступления должны соответствовать времени, месту, интеллектуальным возможностям и психоэмоциональным качествам собравшихся.
7. Тема должна быть важной, интересной для аудитории.
8. Автору необходимо совместить две зачастую взаимоисключающие вещи - донести до слушателей информационную составляющую (иногда довольно сложную для восприятия) и сделать это как можно проще, доходчивее, понятным для слушателей языком, но исключающим некомпетентность, примитивизм, грамматические и стилистические ошибки.
Рекомендации на этапе планирования выступления:
1. При обдумывании плана выступления необходимо иметь избыток информации.
2. Иметь полное представление об уровне аудитории, причине выступления, его теме и цели.
3. Тщательно и логично спланировать свои мысли, чтобы раскрыть тему и достичь цели выступления.
4. Подобрать наглядные примеры, но не перегружать ими свое выступление.
5. Выступление должно быть живым, интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами.
Следует быть готовым ответить на вопросы других участников собрания.
|