Возникновение и развитие социальной экологии как науки связано с развитием знаний человека о природе в целом, с развитием общей экологии. Термин «экология» происходит от двух греческих слов: «экос» или «ойкос» — «дом» и «логос» — наука, изучение, и означает буквально «наука о доме», то есть наука о том, что нас окружает.
Первоначально экология развивалась в рамках естественных наук, происходило накопление знаний о природе, об отдельных объектах живой и неживой природы.
Сам термин «экология» введен в научный оборот в 1866 г. немецким зоологом-эволюционистом Эрнстом Геккелем. В своей работе «Общая морфология организмов» он предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существование и влияния на живые существа комплекса физических и биотических условий, назвать термином «экология». Однако предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение новой самостоятельной отрасли научного знания.
Во второй половине XIX в. сложилось несколько крупных, относительно автономно развивающихся направлений экологических исследований, каждый из которых имел специфический объект изучения. К таковым условно можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.
Экология растений формировалась на базе ботанических дисциплин. Основное внимание в рамках этого направления уделялось раскрытию закономерностей распределения различных видов растений по поверхности Земли, выявлению возможностей и механизмов их приспособления к конкретным условиям произрастания, изучению особенностей питания растений и др. Существенный вклад в развитие этого направления во второй половине XIX столетия внесли немецкие ученые — ботаник А. А. Г ризенбах, агрохимик Ю. Либих, физиолог растений Ю. Сакс, русский химик и агрохимик Д. И. Менделеев и др.
Исследования в рамках экологии животных также велись по нескольким основным направлениям: выявлялись закономерности расселения конкретных видов по поверхности планеты, выяснялись причины, способы и пути их миграции, изучались пищевые цепи, особенности меж- и внутривидовых взаимоотношений, возможности их использования в интересах человека и др. Разработкой этих и ряда других направлений занимались американские исследователи — зоолог С. Форбс и энтомолог Ч. Рейли, датский зоолог О. Ф. Мюллер, русские исследователи — палеонтолог В. А. Ковалевский, зоологи К. М. Бэр, А. Ф. Миддендорф и К. Ф. Рулье, натуралист А. А. Силантьев, зоогеограф Н. А. Северцов и др.
Проблематика экологии человека разрабатывалась преимущественно в связи с изучением экологических аспектов человеческой эволюции и исследованиями в области медицинской эпидемиологии и иммунологии. Первое направление исследований в рассматриваемый период представляли английские биологи-эволюционисты Ч. Дарвин и Т. Гексли, английский философ, социолог и психолог Г. Спенсер, немецкий естествоиспытатель К. Фогт и некоторые другие исследователи, второе направление — микробиологи, эпидемиологи и иммунологи Э. Беринг, Р. Кох, И. И. Мечников, Л. Пастер, П. Эрлих и др.
Геоэкология возникла на стыке двух крупнейших наук о земле — географии и геологии, а также биологии. Наибольший интерес у исследователей этой отрасли экологии вызывали проблемы организации и развития ландшафтных комплексов, влияния геологических процессов на живые организмы и человека, строения, биохимического состава и особенностей формирования почвенного покрова Земли и др. Значительный вклад в развитие этого направления внесли немецкие географы А. Гумбольдт и К. Риттер, русский почвовед В. В. Докучаев, русский географ и ботаник А. Н. Краснов и др.
Отдельные направления экологических исследований постепенно обрели самостоятельность, в концу XIX-началу XX вв. наметилась очевидная тенденция к постепенному укрупнению объектов экологического изучения. Если первоначально в качестве таковых выступали единичные особи, их группы, конкретные биологические виды и т.д., то с течением времени их стали дополнять крупные природные комплексы, такие, как «биоценоз» (понятие предложил К. Мебиус).
В первой половине XX в. происходит дальнейшая разработка научного понятийного аппарата экологии. Так, австрийский геолог Э. Зюсс для обозначения «пленки жизни» на поверхности Земли предложил понятие «биосфера». Значительно расширил и конкретизировал это понятие русский, советский ученый В. И. Вернадский в своей книге «Биосфера», увидевшей свет в 1926 г. В 1935 г. английский ботаник А. Тенсли ввел понятие «экологическая система» (экосистема). А в 1940 г. советским ботаником и географом В. Н. Сукачевым был введен термин «биогеоценоз», которым он предложил обозначать элементарную единицу биосферы. Естественно, что изучение столь масштабных комплексных объектов требовало объединения исследовательских усилий представителей разных «специальных» экологий, выработки общих подходов к организации самого процесса экологических исследований. Собственно именно этой необходимости и обязана своим появлением экология как единая наука, интегрирующая в себе развивавшиеся ранее относительно независимо друг от друга частные предметные экологии.
Результатом их воссоединения стало образование «большой экологии» (по выражению Н.Ф. Реймерса) или «макроэкологии» (по Т.А. Акимовой и В.В. Хаскину), включающей сегодня в свою структуру следующие основные разделы:
• общая экология;
• социальная экология;
• прикладная экология.
Структура каждого из названных разделов и круг проблем, рассматриваемых в каждом из них, показаны на рис. 1. Она хорошо иллюстрирует тот факт, что современная экология представляет собой комплексную науку, решающую чрезвычайно широкий спектр задач, крайне актуальных на современном этапе развития общества. По емкому определению одного из крупнейших современных экологов Юджина Одума, «экология — это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, их взаимосвязи».
Общая экология
Теоретическая экология Математическая экология Моделирование экологических систем и процессов Экспериментальная экология Биоэкология
Экология систематических групп организмов - видов, семейств, классов, типов, царств (бактерий, грибов, растений, животных) Экология естественных биосистем: экология особи, экология групп, популяционная экология, экология сообществ- биоценозов, биогеоценология Эволюционная экология Учение о биосфере Г еоэкология
Экология геосфер и частей природной среды обитания организмов
Экология биогеографических
областей, природных зон, биомов
Климатология
Экология регионов, стран,
континентов
ЭКОЛОГИЯ
Рисунок 1 — Структура современной экологии
Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов — Р. Парку и Э. Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики. Таким образом, было подчеркнуто неразрывное единство природного и социального мира.
Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы ХХ столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д. Ж. Маркович, было, по сути, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.
В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ, то со второй половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопросов были включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучения влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.
В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др.
Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.
Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т. А. Акимова и В. В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.
Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В. Гирусова, социальная экология должна изучать, прежде всего, законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.
Таким образом, социальная экология — это наука, эмпирически изучающая и теоретически обобщающая научные знания о специфических взаимосвязях общества и окружающей природной среды с целью не только их сохранения, но и совершенствования. Объектом социальной экологии являются общество и окружающая природная среда, а предметом - специфические взаимосвязи, взаимодействие между ними. Становление и развитие социальной экологии как науки и учебной дисциплины происходит во второй половине ХХ столетия и связано с усилением давления общества на окружающую природную среду и с осознанием угрозы экологического кризиса.
|