Важную роль в современной действительности играют социальноэкологические проблемы, причем их значимость определяется не только негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития техногенных процессов — техногенными катастрофами, загрязнением природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на различные системы нашей планеты сегодня превышают способности Земли к самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности, даже если будет основан на современнейшей технологии, неизбежно влечет за собой тепловое загрязнение атмосферы. В то же время остановить техногенное воздействие человека на природу в полной мере невозможно, т. е. взаимодействие человека с окружающей средой постоянно порождает различные проблемы, решать которые призвана, в том числе, и социальная работа.
Истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей. Связующем звеном между обществом и природой выступает социальноэкологическое пространство — социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. Именно социально-экологическое пространство органически связывает интересы и социальной работы и социальной экологии.
Исходя из репертуара задач профессиональной деятельности и учитывая социальную и личностную значимость современных социально-экологических проблем можно сформулировать ряд функций специалиста по социальной работе, предусматривающих владение им экологическими компетенциями для решения данных проблем:
— анализ и учет роли и характера влияния условий жизни, средовых факторов (природных, антропогенных, включая социальные; комплекса, групп, отдельных факторов) на жизнедеятельность, динамику, развитие отдельных личностей и общностей в ситуациях, требующих участия социального работника;
— моделирование, дизайн жизненной среды личности, содействие выработке стиля взаимодействия человека со средой жизни для обеспечения гармоничного развития и социализации личности;
— содействие коррекции социальной дезадаптации, поддержка процесса социальной реадаптации личности (в том числе лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы);
— экологическое просвещение населения, содействие развитию экологической культуры людей и общества;
— содействие социальной сплоченности людей по поводу и для решения социально-экологических проблем;
— содействие обеспечению достойного качества жизни людей, участие в разработке стандартов качества жизни;
— содействие решению локальных экологических проблем населения, обеспечению экологической безопасности населения (сельского поселения, микрорайона и др.);
— оказание социальной помощи и поддержки населению, оказавшемуся в зоне экологического бедствия.
Таким образом, можно обозначить три основных сферы актуализации социальным работником освоенных им экологических компетенций:
— применение экологического подхода в решении текущих задач профессиональной деятельности;
— решение экологических задач в текущей работе;
— участие в разработке и реализации социальных проектов экологической направленности и экологических проектов социальной напр авленно сти.
Социально-экологическое содержание в той или иной мере присуще всем социальным технологиям и методикам, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных условий их осуществления, но и от уровня развития общечеловеческой и экологической культуры людей. К технологиям социальной работы, использующие социально-экологические знания в практике социальной работы, можно отнести различные виды анималотерапии (иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия и др.), терапия звуками природы, рекреационно-оздоровительные технологии, технологии организации санаторно-курортной деятельности и др. Также социальноэкологические знания требуются при использовании социально-педагогических технологий (экологическое просвещение, формирование экологической культуры подрастающего поколения и населения в целом), социальнопсихологических технологий (например, при оказании помощи населению в зонах стихийных бедствий), технологии социального обеспечения (при возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды), технологии социального страхования, технологий социальной диагностики, проектирования и моделирования (для определении возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий для производственного персонала и населения, основных опасностей среды обитания человека, оценки риска их реализации; проведении оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан и др.).
|