Формирование законодательной базы для решения проблем, связанных с социальной защитой населения, пострадавшего в результате радиационного воздействия, началось после чернобыльской катастрофы. Были приняты Закон СССР «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы» (1991) и Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991). В 1992 г. была принята новая редакция этого закона, получившая статус Закона Российской Федерации.
В последующем в связи с необходимостью социальной защиты людей, пострадавших от других событий радиационного характера, были приняты федеральные законы «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (1995) и «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (1998). Данные законы определили группы граждан, пострадавших от радиационного воздействия, на которые распространялось действие соответствующих статей Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986—1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986—1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988—1990 гг. в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988—1990 г. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988—1990 гг. службу в зоне отчуждения;
граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы;
военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социальноэкономическим статусом.
Для каждой группы пострадавших определен обширный перечень льгот и компенсаций, включающих денежные выплаты, преимущественные права, налоговые льготы, натуральное возмещение вреда (бесплатное предоставление промышленных товаров, продуктов питания, медицинских препаратов и др.), к числу основных из которых относятся:
установления причинной связи заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы;
оказания пострадавшим медицинской помощи и предоставления им лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
выплаты ежегодной материальной помощи и других денежных компенсаций;
проведения обязательного государственного страхования личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы;
предоставления доплаты работающим на радиационно загрязненных территориях, а также переведенным по медицинским показаниям из-за воздействия радиации на нижеоплачиваемую работу;
назначения пенсий пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
обеспечения путевками пострадавших от радиационного воздействия;
выдачи удостоверений участникам ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС и другим категориям пострадавших.
На основе накопленного опыта и последовательного роста экономики государства предполагается дальнейшее развитие системы социальной защиты граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. В ближайшее время должны быть проведены:
унификация принципов единовременных выплат пострадавшим;
обязательное страхование граждан, проживающих в зонах возможных стихийных бедствий и вблизи потенциально опасных объектов;
внедрение объективных методик оценки размеров материального ущерба, нанесенного в результате чрезвычайных ситуаций физическим и юридическим лицам;
установление единого порядка возмещения ущерба здоровью пострадавших;
определение порядка предоставления льгот за проживание в зонах бедствий.
В дальнейшем предполагается наращивание усилий по созданию социальных фондов и резервов материальных ресурсов, используемых в чрезвычайных ситуациях и других экстремальных условиях, совершенствование работы комиссий субъектов Российской Федерации по социальной защите населения, которые должны осуществлять оперативное руководство работой на местах по оказанию социальной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
|