В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это одно из основных субъективных, естественных прав человека и гражданина, данных природой, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий жизни.
Право на благоприятную окружающую среду отражено в той или иной формулировке в конституциях практически всех государств. Конституция РФ, закрепив наиболее важные права человека (конституционные права), предусматривает специфический набор средств и методов их защиты.
Одной из таких стимулирующих природоохранных мер является институт экологических платежей, созданный в целях стимулирования деятельности предприятий, направленной на снижение загрязнения окружающей среды. Их фактический уровень частично является показателем экологической устойчивости работы промышленных предприятий, природоохранная деятельность которых в настоящее время во многом направлена на снижение размеров платежей, что является стимулирующим фактором к уменьшению вреда окружающей природной среде.
Рисунок 6 - Система экологических платежей
Появление института платежей за загрязнение окружающей природной среды обусловлено необходимостью детального контроля предприятиями формирования интегрального потока загрязнения с выявлением внутренних источников загрязняющих воздействий и их регулирования, а также формированию специализированных фондов, средства которых направляются на восстановление природных объектов.
Актуальность института взимания платежей за загрязнение окружающей среды продиктована ситуацией, сложившейся сегодня в российской экономике, при которой предприниматели ставят перед собой краткосрочные цели, направленные на адаптацию к новым для них условиям рыночной экономики, и развивают производство в тех сферах, где возможно получать реально ощутимые результаты в обозримый период времени. С этой точки зрения экологическая сфера не является для них привлекательной, потому что качественные характеристики окружающей среды обладают признаками общественного блага, то есть им присущи свойства неисключа- емости и неконкурентности в потреблении. Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, социальных и экологических перспектив развития общества.
Система экологических платежей в России, начавшая формироваться в 1991 г., продолжается и в настоящее время. Разумеется она не безупречна, но в целом действует вполне эффективно. Как бы то ни было, но, учитывая современную экологическую и экономическую ситуацию в стране, лучше иметь несовершенную систему, чем ее полное отсутствие. В целом следует констатировать, в России еще не сформировалась экологоориентированная политика, за исключением льгот предприятиям, направляющим средства из прибыли на природоохранные мероприятия.
Плата за загрязнение призвана выполнять две функции:
- стимулировать предприятия к сокращению уровня негативного воздействия;
- являться источником последующего аккумулирования денежных средств, направляемых на ликвидацию негативных экологических последствий производства.
Современный порядок исчисления и взимания платы за загрязнение был установлен постановлением правительства РФ от 28 августа 1992 г. С целью его развития был подготовлен и утвержден целый ряд нормативных документов, в том числе «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов», которые распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые вредные воздействия на территории РФ, связанные с природопользованием.
Приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а отчетным периодом признается календарный квартал.
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в данной сфере. Принцип «загрязнитель платит» вошел в российское экологическое право из зарубежного законодательства сравнительно недавно. Взимание платы регулируется подзаконными нормативными актами Правительства РФ и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в частности:
- постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;
постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
|