Вторник, 26.11.2024, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и правовые основы института платежей за загрязнение окружающей природной среды

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоро­вью или имуществу экологическим правонарушением. Это одно из основных субъективных, естественных прав человека и граждани­на, данных природой, затрагивающих основы его жизнедеятельно­сти, связанные с поддержанием нормальных экологических, эко­номических, эстетических и иных условий жизни.

Право на благоприятную окружающую среду отражено в той или иной формулировке в конституциях практически всех госу­дарств. Конституция РФ, закрепив наиболее важные права челове­ка (конституционные права), предусматривает специфический набор средств и методов их защиты.

Одной из таких стимулирующих природоохранных мер явля­ется институт экологических платежей, созданный в целях стиму­лирования деятельности предприятий, направленной на снижение загрязнения окружающей среды. Их фактический уровень частич­но является показателем экологической устойчивости работы про­мышленных предприятий, природоохранная деятельность которых в настоящее время во многом направлена на снижение размеров платежей, что является стимулирующим фактором к уменьшению вреда окружающей природной среде.

Рисунок 6 - Система экологических платежей

 

Появление института платежей за загрязнение окружающей природной среды обусловлено необходимостью детального кон­троля предприятиями формирования интегрального потока загряз­нения с выявлением внутренних источников загрязняющих воздей­ствий и их регулирования, а также формированию специализиро­ванных фондов, средства которых направляются на восстановление природных объектов.

Актуальность института взимания платежей за загрязнение окружающей среды продиктована ситуацией, сложившейся сегодня в российской экономике, при которой предприниматели ставят пе­ред собой краткосрочные цели, направленные на адаптацию к но­вым для них условиям рыночной экономики, и развивают производ­ство в тех сферах, где возможно получать реально ощутимые ре­зультаты в обозримый период времени. С этой точки зрения эколо­гическая сфера не является для них привлекательной, потому что ка­чественные характеристики окружающей среды обладают призна­ками общественного блага, то есть им присущи свойства неисключа- емости и неконкурентности в потреблении. Подобная ситуация таит в себе серьезную опасность для долговременных экономических, со­циальных и экологических перспектив развития общества.

Система экологических платежей в России, начавшая форми­роваться в 1991 г., продолжается и в настоящее время. Разумеется она не безупречна, но в целом действует вполне эффективно. Как бы то ни было, но, учитывая современную экологическую и эконо­мическую ситуацию в стране, лучше иметь несовершенную систе­му, чем ее полное отсутствие. В целом следует констатировать, в России еще не сформировалась экологоориентированная политика, за исключением льгот предприятиям, направляющим средства из прибыли на природоохранные мероприятия.

Плата за загрязнение призвана выполнять две функции:

- стимулировать предприятия к сокращению уровня негатив­ного воздействия;

- являться источником последующего аккумулирования де­нежных средств, направляемых на ликвидацию негативных эколо­гических последствий производства.

Современный порядок исчисления и взимания платы за загряз­нение был установлен постановлением правительства РФ от 28 ав­густа 1992 г. С целью его развития был подготовлен и утвержден целый ряд нормативных документов, в том числе «Базовые норма­тивы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю­щую природную среду и размещение отходов», которые распро­страняются на предприятия, учреждения, организации, иностран­ные юридические и физические лица, осуществляющие любые вредные воздействия на территории РФ, связанные с природополь­зованием.

Приказом федеральной службы по экологическому, техноло­гическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным перио­дом, а отчетным периодом признается календарный квартал.

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодатель­ства и является одним из экономических методов управления в данной сфере. Принцип «загрязнитель платит» вошел в российское экологическое право из зарубежного законодательства сравнитель­но недавно. Взимание платы регулируется подзаконными норма­тивными актами Правительства РФ и уполномоченных федераль­ных органов исполнительной власти, в частности:

- постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размеще­ние отходов, другие виды вредного воздействия»;

постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязня­ющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные вод­ные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.08.2017)
Просмотров: 227 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%