«Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного действия на окружающую природную среду» установлен в соответствии с ФЗ - № 7 «Об охране окружающей среды» и распространяется на всех, кто является природопользователем. Ими могут быть юридические (предприятия, организации всех форм собственности) и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;
- неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов;
- смывы загрязняющих веществ с почв.
По существу, платежи за загрязнение являются одной из форм налогообложения хозяйствующих субъектов. В основу определения размера такого налогообложения положены так называемые базовые нормативы платы (БНП) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.
Базовые нормативы платы представляют собой цену в рублях за одну тонну конкретного загрязняющего вещества, выброшенного в окружающую среду или цену в рублях за одну тонну размещенных отходов.
Базовые нормативы платы едины для всей территории РФ и устанавливаются на государственном уровне постановлением правительства РФ, а затем для конкретной территории (например, Краснодарского края) - постановлением главы этой территории (например, Главы Краснодарского края).
В РФ установлено два вида базовых нормативов платы, т.е. установлено две возможные цены за выброс (сброс), размещение отходов:
БНП! - за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС) - минимальная цена;
БНП2 - за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов: ВСВ, ВСС) - большая цена.
В зависимости от степени опасности того или иного вещества разница в ценах (разница между БНП и БНП2) изменяется от «в несколько раз» до «на несколько порядков».
При расчете платежей применяются дополнительные коэффициенты:
- повышающий коэффициент, применяется при сверхлимитном загрязнении окружающей среды или в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс), тогда вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. Применение настоящего коэффициента по существу является штрафованием природопользо- вателя. В этом случае при расчете платежей применяется базовый норматив платы БНП2:
- учитывающие особенности экологической ситуации;
- учитывающие особенности экономической ситуации (инфляционные коэффициенты).
Экологические и инфляционные коэффициенты периодически пересматриваются и утверждаются на данной территории на определенный период. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции. Платежи за превышение ПДВ, ПДС осуществляются из прибыли предприятия.
Платежи перечисляются природопользователем ежеквартально в бесспорном порядке до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, при нарушении установленных сроков изымаются в безакцептном порядке по платежным распоряжениям (т. е. взыскиваются со счетов предприятия в принудительном порядке без его согласия и участия).
Таким образом, платежи за загрязнение конкретной среды (воздуха, воды и т. д.) определяются путем перемножения количества выбрасываемого i-го вещества, в тоннах на соответствующий базовый норматив платы, в рублях за тонну и соответствующие коэффициенты. При этом необходимо установить, к какому виду относится выброс: нормативному (ПДВ, ПДС), в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) или сверхлимитному. В зависимости от этого выбираются базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты. Затем производится суммирование по всем ингредиентам и по всем средам.
Фактическая масса выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ определяется расчетными или инструментальными методами.
Определение квартального фактического объема возможно на основе:
1) результатов анализов (замеров), регистрируемых в журналах учета установленной формы;
2) по нормативам ПДВ (ПДС), а за год - по данным статистической отчетности с последующим уточнением фактических объемов;
для не имеющих нормативов ПДВ - по данным предыдущего года, деленным на четыре, с последующим уточнением по итогам года.
|