Затраты на природоохранные мероприятия (экологические издержки) по их экономической сущности можно разделить на издержки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты).
К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:
- на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду: совершенствование технологических процес
сов, изменение состава или улучшение качества используемых ресурсов, установку очистных сооружений с последующей утилизацией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т. п.;
- на мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами: строительство высоких труб при атмосферных выбросах, нейтрализация загрязнений, захоронение отходов, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий, озеленение городов и поселков, рациональную планировку городской застройки с учетом «розы ветров» и др.
К предзатратам в структуре экологических издержек общества относятся также следующие расходы:
- на экологическое образование, подготовку кадров, рекламно-издательскую деятельность экологической направленности;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе разработку и внедрение новых экологосовместимых технологий;
- организацию и совершенствование институтов управления природоохранной деятельностью, в том числе органов, обеспечивающих экологический контроль, аудит, мониторинг, экологическую экспертизу;
- разработку экологической регламентации хозяйственной деятельности: правовых, нормативно-методических материалов и документов, экологических стандартов и т. п.;
- создание объектов экологической инфраструктуры;
- экологическую модернизацию сферы материального производства.
Экономическим результатом издержек предотвращения загрязнения можно считать снижение ущерба. Затраты на природоохранные мероприятия в размере 1-2 % ВНП предотвращают ущерб размером 3-5 %, однако рост расходов на охрану окружающей среды имеет и отрицательные экономические последствия так как на них отвлекается значительная часть трудовых и финансовых ресурсов, увеличивается себестоимость продукции. Возникает вопрос о разумной величине вложений в охрану природной среды и рационализацию природопользования.
Экологическое образование, воспитание подготовка кадров, экологическая пропаганда
Затраты на ликвида-
цию и компенсацию
ущерба
Потери реципиентов
На поддержание здо-
ровья населения, ме-
дико-экологическое
страхование
НИОКР, разработка но-
вых технологий,
устройств, средств кон-
троля
Лесного и сельского
хозяйства
На ликвидацию по-
следствий авария
Правовое, нормативно-
методическое обеспече-
ние экологической сферы
Жилищно-коммунального
хозяйства
На санацию среды, территорий,
природных объектов
На рекультивацию, восстановле-
ние нарушенных природных
комплексов, объектов, экосистем
Экологический контроль
и аудит: мониторинг,
экологическая экспертиза
и т. п.
На компенсационные выплаты по
экологическим искам
Организация региональных банков эко-
логической информации
Строительство, реконструкция, модер-
низация природоохранных объектов
Экологизация производства
Рисунок 9 - Структура экологических издержек общества
I
Экономические
потери населения
I
Промышленности и
транспорта
I
Улучшение системы
управления природо-
охранной деятельностью
С экономических позиций производитель может выбирать: либо экономия на природоохранных затратах (но тогда создается высокий уровень выбросов и наносится значительный ущерб окружающей среде), либо сокращение ущерба путем увеличения природоохранных издержек. Существует некая оптимальная ситуация, когда экологические издержки достигают минимума. Это и есть экономический оптимум загрязнения окружающей среды, который не исключает социальные и экологические цели. С общечеловеческих позиций разумными являются затраты, объем которых гарантирует стабилизацию качества среды обитания всего живого на планете.
Следует отметить также, что функционально предназначение природоохранных затрат значительно шире, чем только предотвращение негативных экологических последствий, поскольку они служат удовлетворению и социально-экономических потребностей общества, способствуя расширению сферы образования, совершенствованию технологий, внедрению достижений НТП, модернизации производства, улучшению условий жизнедеятельности людей и т. п.
Другая составляющая экологических издержек общества определяется величиной экономического ущерба от негативных воздействий антропогенной деятельности на природную среду и затратами на его компенсацию (постзатратами).
По времени реализации различают две категории природоохранных затрат: капитальные вложения и текущие затраты.
К инвестициям в основной капитал (капитальным вложениям) на охрану окружающей среды относятся единовременные затраты на создание, обновление, реконструкцию, замену и расширение основных средств природоохранного назначения, совершенствование технологии производства с целью сокращения его воздействия на природную среду.
Капитальные вложения представляют собой материальные затраты общества, которые в течение нескольких лет (как правило, больше года) находятся в сфере производства, не давая полезного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от срока освоения капиталовложений, превращения их в действующие основные производственные природоохранные фонды (водо- и пылегазоочистные установки, объекты оборотного водоснабжения, оборудование и сооружения по сбору, обезвреживанию, складированию и захоронению твердых (полужидких) отходов производства и потребления, а также затраты на проведение капитальных работ по рекультивации земель, созданию защитных лесных насаждений, организации заповедников и других природоохранных территорий).
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) природоохранного назначения включают как прямые, так и сопряженные капитальные затраты.
Прямые капитальные затраты охватывают затраты, осуществляемые исключительно в природоохранных целях и не используемые для иных производственных нужд (создание очистных сооружений, организация заповедников и т. п.).
Сопряженные капитальные затраты связаны с совершенствованием технологий производства, которые могут дать положительный экологический эффект (например, затраты на технологическое перевооружение электростанций при переходе на использование природного газа вместо угля).
В результате освоения капитальных вложений происходит создание фондов природоохранного назначения, процесс эксплуатации которых влечет за собой возникновение эксплуатационных издержек (природоохранных текущих затрат). К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных средств природозащитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды (ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, на текущий и капитальный ремонт, амортизационные отчисления, энергетические расходы, затраты на реагенты).
Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят годовые капитальные затраты: по народному хозяйству они обычно соотносятся как 3 : 1 (по воздушному бассейну - 5 : 1, по водным ресурсам - 4 : 1). Это свидетельствует о том, что обновление природоохранных фондов в нашей стране происходит очень медленно. В то же время в США соотношение текущих и годовых капитальных затрат составляет 1 : 1.
На практике невозможно учесть текущие затраты на природоохранную деятельность поскольку они полностью «растворяются» в показателе себестоимости продукции. Исключение составляют только затраты по эксплуатации централизованных очистных сооружений на предприятиях, где они выделены в особые подразделения.
В отчетность субъектов хозяйствования должны включаться следующие виды текущих затрат на охрану окружающей среды:
- на содержание и эксплуатацию основных средств природоохранного назначения;
- рекультивацию нарушенных земель (кроме включенных в капитальные вложения);
- оплату сторонних услуг по приему и очистке сточных вод, вывозу, размещению, хранению и переработке отходов, проведению контроля за состоянием окружающей среды и воздействием на нее, на оплату научно-исследовательских работ, подготовку специалистов и т. д.;
- организацию самостоятельного контроля за воздействием на окружающую среду, научно-технических исследований, управления природоохранной деятельностью на предприятии;
- текущие мероприятия по восстановлению нарушенной природной среды и снижению вредного воздействия на нее.
Удельный вес природоохранных текущих затрат в общих затратах на производство товарной продукции колеблется в пределах 0,2-3 %.
Экологические издержки хозяйствующих субъектов включаются в общие производственные затраты, т. е. являются внутренними (интернальными) для предприятия. Издержки же, вызываемые загрязнением окружающей среды, т. е. собственно экономический ущерб, - внешние для предприятия-загрязнителя (в экономике природопользования их принято называть экстернальными), поскольку для самого производителя ущерб, вызванный его деятельностью, не влияет на издержки производства.
Общество в целом заинтересовано в сокращении общественных экологических издержек, включающих природоохранные затраты (предзатраты) и экономический ущерб от загрязнения, а конкретный производитель в первую очередь озабочен внутренними природоохранными издержками, которые уплачиваются из его кармана и отражаются на других экономических показателях. Ущерб окружающей среде, наносимый хозяйственной деятельностью данного производителя, - издержки других субъектов, т. е. для предпринимателя они внешние.
Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предприятий на предварительную очистку загрязненной воды, воздуха, в прямых потерях дохода от снижения урожайности культур под воздействием вредных выбросов, ускорения коррозии металлов и т. п.
Одним из возможных путей превращения внешних издержек во внутренние является создание институционального механизма, понуждающего предпринимателя учитывать экологический фактор в процессе принятия хозяйственных решении. Это, во-первых, законодательное закрепление принципа компенсации, когда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают технические сложности по определению «величины ущерба» и доказательств его достоверности. С той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый сельскому хозяйству или основным производственным фондам, а по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоречия.
Сложности компенсации ущерба усугубляются тем, что на одной территории сосредоточено, как правило, несколько производств, и трудно установить конкретного виновника загрязнения.
Второй способ - ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат. Впервые налог на загрязнитель как инструмент интернализации внешних эффектов предложил английский экономист А. Пигу (1932) (пигувианский налог). Этот метод действеннее предыдущего, однако он не гарантирует в динамике сохранения качества окружающей среды, поскольку материализует принцип «загрязняй, но плати».
Наиболее перспективным методом интернализации внешних издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него.
Под ассимиляционным потенциалом понимается способность природной среды обезвреживать, поглощать и перерабатывать определенное количество вредных веществ без изменения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способности у природной среды общество имеет возможность осуществлять экономию природоохранных издержек, которая в конечном счете и определяет ценность ассимиляционного потенциала.
Для обеспечения рационального использования ассимиляционного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстернальные издержки превращаются в ин- тернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель) платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, если он создал «грязное» производство), или получает дополнительные доходы от сельского хозяйства, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества природной среды. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспечить первоначальное распределение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды между предприятиями- загрязнителями (путем продажи лицензий на загрязнения). Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности, тогда процесс рационального его использования будет обеспечен в динамике.
В результате взаимовыгодных уступок и переговоров будет выбран оптимальный для природопользователей (загрязнителей), природы и «жертв загрязнения» вариант. Это положение называют теоремой Коуза (в честь нобелевского лауреата по экономике Р. Х. Ко- уза). Он сделал вывод о том, что независимо от принадлежности права собственности свободные переговоры между заинтересованными сторонами могут привести к достижению экономически эффективного уровня загрязнения. Согласно теореме Коуза, единственное, что необходимо для решения проблем окружающей среды, - это создание условий для переговоров жертвы и загрязнителя.
Однако на практике в большинстве случаев теорема Коуза не работает в силу большого числа сторон, заинтересованных в разрешении экологических конфликтов. Если проблема ограничивается двусторонними контактами, то найти взаимоприемлемое решение достаточно легко. Но если речь идет о загрязнении воздушного бассейна крупного города, затраты на определение участников, проведение переговоров и реализацию соглашения (так называемые трансакционные издержки) становятся неоправданно большими. Кроме того, возникает проблема с определением виновников деградации природной среды. Так, загрязнение грунтовых вод может возникнуть во многих местах и по многим причинам, установить которые достоверно невозможно.
Не всегда существует возможность провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами, даже если они известны: например, в случае, когда экстерналии затрагивают интересы будущих поколений, которые не могут голосовать по принятию решений в настоящее время.
Таким образом, во многих случаях свободный рынок не способен самостоятельно разрешить экологические проблемы. Для устранения подобных провалов, как признает большинство специалистов, необходимо государственное регулирование, реализация природоохранной политики, учитывающей интересы всего общества.
|