Вторник, 26.11.2024, 15:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Экологические издержки общественного производства

Затраты на природоохранные мероприятия (экологические из­держки) по их экономической сущности можно разделить на из­держки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на лик­видацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных эколо­гических нарушений (постзатраты).

К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях мигра­ции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:

- на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду: совершенствование технологических процес­

 

сов, изменение состава или улучшение качества используемых ре­сурсов, установку очистных сооружений с последующей утилиза­цией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т. п.;

- на мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами: строительство высоких труб при атмо­сферных выбросах, нейтрализация загрязнений, захоронение отхо­дов, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий, озеленение городов и поселков, рациональную планировку город­ской застройки с учетом «розы ветров» и др.

К предзатратам в структуре экологических издержек общества относятся также следующие расходы:

- на экологическое образование, подготовку кадров, реклам­но-издательскую деятельность экологической направленности;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра­боты, в том числе разработку и внедрение новых экологосовме­стимых технологий;

- организацию и совершенствование институтов управления природоохранной деятельностью, в том числе органов, обеспечива­ющих экологический контроль, аудит, мониторинг, экологическую экспертизу;

- разработку экологической регламентации хозяйственной деятельности: правовых, нормативно-методических материалов и документов, экологических стандартов и т. п.;

- создание объектов экологической инфраструктуры;

- экологическую модернизацию сферы материального произ­водства.

Экономическим результатом издержек предотвращения за­грязнения можно считать снижение ущерба. Затраты на природо­охранные мероприятия в размере 1-2 % ВНП предотвращают ущерб размером 3-5 %, однако рост расходов на охрану окружаю­щей среды имеет и отрицательные экономические последствия так как на них отвлекается значительная часть трудовых и финансовых ресурсов, увеличивается себестоимость продукции. Возникает во­прос о разумной величине вложений в охрану природной среды и рационализацию природопользования.

 

Экологическое образова­ние, воспитание подго­товка кадров, экологиче­ская пропаганда

Затраты на ликвида-
цию и компенсацию
ущерба

Потери реципиентов

На поддержание здо-
ровья населения, ме-
дико-экологическое
страхование

НИОКР, разработка но-
вых технологий,
устройств, средств кон-
троля

Лесного и сельского
хозяйства

На ликвидацию по-
следствий авария

Правовое, нормативно-
методическое обеспече-
ние экологической сферы

Жилищно-коммунального

хозяйства

На санацию среды, территорий,
природных объектов

На рекультивацию, восстановле-
ние нарушенных природных
комплексов, объектов, экосистем

Экологический контроль
и аудит: мониторинг,
экологическая экспертиза
и т. п.

На компенсационные выплаты по
экологическим искам

Организация региональных банков эко-
логической информации

Строительство, реконструкция, модер-
низация природоохранных объектов

Экологизация производства

Рисунок 9 - Структура экологических издержек общества

 

I

 

Экономические
потери населения

 

I

 

Промышленности и
транспорта

 

I

 

Улучшение системы
управления природо-
охранной деятельностью

 


 

С экономических позиций производитель может выбирать: ли­бо экономия на природоохранных затратах (но тогда создается вы­сокий уровень выбросов и наносится значительный ущерб окру­жающей среде), либо сокращение ущерба путем увеличения при­родоохранных издержек. Существует некая оптимальная ситуация, когда экологические издержки достигают минимума. Это и есть экономический оптимум загрязнения окружающей среды, который не исключает социальные и экологические цели. С общечеловече­ских позиций разумными являются затраты, объем которых гаран­тирует стабилизацию качества среды обитания всего живого на планете.

Следует отметить также, что функционально предназначение природоохранных затрат значительно шире, чем только предотвра­щение негативных экологических последствий, поскольку они слу­жат удовлетворению и социально-экономических потребностей об­щества, способствуя расширению сферы образования, совершен­ствованию технологий, внедрению достижений НТП, модернизации производства, улучшению условий жизнедеятельности людей и т. п.

Другая составляющая экологических издержек общества опре­деляется величиной экономического ущерба от негативных воздей­ствий антропогенной деятельности на природную среду и затрата­ми на его компенсацию (постзатратами).

По времени реализации различают две категории природо­охранных затрат: капитальные вложения и текущие затраты.

К инвестициям в основной капитал (капитальным вложениям) на охрану окружающей среды относятся единовременные затраты на создание, обновление, реконструкцию, замену и расширение ос­новных средств природоохранного назначения, совершенствование технологии производства с целью сокращения его воздействия на природную среду.

Капитальные вложения представляют собой материальные за­траты общества, которые в течение нескольких лет (как правило, больше года) находятся в сфере производства, не давая полезного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от срока осво­ения капиталовложений, превращения их в действующие основные производственные природоохранные фонды (водо- и пылегазо­очистные установки, объекты оборотного водоснабжения, обору­дование и сооружения по сбору, обезвреживанию, складированию и захоронению твердых (полужидких) отходов производства и по­требления, а также затраты на проведение капитальных работ по рекультивации земель, созданию защитных лесных насаждений, организации заповедников и других природоохранных террито­рий).

Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) при­родоохранного назначения включают как прямые, так и сопряжен­ные капитальные затраты.

Прямые капитальные затраты охватывают затраты, осуществ­ляемые исключительно в природоохранных целях и не используе­мые для иных производственных нужд (создание очистных соору­жений, организация заповедников и т. п.).

Сопряженные капитальные затраты связаны с совершенство­ванием технологий производства, которые могут дать положи­тельный экологический эффект (например, затраты на технологи­ческое перевооружение электростанций при переходе на исполь­зование природного газа вместо угля).

В результате освоения капитальных вложений происходит со­здание фондов природоохранного назначения, процесс эксплуата­ции которых влечет за собой возникновение эксплуатационных из­держек (природоохранных текущих затрат). К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных средств природозащитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды (ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, на текущий и капитальный ремонт, амортизационные отчисления, энергетические расходы, за­траты на реагенты).

Текущие затраты экологического назначения значительно пре­восходят годовые капитальные затраты: по народному хозяйству они обычно соотносятся как 3 : 1 (по воздушному бассейну - 5 : 1, по водным ресурсам - 4 : 1). Это свидетельствует о том, что обнов­ление природоохранных фондов в нашей стране происходит очень медленно. В то же время в США соотношение текущих и годовых капитальных затрат составляет 1 : 1.

На практике невозможно учесть текущие затраты на природо­охранную деятельность поскольку они полностью «растворяются» в показателе себестоимости продукции. Исключение составляют только затраты по эксплуатации централизованных очистных со­оружений на предприятиях, где они выделены в особые подразде­ления.

В отчетность субъектов хозяйствования должны включаться следующие виды текущих затрат на охрану окружающей среды:

- на содержание и эксплуатацию основных средств природо­охранного назначения;

- рекультивацию нарушенных земель (кроме включенных в капитальные вложения);

- оплату сторонних услуг по приему и очистке сточных вод, вывозу, размещению, хранению и переработке отходов, проведе­нию контроля за состоянием окружающей среды и воздействием на нее, на оплату научно-исследовательских работ, подготовку специа­листов и т. д.;

- организацию самостоятельного контроля за воздействием на окружающую среду, научно-технических исследований, управ­ления природоохранной деятельностью на предприятии;

- текущие мероприятия по восстановлению нарушенной при­родной среды и снижению вредного воздействия на нее.

Удельный вес природоохранных текущих затрат в общих за­тратах на производство товарной продукции колеблется в пределах 0,2-3 %.

Экологические издержки хозяйствующих субъектов включают­ся в общие производственные затраты, т. е. являются внутренними (интернальными) для предприятия. Издержки же, вызываемые за­грязнением окружающей среды, т. е. собственно экономический ущерб, - внешние для предприятия-загрязнителя (в экономике при­родопользования их принято называть экстернальными), поскольку для самого производителя ущерб, вызванный его деятельностью, не влияет на издержки производства.

Общество в целом заинтересовано в сокращении обществен­ных экологических издержек, включающих природоохранные за­траты (предзатраты) и экономический ущерб от загрязнения, а кон­кретный производитель в первую очередь озабочен внутренними природоохранными издержками, которые уплачиваются из его кармана и отражаются на других экономических показателях. Ущерб окружающей среде, наносимый хозяйственной деятельно­стью данного производителя, - издержки других субъектов, т. е. для предпринимателя они внешние.

Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предприятий на предварительную очистку загрязненной воды, воздуха, в прямых потерях дохода от снижения урожайности культур под воздействием вредных выбросов, ускорения коррозии металлов и т. п.

Одним из возможных путей превращения внешних издержек во внутренние является создание институционального механизма, понуждающего предпринимателя учитывать экологический фактор в процессе принятия хозяйственных решении. Это, во-первых, за­конодательное закрепление принципа компенсации, когда реципи­енты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают технические сложности по определению «величины ущерба» и доказательств его достоверности. С той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый сельскому хозяйству или основным производственным фондам, а по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоре­чия.

Сложности компенсации ущерба усугубляются тем, что на од­ной территории сосредоточено, как правило, несколько произ­водств, и трудно установить конкретного виновника загрязнения.

Второй способ - ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат. Впервые налог на загрязнитель как инструмент интернализации внешних эффектов предложил английский экономист А. Пигу (1932) (пигувианский налог). Этот метод действеннее предыдущего, однако он не гаран­тирует в динамике сохранения качества окружающей среды, по­скольку материализует принцип «загрязняй, но плати».

Наиболее перспективным методом интернализации внешних издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды и создание механизма последующего перерас­пределения прав собственности на него.

Под ассимиляционным потенциалом понимается способность природной среды обезвреживать, поглощать и перерабатывать определенное количество вредных веществ без изменения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способности у при­родной среды общество имеет возможность осуществлять эконо­мию природоохранных издержек, которая в конечном счете и определяет ценность ассимиляционного потенциала.

Для обеспечения рационального использования ассимиляци­онного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстернальные издержки превращаются в ин- тернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель) платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, если он со­здал «грязное» производство), или получает дополнительные дохо­ды от сельского хозяйства, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества природной среды. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или цен­тральных органов власти. Именно они должны обеспечить перво­начальное распределение имущественных прав на ассимиляцион­ный потенциал природной среды между предприятиями- загрязнителями (путем продажи лицензий на загрязнения). Введе­ние имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности, тогда процесс рационального его использования будет обеспечен в динамике.

В результате взаимовыгодных уступок и переговоров будет вы­бран оптимальный для природопользователей (загрязнителей), при­роды и «жертв загрязнения» вариант. Это положение называют тео­ремой Коуза (в честь нобелевского лауреата по экономике Р. Х. Ко- уза). Он сделал вывод о том, что независимо от принадлежности права собственности свободные переговоры между заинтересован­ными сторонами могут привести к достижению экономически эф­фективного уровня загрязнения. Согласно теореме Коуза, един­ственное, что необходимо для решения проблем окружающей сре­ды, - это создание условий для переговоров жертвы и загрязнителя.

Однако на практике в большинстве случаев теорема Коуза не работает в силу большого числа сторон, заинтересованных в раз­решении экологических конфликтов. Если проблема ограничивает­ся двусторонними контактами, то найти взаимоприемлемое реше­ние достаточно легко. Но если речь идет о загрязнении воздушного бассейна крупного города, затраты на определение участников, проведение переговоров и реализацию соглашения (так называе­мые трансакционные издержки) становятся неоправданно больши­ми. Кроме того, возникает проблема с определением виновников деградации природной среды. Так, загрязнение грунтовых вод мо­жет возникнуть во многих местах и по многим причинам, устано­вить которые достоверно невозможно.

Не всегда существует возможность провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами, даже если они известны: например, в случае, когда экстерналии затрагивают интересы бу­дущих поколений, которые не могут голосовать по принятию ре­шений в настоящее время.

Таким образом, во многих случаях свободный рынок не спосо­бен самостоятельно разрешить экологические проблемы. Для устранения подобных провалов, как признает большинство специ­алистов, необходимо государственное регулирование, реализация природоохранной политики, учитывающей интересы всего обще­ства.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.08.2017)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%