Вторник, 26.11.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Экологическая безопасность и ее нормативно-правовое обеспечение

В настоящее время в словарях, работах и документах сформу­лировано несколько определений экологической безопасности, но все они в качестве источника опасности называют производствен­но-хозяйственную деятельность человека.

Экологическая безопасность - состояние защищенности при­родной среды и жизненно важных интересов человека от возмож­ного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экологическая безопасность, например, ограничена времен­ными рамками и силой воздействия. Кратковременное воздействие может быть относительно безопасным, а длительное - опасным, или изменение в некоторых районах незначительным, а широко­масштабное - фатальным. Сила воздействия иногда может не иметь решающего значения - для многих факторов (например, воз­действие некоторых пестицидов, биологических агентов), практи­чески нет нижнего безопасного предела концентрации (ПДК - пре­дельно допустимая концентрация равна нулю), особенно при большой длительности воздействия (могут не реагировать ныне живущие поколения, но страдать их потомки)».

В настоящее время выделяют следующие понятия экологиче­ской безопасности:

-     масштабы экологической безопасности (глобальный, регио­нальный, локальный, «точечный»);

-     иерархические ранги экологической безопасности (биосфера - глобальная экосистема), экосистемы разного уровня, биологиче­ские сообщества - биоценозы, отдельные организмы);

-      социально-экономические системы экологической безопас­ности (мировое сообщество, союзы государств, государства, адми­нистративные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, от­дельные предприятия, группы людей, отдельные индивиды).

Экологическая опасность - ситуация, в которой могут проис­ходить нежелательные события, вызывающие отклонения состоя­ния здоровья населения и/или состояния окружающей среды от их среднестатистического значения; отклонение определенных пара­метров, признаков, факторов, характеризующих состояние окру­жающей среды, от их установленных (оптимальных, допустимых) значений.

Источниками экологической опасности являются природные явления, аварии или катастрофы, широко распространенные забо­левания людей, сельскохозяйственных животных или растений, а также применение современных средств поражения, в результате которых произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация, т. е. любая деятельность человека или состояние окружающей че­ловека среды, способные привести к возникновению в окружаю­щей среде факторов опасности или их реализации.

Экологические угрозы - прогнозируемые последствия или по­тенциальные сценарии развития событий катастрофического харак­тера, которые обусловлены изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам лич­ности, общества, государства, мирового сообщества (возможность экологической опасности).

Факторы экологической опасности включают антропогенные и природные воздействия, способные произвести отрицательные из­менения состояния окружающей среды и здоровья человека.

Экологический риск характеризуется вероятностью нарушения устойчивости окружающей среды при любых, преднамеренных или непреднамеренных воздействиях на нее хозяйственной дея­тельности человека, т. е. превышения эколого-экономического по­тенциала в результате хозяйственной деятельности; вероятность увеличения смертности или числа заболеваний людей при увели­чении концентрации того или иного загрязнителя или суммы за­грязнителей в окружающей среде, нарушении каких-либо характе­ристик окружающей среды (например, увеличения дозы ультрафи­олетовых лучей); риск, обусловленный воздействиями и нагрузка­ми на среду обитания, экологическими нарушениями, новыми и существующими воздействиями на охраняемые объекты. Экологи­ческие риски могут быть видимыми (очевидными) и невидимыми (неочевидными), а также контролируемыми и неконтролируемыми и различаются по уровням:

-      пренебрежимый уровень риска - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, который пренебрежимо мал для индивида.

-      приемлемый уровень риска - уровень индивидуального рис­ка, обусловленный хозяйственной деятельностью, настолько низ­кий, насколько возможно при данных социально-экономических условиях (его значение находится между пренебрежимым и пре­дельно допустимым уровнями риска).

-      предельно допустимый уровень риска - уровень индивиду­ального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, ко­торый не должен превышаться, независимо от экономических или социальных преимуществ такой деятельности для общества, по­скольку его превышение приводит к недопустимым для индивида последствиям.

-     чрезмерный уровень риска - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, превосходящий предельно допустимый уровень.

Для решения проблем экологической безопасности в РФ ис­пользуется весь набор правовых актов, принимаемых в системах исполнительной и законодательной власти - от Конституции до стандартов, норм и правил.

Конституция Российской Федерации провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного здоровью, на участие в экологических орга­низациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Федеральные законы № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.; № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995; № 390-ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 и др. опре­деляют основные принципы и содержание деятельности по обеспе­чению экологической безопасности государства, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области экологической безопасности.

Указы Президента Российской Федерации № 24 от 10.01.2000 «О Концепции национальной безопасности Российской Федера­ции»; № 590 от 06.05.2011 «Вопросы Совета Безопасности Россий­ской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологи­ческой безопасности») и другие определяют стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального приро­допользования.

Одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р Экологическая доктрина Российской Федерации не только ставит цели, задачи и принципы государственной поли­тики в области экологии, но и обозначает приоритетные направле­ния деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.

Ведущую роль среди источников международного экологиче­ского права играют международные конвенции (соглашения, дого­воры). В настоящее время Программа ООН по окружающей среде учитывает более 1000 конвенций, соглашений, договоров в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и ресурсосбережения и ежегодно публикует их с указанием основ­ных сведений об их содержании (Рамочная конвенция ООН об из­менении климата (РКИК), Нью-Йорк, 1992 г. и Киотский протокол к РКИК, 1997 г.).

Кроме того, существует свыше 3000 двусторонних договоров, соглашений и других нормативных документов, касающихся меж­дународно-правовой охраны окружающей среды и регулирования природопользования (Соглашение между Министерством природ­ных ресурсов Российской Федерации и Министерством охраны природы Республики Армения о сотрудничестве в области исполь­зования недр и водных ресурсов от 04.12.2002 г.). Тексты этих нормативных материалов содержатся в Международном центре по праву окружающей среды, который функционирует в Бонне (ФРГ) под эгидой Международного совета по праву окружающей среды, Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Программы ООН по окружающей среде и Всемирного фонда охра­ны дикой живой природы.

Одним из важнейших средств реализации структурной поли­тики государства в области экологической безопасности являются федеральные и региональные целевые программы. Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально­экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.», Федеральная целевая программа «Развитие водохо­зяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.», государственная программа Краснодарского края «Охрана окру­жающей среды, воспроизводство и использование природных ре­сурсов, развитие лесного хозяйства» способствуют повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных си­стем, повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов.

Акты, принятые на федеральном уровне, подлежат исполне­нию на всей территории России, акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным актам и исполняются на тер­ритории данного субъекта Федерации.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.08.2017)
Просмотров: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%