В настоящее время в словарях, работах и документах сформулировано несколько определений экологической безопасности, но все они в качестве источника опасности называют производственно-хозяйственную деятельность человека.
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Экологическая безопасность, например, ограничена временными рамками и силой воздействия. Кратковременное воздействие может быть относительно безопасным, а длительное - опасным, или изменение в некоторых районах незначительным, а широкомасштабное - фатальным. Сила воздействия иногда может не иметь решающего значения - для многих факторов (например, воздействие некоторых пестицидов, биологических агентов), практически нет нижнего безопасного предела концентрации (ПДК - предельно допустимая концентрация равна нулю), особенно при большой длительности воздействия (могут не реагировать ныне живущие поколения, но страдать их потомки)».
В настоящее время выделяют следующие понятия экологической безопасности:
- масштабы экологической безопасности (глобальный, региональный, локальный, «точечный»);
- иерархические ранги экологической безопасности (биосфера - глобальная экосистема), экосистемы разного уровня, биологические сообщества - биоценозы, отдельные организмы);
- социально-экономические системы экологической безопасности (мировое сообщество, союзы государств, государства, административные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, отдельные предприятия, группы людей, отдельные индивиды).
Экологическая опасность - ситуация, в которой могут происходить нежелательные события, вызывающие отклонения состояния здоровья населения и/или состояния окружающей среды от их среднестатистического значения; отклонение определенных параметров, признаков, факторов, характеризующих состояние окружающей среды, от их установленных (оптимальных, допустимых) значений.
Источниками экологической опасности являются природные явления, аварии или катастрофы, широко распространенные заболевания людей, сельскохозяйственных животных или растений, а также применение современных средств поражения, в результате которых произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация, т. е. любая деятельность человека или состояние окружающей человека среды, способные привести к возникновению в окружающей среде факторов опасности или их реализации.
Экологические угрозы - прогнозируемые последствия или потенциальные сценарии развития событий катастрофического характера, которые обусловлены изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности, общества, государства, мирового сообщества (возможность экологической опасности).
Факторы экологической опасности включают антропогенные и природные воздействия, способные произвести отрицательные изменения состояния окружающей среды и здоровья человека.
Экологический риск характеризуется вероятностью нарушения устойчивости окружающей среды при любых, преднамеренных или непреднамеренных воздействиях на нее хозяйственной деятельности человека, т. е. превышения эколого-экономического потенциала в результате хозяйственной деятельности; вероятность увеличения смертности или числа заболеваний людей при увеличении концентрации того или иного загрязнителя или суммы загрязнителей в окружающей среде, нарушении каких-либо характеристик окружающей среды (например, увеличения дозы ультрафиолетовых лучей); риск, обусловленный воздействиями и нагрузками на среду обитания, экологическими нарушениями, новыми и существующими воздействиями на охраняемые объекты. Экологические риски могут быть видимыми (очевидными) и невидимыми (неочевидными), а также контролируемыми и неконтролируемыми и различаются по уровням:
- пренебрежимый уровень риска - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, который пренебрежимо мал для индивида.
- приемлемый уровень риска - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, настолько низкий, насколько возможно при данных социально-экономических условиях (его значение находится между пренебрежимым и предельно допустимым уровнями риска).
- предельно допустимый уровень риска - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, который не должен превышаться, независимо от экономических или социальных преимуществ такой деятельности для общества, поскольку его превышение приводит к недопустимым для индивида последствиям.
- чрезмерный уровень риска - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, превосходящий предельно допустимый уровень.
Для решения проблем экологической безопасности в РФ используется весь набор правовых актов, принимаемых в системах исполнительной и законодательной власти - от Конституции до стандартов, норм и правил.
Конституция Российской Федерации провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.
Федеральные законы № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.; № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995; № 390-ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 и др. определяют основные принципы и содержание деятельности по обеспечению экологической безопасности государства, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области экологической безопасности.
Указы Президента Российской Федерации № 24 от 10.01.2000 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»; № 590 от 06.05.2011 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности») и другие определяют стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
Одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р Экологическая доктрина Российской Федерации не только ставит цели, задачи и принципы государственной политики в области экологии, но и обозначает приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
Ведущую роль среди источников международного экологического права играют международные конвенции (соглашения, договоры). В настоящее время Программа ООН по окружающей среде учитывает более 1000 конвенций, соглашений, договоров в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и ресурсосбережения и ежегодно публикует их с указанием основных сведений об их содержании (Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), Нью-Йорк, 1992 г. и Киотский протокол к РКИК, 1997 г.).
Кроме того, существует свыше 3000 двусторонних договоров, соглашений и других нормативных документов, касающихся международно-правовой охраны окружающей среды и регулирования природопользования (Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством охраны природы Республики Армения о сотрудничестве в области использования недр и водных ресурсов от 04.12.2002 г.). Тексты этих нормативных материалов содержатся в Международном центре по праву окружающей среды, который функционирует в Бонне (ФРГ) под эгидой Международного совета по праву окружающей среды, Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Программы ООН по окружающей среде и Всемирного фонда охраны дикой живой природы.
Одним из важнейших средств реализации структурной политики государства в области экологической безопасности являются федеральные и региональные целевые программы. Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социальноэкономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.», Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.», государственная программа Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» способствуют повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных систем, повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов.
Акты, принятые на федеральном уровне, подлежат исполнению на всей территории России, акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным актам и исполняются на территории данного субъекта Федерации.
|