Началом развития экологического предпринимательства в России можно считать конец 80-х годов ХХ века с созданием в те годы кооперативов производящих контрольно-измерительные приборов, реагентов для очистки вод, осуществляющих переработку отходов и т. д. Однако, после распада СССР оставшиеся субъекты экологического предпринимательства основной упор сделали на оказание услуг в нефтегазовой сфере.
Можно выделить следующие этапы становления и развития экологического предпринимательства в России.
Первый этап развития (1987-1989). Этот период характеризовался развитием кооперативного движения, льготами всех видов, в том числе и за счет государственного бюджета, экономической стабильностью, наличием поддержки госаппарата, быстрым накоплением капитала. Переработкой вторичного сырья (макулатуры, металлолома), использованием отходов производства и много другого активно занимались малые предприятия. Создание таких кооперативов способствовало развитию национального рынка.
Второй этап (1990-1993) приходится на начало экономических реформ и характеризуется принятием первых нормативноправовых актов в этой сфере. Принятие Земельного кодекса РФ, внедрением нормативно-правовых документов по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечня природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей способствовало резкому скачку в развитии малого и среднего экологического предпринимательства.
Третий этап (1994-1997) - постприватизационный период развития малых предприятий, который характеризуется стабилизацией производства, за счет резкого снижения доходности (кризис неплатежей, инфляция, не стабильная политическая обстановка и т. д.). Однако в эти годы происходит принятие Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, создание Государственного центра экологических программ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, проводятся эксперименты в области экологического страхования в Московской области, Нижнем Новгороде, Санкт- Петербурге, Волгограде, Самаре, Иванове, Владивостоке.
Четвертый этап (1997 г. - до настоящего времени) характеризуется медленным ростом численности предприятий, производящих продукцию и оказывающих услуги в экологической сфере. Финансовый кризис 1998 г. существенно снизил доходность малого предпринимательства и трансформировал условия их функционирования (принятие стандартов серии ISO 14000, внедрение в стандарты высшего профессионального образования курсов «Экономика природопользования и управление ресурсосбережением», «Экология», «Экологический менеджмент», внедрение систем непрерывного экологического образования, агитации в сфере охраны окружающей среды).
В настоящее время в России экологический («зеленый») бизнес развивается в следующих сферах:
- сбор и утилизация отходов (240 комплексов, которые перерабатывают мусор; 50 комплексов по сортировке отходов и 10 мусоросжигательных заводов);
- экологического туризма (103 государственных природных заповедника, 46 национальных парков, 8 заказников и 38 памятников природы федерального значения);
- научно-исследовательских работ в сфере безотходных технологий, ресурсосбережения, производстве «экологически дружественных» товаров, оказание услуг по защите окружающей среды (ПАО «Газпром», Российская нефтегазовая компания «Роснефть», Группа компаний «Норникель», Российская нефтяная газодобывающая компания «Сургутнефтегаз» и др.).
В развитии экологического рынка Россия отстает от стран Европы на 20-30 лет, но в последние годы государство активно регулирует вопросы экологического рынка. Актуализируются законы, усиливается экологический контроль, создаются условия развития экологического бизнеса. 2013 г. был объявлен годом охраны окружающей среды, а 2017 г. - год годом экологии и особо охраняемых природных территорий.
Показатели
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Объем затрат на охрану окружающей среды, млрд руб.
372,4
412,0
445,8
479,4
535,9
562,4
Объем затрат на охрану окружающей среды, % ВВП
0,8
0,8
0,7
0,7
0,7
0,7
Количество организаций производящих экологическую продукцию, ед.
10042
9789
17481
20333
17375
16250
Количество организаций, осуществляющих экологические инновации, ед.
472
558
472
305
278
260
Затраты, связанные с экологическими инновациями, млрд руб.
26,6
24,1
27,8
15,1
20,9
22,0
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, млрд
руб.
89,1
95,7
116,5
123,8
158,8
151,8
Ввод в действие мощностей по охране окружающей среды:
- станции по очистки
3
сточных вод, тыс. м в
сутки
462
726
745
1950
2850
360
- системы оборотного водоснабжения, тыс. м3 в сутки
1050
1471
1247
2899
460
1906
- установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отхо-
3
дящих газов, тыс. м в час
4563
9691
2011
1419
5291
3318
Разрабатываются специализированные федеральные целевые программы обращения с отходами, развития водохозяйственного комплекса. Учет экологического фактора повышает конкурентоспособность отдельных предприятий и организаций. Бизнес России стал рассматривать экологически ориентированное производство как сферу перспективного развития, а в ряде случаев как единственную альтернативу своего выживания и предотвращения экологического бедствия.
В настоящее время на свалках страны находится 1,5 млрд т различного вида отходов. Более того, каждый год к этому объему добавляется 100 млн т токсических опасных продуктов переработки. Около 15 % территории страны официально считается «зоной экологической катастрофы», почти 50 % населения пьет воду, не отвечающую санитарным нормам, 2/3 населения вынуждено жить в районах, где загрязнение воздуха превышает допустимый уровень.
Экологизация экономики позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду, но это невозможно без участия государства. Главным критерием процесса является не только его экологическая безопасность (требуется не просто сжигать отходы, переводя вредные вещества из земли в атмосферу), но и экономическая эффективность.
В некоторых отраслях уже введен так называемый утилизационный сбор, т. е. в стоимость продукта сразу будет закладываться стоимость утилизации упаковки, предусмотрен особый порядок налогообложения юридических лиц и субъектов экологического предпринимательства.
|