В связи с увеличением отходов и выбросов всемирного производства, а также низким уровнем использования природных ресурсов в 50-70-х годах ХХ в. возникла необходимость регулирования природопользования. В этот период начался поиск регуляторов в области природопользования и охраны окружающей среды, стали появляться центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области природопользования и ресурсосбережения. Были приняты законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс производства, в которых закрепилась роль государства в регулировании природоохранной и ресурсосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.
Система законодательных, административных и экономических мер воздействия на загрязнителей окружающей среды и при- родопользователей призвана ограничить выбросы вредных веществ в окружающую среду. В настоящее время существует множество различных методов регулирования, включающих мониторинг окружающей среды, управление процессами природопользования и ресурсосбережения, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности, которые реализуются через хозяйственный механизм. Однако, он также должен учитывать административноконтрольные, социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие методы.
К административно-контрольным инструментам относят:
- природоохранное законодательство;
- совокупность экологических стандартов и нормативов;
- систему лицензирования хозяйственной деятельности;
- методы и инструменты прогнозирования, планирования и составления программ природоохранной деятельности;
- экологический мониторинг;
- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза проектов;
- экологический аудит;
- экологическая сертификация (маркировка);
- добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.
165
Рисунок 12 — Методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды
и рационального природопользования
К экономическим инструментам относят:
- систему финансирования природоохранных мероприятий;
- платность природопользования;
- ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы;
- создание рынка природных ресурсов;
- экологическое страхование;
- экологическую экспертизу проектов;
- лицензирование природопользования;
- налоговую политику;
- субсидии и льготное кредитование;
- ускоренную амортизацию основных фондов природоохранного назначения;
- продажу прав на загрязнение;
- использование принципа «залог-возврат»;
- штрафы;
- платежи за загрязнение и размещение отходов.
Также к методам регулирования природопользования и ресурсосбережения относят моральное поощрение деятельности, направленной на сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное природопользование (присвоение званий «Экологическое производство», «Экологически чистый продукт», знака «качества», гранты).
Несмотря на то, что все эти направления связаны между собой, взаимозависимы и пересекаются на практике, основой механизма регулирования природопользования и ресурсосбережения являются экономические методы.
Их роль заключается в создании механизмов управления, стимулирующих деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью поиска путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.
Несмотря на рыночный характер регулирования основные его параметры (ставки, нормативы, штрафы, налоги, цены и т. п.) устанавливаются государством.
Рассмотрим подробнее различные методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и управления природопользованием.
Административные методы.
- нормативное регулирование (определение максимально допустимый объем выбросов вредных веществ, установление норм уменьшения количества выбросов, предельно допустимое содержание вредных веществ и т. п.). В России система стандартов, инструментов и рычагов государственного регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм определены в главе 5 ФЗ - № 7 «Об охране окружающей природной среды», от 10 января 2002 г.
Основное преимущество нормирования в области охраны окружающей среды и управления природопользованием заключается в оперативности внедрения нормативов в практику и высокую экологическую эффективность.
Макроэкономические методы.
- структурная перестройку экономики страны, рост (снижение) обменного курса национальной валюты, сокращение (рост) дефицита государственного бюджета, кредитно-финансовую политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования, реформы цен и налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т. д. Макроэкономические меры, в отличие от административных и экономических проводятся в рамках всей экономики страны или на уровне отдельных народнохозяйственных комплексов, причем не всегда они могут иметь явную экологическую цель. Рыночные преобразования в России предполагает жесткие эколого-экономические условия реализации альтернативных вариантов развития, поскольку в условиях нестабильности, кризиса, инфляции предприятия стремятся экономить на природоохранных и ресурсосберегающих мерах, приобретении экологического оборудования, так как экологические затраты не увеличивают выпуска основной производственной продукции. Скрываются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов для того, чтобы избежать платы за них, штрафов и т. д. С учетом отдаленных эколого-экономических последствий недостаточный учет экологических аспектов ведения хозяйства при проведении макроэкономических преобразований может привести к разрешению природной среды, что в конечном счете разрушит и саму экономику, и рынок.
Специальные механизмы и инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
- непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (организация и финансирование соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);
- административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т. е приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);
- государственное экономическое стимулированию и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);
- меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля- продажа прав на загрязнение и др.);
- формирование и реализация экологических программ.
Эти мероприятия в качестве объектов имеют охрану окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов. Данные меры носят в большинстве случаев вспомогательный и локальный характер по отношению к макроэкономическим мероприятиям. В случае появления негативных экологических программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.
Таким образом, современный механизм государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера.
В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды и управлению ресурсосбережением в России разрабатываются федеральные и региональные целевые программы в области экологического развития с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития и на основании научных исследований.
С целью повышения уровня экологической безопасности и сохранение природных систем правительство РФ своим постановлением от 15 апреля 2014 года № 326 утвердило государственную программу «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг., где поставило перед министерствами: природных ресурсов и экологии Российской Федерации, промышленности и торговли, энергетики, строительства, финансов, федеральными службами, агентствами основную задачу - снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. Программа реализовывается за счет средств федерального бюджета. Общий объем составит около 300 трлн руб.
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края постановлением от 20 ноября 2015 г. № 1057 утвердил государственную программу Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» на 2016-2021 гг. общим объемом финансирования 8,6 млрд руб., в том числе из федерального бюджета 2,9 млрд руб. и 5,7 млрд руб. из краевого. Целью программы является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем региона.
|