Вторник, 26.11.2024, 15:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды

В связи с увеличением отходов и выбросов всемирного произ­водства, а также низким уровнем использования природных ресур­сов в 50-70-х годах ХХ в. возникла необходимость регулирования природопользования. В этот период начался поиск регуляторов в области природопользования и охраны окружающей среды, стали появляться центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области природопользо­вания и ресурсосбережения. Были приняты законы и другие норма­тивно-правовые акты, регламентирующие процесс производства, в которых закрепилась роль государства в регулировании природо­охранной и ресурсосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

Система законодательных, административных и экономиче­ских мер воздействия на загрязнителей окружающей среды и при- родопользователей призвана ограничить выбросы вредных веществ в окружающую среду. В настоящее время существует множество различных методов регулирования, включающих мониторинг окружающей среды, управление процессами природопользования и ресурсосбережения, финансирование и стимулирование природо­охранной деятельности, которые реализуются через хозяйственный механизм. Однако, он также должен учитывать административно­контрольные, социально-политические, психологические, мораль­но-нравственные и другие методы.

К административно-контрольным инструментам относят:

- природоохранное законодательство;

- совокупность экологических стандартов и нормативов;

- систему лицензирования хозяйственной деятельности;

- методы и инструменты прогнозирования, планирования и составления программ природоохранной деятельности;

- экологический мониторинг;

- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза проектов;

- экологический аудит;

- экологическая сертификация (маркировка);

- добровольные согласования между органами экологическо­го контроля и природопользователями.

 

 

165

 

Рисунок 12 — Методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды

и рационального природопользования

 

 

К экономическим инструментам относят:

- систему финансирования природоохранных мероприятий;

- платность природопользования;

- ценообразование с учетом экологического фактора на пер­вичные и вторичные ресурсы;

- создание рынка природных ресурсов;

- экологическое страхование;

- экологическую экспертизу проектов;

- лицензирование природопользования;

- налоговую политику;

- субсидии и льготное кредитование;

- ускоренную амортизацию основных фондов природоохран­ного назначения;

- продажу прав на загрязнение;

- использование принципа «залог-возврат»;

- штрафы;

- платежи за загрязнение и размещение отходов.

Также к методам регулирования природопользования и ре­сурсосбережения относят моральное поощрение деятельности, направленной на сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное природопользование (присвоение званий «Экологи­ческое производство», «Экологически чистый продукт», знака «ка­чества», гранты).

Несмотря на то, что все эти направления связаны между собой, взаимозависимы и пересекаются на практике, основой механизма регулирования природопользования и ресурсосбережения являют­ся экономические методы.

Их роль заключается в создании механизмов управления, сти­мулирующих деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью поиска путей минимизации экономи­ческих затрат, которое понесет общество ради достижения желае­мого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

Несмотря на рыночный характер регулирования основные его параметры (ставки, нормативы, штрафы, налоги, цены и т. п.) уста­навливаются государством.

Рассмотрим подробнее различные методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и управления природопользованием.

Административные методы.

- нормативное регулирование (определение максимально до­пустимый объем выбросов вредных веществ, установление норм уменьшения количества выбросов, предельно допустимое содер­жание вредных веществ и т. п.). В России система стандартов, ин­струментов и рычагов государственного регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норм определены в главе 5 ФЗ - № 7 «Об охране окружающей природной среды», от 10 января 2002 г.

Основное преимущество нормирования в области охраны окружающей среды и управления природопользованием заключа­ется в оперативности внедрения нормативов в практику и высокую экологическую эффективность.

Макроэкономические методы.

- структурная перестройку экономики страны, рост (снижение) обменного курса национальной валюты, сокращение (рост) дефи­цита государственного бюджета, кредитно-финансовую политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного секто­ра, институциональные преобразования, реформы цен и налогооб­ложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т. д. Макроэкономические меры, в от­личие от административных и экономических проводятся в рамках всей экономики страны или на уровне отдельных народнохозяй­ственных комплексов, причем не всегда они могут иметь явную экологическую цель. Рыночные преобразования в России предпо­лагает жесткие эколого-экономические условия реализации аль­тернативных вариантов развития, поскольку в условиях нестабиль­ности, кризиса, инфляции предприятия стремятся экономить на природоохранных и ресурсосберегающих мерах, приобретении экологического оборудования, так как экологические затраты не увеличивают выпуска основной производственной продукции. Скрываются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захороне­ние отходов для того, чтобы избежать платы за них, штрафов и т. д. С учетом отдаленных эколого-экономических последствий недо­статочный учет экологических аспектов ведения хозяйства при проведении макроэкономических преобразований может привести к разрешению природной среды, что в конечном счете разрушит и саму экономику, и рынок.

Специальные механизмы и инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды и рациональ­ного природопользования.

- непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (организация и финансирование соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках между­народных программ и организаций);

- административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т. е приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и при­чинение вреда природной среде);

- государственное экономическое стимулированию и под­держка природоохранной деятельности частного сектора (косвен­ные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, со­здание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);

- меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля- продажа прав на загрязнение и др.);

- формирование и реализация экологических программ.

Эти мероприятия в качестве объектов имеют охрану окружа­ющей среды и улучшение использования природных ресурсов. Данные меры носят в большинстве случаев вспомогательный и ло­кальный характер по отношению к макроэкономическим меропри­ятиям. В случае появления негативных экологических программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.

Таким образом, современный механизм государственного ре­гулирования в области охраны окружающей среды и природополь­зования функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического харак­тера.

В целях планирования, разработки и осуществления мероприя­тий по охране окружающей среды и управлению ресурсосбереже­нием в России разрабатываются федеральные и региональные це­левые программы в области экологического развития с учетом гос­ударственных прогнозов социально-экономического развития и на основании научных исследований.

С целью повышения уровня экологической безопасности и со­хранение природных систем правительство РФ своим постановле­нием от 15 апреля 2014 года № 326 утвердило государственную программу «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг., где по­ставило перед министерствами: природных ресурсов и экологии Российской Федерации, промышленности и торговли, энергетики, строительства, финансов, федеральными службами, агентствами основную задачу - снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффек­тивности экономики. Программа реализовывается за счет средств федерального бюджета. Общий объем составит около 300 трлн руб.

Глава администрации (губернатор) Краснодарского края по­становлением от 20 ноября 2015 г. № 1057 утвердил государствен­ную программу Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» на 2016-2021 гг. общим объемом финансиро­вания 8,6 млрд руб., в том числе из федерального бюджета 2,9 млрд руб. и 5,7 млрд руб. из краевого. Целью программы является по­вышение уровня экологической безопасности и сохранение при­родных систем региона.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.08.2017)
Просмотров: 246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%