Концепция охраны природы продиктована деградацией качества окружающей среды и последующим возрастанием экономических издержек. Поэтому основополагающим принципом природопользования в развитых странах становится экологоэкономический, в соответствии с которым критерием эффективности хозяйственной деятельности является максимизация экономических выгод при минимизации затрат и нарушений природной среды. Несмотря на то, что реализация данного принципа выдвигает на первый план экономические интересы, процесс прогрессирующего разрушения природной среды несколько замедлился. Именно усиливающиеся угрозы побудили правительства более ста стран к созданию государственных органов управления природоохранной деятельностью и собственно природопользованием. Активизировалась законодательная деятельность, связанная с принятием законов и других правовых актов, регламентирующих нормы и процедуры природопользования, декларирующих природоохранные принципы.
Преобладание интенсивных факторов экономического развития сопровождалось перестройкой отраслевой структуры хозяйства, направленной на снижение удельного веса наиболее ресурсо- и энергоемких отраслей. В промышленности США более половины эффекта энергосбережения происходило за счет структурных сдвигов. Миниатюризация изделий, оснащение производств микропроцессорной техникой, электронизация продукции, замена привычных конструкционных материалов новыми, более легкими и износостойкими, общее снижение металло- и материалоемкости производства стали приоритетами современного развития общества. По мере роста стоимости природовосстановительных работ повышался спрос на безотходные, малоотходные, ресурсосберегающие технологии, основанные на эффективных методах переработки сырья.
Особенностью современной мировой экономики является преобладание удельного веса отраслей, выпускающих предметы потребления, продиктованное потребительским спросом. В свою очередь потребительский спрос побуждает к постоянному обновлению и расширению номенклатуры товаров личного потребления нового поколения, включающих новые типы компактных и экономичных автомобилей, аудио- и видеотехники, персональные компьютеры, модернизированные средства связи и пр. В современных условиях объем, состав, социальная ориентация и качественные характеристики конечной продукции, в том числе ее ресурсоемкость и экологичность, являются одним из критериев цивилизованности общества и качества жизни.
Доминантой развития остается экономический рост, основанный на широком использовании достижений научно-технического прогресса с целью более полного удовлетворения потребностей людей, а природоохранные затраты ограничивают экономический рост. Несмотря на торможение экономического роста, учет экологического фактора в современной экономике неизбежен. Концепция охраны природы базируется на антропоцентрическом подходе, когда природоохранная деятельность рассматривается как обязательная. В противном случае, деградация окружающей среды вредит человеку и, в конечном счете, препятствует экономическому развитию.
Эколого-экономический принцип природопользования, реализуемый в 60-80-е гг. XX в., способствовал закреплению в общественном сознании природоохранного мышления, разработке и частичному внедрению новых экологичных технологий, расширению природно-заповедного фонда. Вместе с тем интенсивное экономическое развитие, вовлечение в сферу природопользования новых элементов природы и нарастание антропогенного воздействия на природную среду не привело к кардинальным переменам в решении проблемы взаимодействия природы и общества. Разрыв между разрушением и восстановлением природной среды, несмотря на прилагаемые усилия, существенно не сокращается.
В индустриально развитых странах в 1980-х гг. расходы на охрану окружающей среды составляли порядка 1-2 %, а ущерб от ее загрязнения - 3-5 % валового национального продукта. При этом прослеживался рост ущерба в абсолютном и относительном выражении. Динамика развития природоохранной деятельности свидетельствует о том, что сохранение сложившейся тенденции социально-экономического развития отодвигает нормализацию экологической обстановки в ближайшей перспективе. Назрела объективная необходимость в переходе к упреждающим природоохранным действиям, направленным на предотвращение конфликта между обществом и природой. Природопользование должно базироваться на новом социоэкологическом принципе, когда максимальный экономический эффект достигается при сохранении динамического равновесия экосистем и их составляющих. Реализация данного принципа позволит активизировать рациональное природопользование, предусматривающее охрану природы, рациональное использование природных ресурсов, и оптимизацию жизненной среды обитания человека. Обязательным условием социальноэкономического развития должно стать восстановление и сохранение высокого качества окружающей среды.
Заметное влияние на развитие концепции общественного развития в границах заданной нагрузки на природные системы (с учетом экологических ограничений) оказал доклад «Наше общее будущее» (1987 г.), выполненный по заданию ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР) под председательством Г. Х. Брундтланд. В докладе устойчивое развитие отмечено, как развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений во всех странах мира.
В документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро («Декларация Рио», «Повестка дня на XXI век», 1992 г.) акцентируется внимание на необходимости превращения любого вида хозяйственной деятельности в экологически безопасную, т. е. совместимую с требованиями гармоничного развития общества и природы.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де- Жанейро и Международная конференция по народонаселению в Каире (1994 г.) в очередной раз отметили неразрывную связь социально-экономического развития, демографии и окружающей среды.
Относительное решение социальных проблем прослеживается лишь в высокоразвитых государствах (странах «золотого миллиарда»), остальные 5/6 жителей планеты живут в бедности, что ощутимо сказывается на загрязнении окружающей среды. Долгосрочный учет экологических ограничений имеет не только социальное значение. Практика показывает, что в перспективе эффективными оказываются экономические проекты, учитывающие последствия для окружающей среды.
Рациональное природопользование направлено на обеспечение наиболее эффективного режима возобновления и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.
Политика сохранения природной среды промышленно - развитых стран реализуется в форме крупных национальных программ, базирующихся на взаимодействии органов государственного управления, частного сектора, науки, финансовых учреждений. В этих странах приняты целые своды законов об охране природы и ее отдельных компонентов, в которых закрепляется новая функция государства по регулированию природоохранной деятельностью, а также определены права и обязанности природопользователей.
Подавляющее большинство стран имеют единый генеральный закон об охране природы, обозначающий общие основы и цели политики в области природопользования. В США - закон о национальной политике в области окружающей среды 1970 г.; в Японии - основной закон по борьбе с загрязнением окружающей среды 1967 г. (дополнен в 1970 г.); в Швеции - закон о защите окружающей среды 1969 г.
Помимо генерального закона существуют многочисленные законодательные акты, регулирующие отдельные аспекты природопользования: для отдельных регионов и зон, для определенных секторов экономики, в отношении отдельных компонентов окружающей среды (воздух, пресные воды, прибрежные воды), нарушение среды (шумовой фон, тепловое и радиационное загрязнение), носителей нарушения среды (нефтепродукты, пестициды, некоторые химические соединения).
Отдельные страны имеют два общих закона: о нарушениях природной среды (загрязнение, разрушение ландшафтов и т. п.) и об охране животного и растительного мира.
В промышленно развитых странах увеличивается число органов государственного управления, включая отраслевые министерства, несущие ответственность за состояние среды, создаются центральные органы государственного управления с высокими полномочиями, ответственные за общее руководство в национальных масштабах всей политикой в области окружающей среды, ее координацию и участие в международных программах сотрудничества. Такими органами являются в США - федеральное агентство по охране окружающей среды, в Японии - управление по охране окружающей среды, во Франции - министерство по вопросам качества жизни и т. д. Ряд стран имеют правительственные консультативные органы: в США - Совет по качеству окружающей среды, в Англии - Постоянная Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды и т. д.
Основу стратегии экологической политики в индустриально развитых странах составляет принцип нормативного качественного состояния окружающей среды. Его достижение обеспечивается либо системой норм и стандартов на предельно допустимые уровни и состав загрязнений, выброса отходов, шумов и т. д., либо системой налогообложения предприятий, допускающих нарушения установленных правил природопользования, либо сочетанием этих двух методов.
Все страны-члены ОЭСР устанавливают стандарты качества окружающей среды с учетом необходимости охраны здоровья человека и окружающей среды. В большинстве стран существуют стандарты качества воздуха для небольшого набора переносимых по воздуху загрязняющих веществ. В США система охватывает 6 параметров, в Европейском Союзе - 12. В отношении стандартов качества воды прослеживается более высокая комплексность с точки зрения количества, категории водопользования и варьирования в зависимости от географического положения. В США данные стандарты устанавливаются на уровне штатов и зависят от нагрузки конкретных загрязняющих веществ на водные объекты. В ЕС стандарты качества воды по 41-му веществу устанавливаются на уровне всего ЕС, но страны-члены по своему усмотрению вправе устанавливать дополнительные стандарты.
В большинстве стран с федеративным устройством мониторинг состояния окружающей среды осуществляется на нескольких уровнях государственной власти, что требует соответствующей координации. В США системы мониторинга качества атмосферного воздуха и воды на уровне штатов и на местном уровне соединены с национальными системами, надзор за которыми осуществляет Агентство по охране окружающей среды. Аналогичным образом Шведское агентство по охране окружающей среды координирует деятельность систем мониторинга в округах и на местном уровне. В ряде стран деятельность по мониторингу ведется единым национальным ведомством (национальные природоохранные инспекции в Польше и Чешской Республике). Обширные сети мониторинга нацелены на обеспечение равномерного мониторинга небольшого набора параметров в рамках сети. В ЕС существуют рекомендации в части общих минимальных требований по проведению инспектирования, подлежащие выполнению странами-членами ЕС, но непосредственно контроль осуществляется на национальном уровне. В США надзорная деятельность сосредоточена на самых опасных загрязнителях окружающей среды.
Регулирование охраны среды в экономически развитых странах сопровождается и подкрепляется системой экономического стимулирования:
1) в Германии государство покрывает часть ссудного процента на энергосберегающие программы, государственное финансирование и регулирование сферы научных исследований конструкторских и технологических разработок в области энергосбережения;
2) в Германии, Италии, Испании осуществляется государственное субсидирование зеленой индустрии;
3) в Австралии действует программа по налоговым льготам и программа поддержки для реконструкции существующих зданий.
Управление охраной окружающей среды в большинстве стран предусматривает наличие отдельного ведомства в системе органов государственной власти. Существуют также разные формы государственного управления в части разделения или совмещения вопросов использования природных ресурсов и их охраны.
Во многих странах осуществляется экологическая оценка крупных проектов, предусматривающая обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы. Большинство стран применяет систему скрининга и дифференцированный подход к определению необходимости проведения и степени детальности оценки воздействия на окружающую среду, а также экспертизы ее результатов. При этом учитываются потенциальные экологические последствия и/или степень озабоченности общественности.
В странах-членах ОЭСР используется «пирамида санкций», то есть ужесточение санкций за более серьезные и неоднократные нарушения. Агентством США применяется выдача предписания, обязывающая предприятия выполнить соответствующие требования в течение определенного периода времени. Вместе с тем, в США предприятиям дано право на добровольное информирование властей о допущенных нарушениях в обмен на смягчение наказания. Данный подход действует эффективно в сочетании с эффективной системой инспектирования и мониторинга.
В странах ЕС широко используются экономические инструменты регулирования: первые платежи за загрязнение воды были введены в 1964 г. во Франции и в 1970 г. в Нидерландах. В начале 1970-х гг. Швеция стала применять субсидии, стимулирующие применение экологически безопасных технологий в металлургической промышленности. В настоящее время в развитых европейских странах активно используются системы налогообложения для производств, загрязняющих окружающую среду, и поощрения природоохранной деятельности. Широко применятся также системы установления лимитов на выбросы и торговли разрешениями на выбросы.
В последние годы ресурсосбережение в индустриально развитых странах рассматривается как ведущий фактор, влияющий на их экономическую и политическую автономность, что потребовало придания ему статуса государственной политики, предусматривающей:
- преимущественное совмещение ресурсосбережения и природоохранных целей на основе широкомасштабного применения мало- и безотходных технологий;
- концентрацию научно-технических и инвестиционных усилий на создание и использование ресурсоэкономичной и надежной техники;
- стабилизацию и по возможности сокращение зависимости от импорта в ресурсопотреблении;
- четкую этапизацию ресурсосберегающей политики - широкомасштабное распространение освоенных ранее прогрессивных ресурсосберегающих технологий;
- разработку, освоение и применение сверхновых технологий, материалов и техники.
Особенностью механизмов ресурсосберегающего развития таких экономик можно назвать комплексный подход, включающий инструменты регулирования важнейших сфер хозяйственной деятельности: структурно-инвестиционный, денежно-кредитный,
налоговый, ценовой, нормативно-правовой, программно-целевой информационный, административно-организационный и управленческий, стимулирующий.
|