Вторник, 26.11.2024, 13:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Опыт рационального природопользования и ресурсосбережения в развитых странах

Концепция охраны природы продиктована деградацией каче­ства окружающей среды и последующим возрастанием экономиче­ских издержек. Поэтому основополагающим принципом природо­пользования в развитых странах становится эколого­экономический, в соответствии с которым критерием эффективно­сти хозяйственной деятельности является максимизация экономи­ческих выгод при минимизации затрат и нарушений природной среды. Несмотря на то, что реализация данного принципа выдвига­ет на первый план экономические интересы, процесс прогрессиру­ющего разрушения природной среды несколько замедлился. Имен­но усиливающиеся угрозы побудили правительства более ста стран к созданию государственных органов управления природоохран­ной деятельностью и собственно природопользованием. Активизи­ровалась законодательная деятельность, связанная с принятием за­конов и других правовых актов, регламентирующих нормы и про­цедуры природопользования, декларирующих природоохранные принципы.

Преобладание интенсивных факторов экономического разви­тия сопровождалось перестройкой отраслевой структуры хозяй­ства, направленной на снижение удельного веса наиболее ресурсо- и энергоемких отраслей. В промышленности США более половины эффекта энергосбережения происходило за счет структурных сдви­гов. Миниатюризация изделий, оснащение производств микропро­цессорной техникой, электронизация продукции, замена привыч­ных конструкционных материалов новыми, более легкими и изно­состойкими, общее снижение металло- и материалоемкости произ­водства стали приоритетами современного развития общества. По мере роста стоимости природовосстановительных работ повышал­ся спрос на безотходные, малоотходные, ресурсосберегающие тех­нологии, основанные на эффективных методах переработки сырья.

Особенностью современной мировой экономики является пре­обладание удельного веса отраслей, выпускающих предметы по­требления, продиктованное потребительским спросом. В свою оче­редь потребительский спрос побуждает к постоянному обновлению и расширению номенклатуры товаров личного потребления нового поколения, включающих новые типы компактных и экономичных автомобилей, аудио- и видеотехники, персональные компьютеры, модернизированные средства связи и пр. В современных условиях объем, состав, социальная ориентация и качественные характери­стики конечной продукции, в том числе ее ресурсоемкость и эколо­гичность, являются одним из критериев цивилизованности обще­ства и качества жизни.

Доминантой развития остается экономический рост, основан­ный на широком использовании достижений научно-технического прогресса с целью более полного удовлетворения потребностей людей, а природоохранные затраты ограничивают экономический рост. Несмотря на торможение экономического роста, учет эколо­гического фактора в современной экономике неизбежен. Концеп­ция охраны природы базируется на антропоцентрическом подходе, когда природоохранная деятельность рассматривается как обяза­тельная. В противном случае, деградация окружающей среды вре­дит человеку и, в конечном счете, препятствует экономическому развитию.

Эколого-экономический принцип природопользования, реали­зуемый в 60-80-е гг. XX в., способствовал закреплению в обще­ственном сознании природоохранного мышления, разработке и ча­стичному внедрению новых экологичных технологий, расширению природно-заповедного фонда. Вместе с тем интенсивное экономи­ческое развитие, вовлечение в сферу природопользования новых элементов природы и нарастание антропогенного воздействия на природную среду не привело к кардинальным переменам в реше­нии проблемы взаимодействия природы и общества. Разрыв между разрушением и восстановлением природной среды, несмотря на прилагаемые усилия, существенно не сокращается.

В индустриально развитых странах в 1980-х гг. расходы на охрану окружающей среды составляли порядка 1-2 %, а ущерб от ее загрязнения - 3-5 % валового национального продукта. При этом прослеживался рост ущерба в абсолютном и относительном выражении. Динамика развития природоохранной деятельности свидетельствует о том, что сохранение сложившейся тенденции социально-экономического развития отодвигает нормализацию экологической обстановки в ближайшей перспективе. Назрела объ­ективная необходимость в переходе к упреждающим природо­охранным действиям, направленным на предотвращение конфлик­та между обществом и природой. Природопользование должно ба­зироваться на новом социоэкологическом принципе, когда макси­мальный экономический эффект достигается при сохранении ди­намического равновесия экосистем и их составляющих. Реализация данного принципа позволит активизировать рациональное приро­допользование, предусматривающее охрану природы, рациональ­ное использование природных ресурсов, и оптимизацию жизнен­ной среды обитания человека. Обязательным условием социально­экономического развития должно стать восстановление и сохране­ние высокого качества окружающей среды.

Заметное влияние на развитие концепции общественного разви­тия в границах заданной нагрузки на природные системы (с учетом экологических ограничений) оказал доклад «Наше общее будущее» (1987 г.), выполненный по заданию ООН Международной комисси­ей по окружающей среде и развитию (МКОСР) под председатель­ством Г. Х. Брундтланд. В докладе устойчивое развитие отмечено, как развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений во всех странах мира.

В документах Конференции ООН по окружающей среде и раз­витию в Рио-де-Жанейро («Декларация Рио», «Повестка дня на XXI век», 1992 г.) акцентируется внимание на необходимости пре­вращения любого вида хозяйственной деятельности в экологически безопасную, т. е. совместимую с требованиями гармоничного раз­вития общества и природы.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де- Жанейро и Международная конференция по народонаселению в Каире (1994 г.) в очередной раз отметили неразрывную связь соци­ально-экономического развития, демографии и окружающей среды.

Относительное решение социальных проблем прослеживается лишь в высокоразвитых государствах (странах «золотого миллиар­да»), остальные 5/6 жителей планеты живут в бедности, что ощути­мо сказывается на загрязнении окружающей среды. Долгосрочный учет экологических ограничений имеет не только социальное зна­чение. Практика показывает, что в перспективе эффективными оказываются экономические проекты, учитывающие последствия для окружающей среды.

Рациональное природопользование направлено на обеспечение наиболее эффективного режима возобновления и экономной экс­плуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Политика сохранения природной среды промышленно - развитых стран реализуется в форме крупных национальных про­грамм, базирующихся на взаимодействии органов государственно­го управления, частного сектора, науки, финансовых учреждений. В этих странах приняты целые своды законов об охране природы и ее отдельных компонентов, в которых закрепляется новая функция государства по регулированию природоохранной деятельностью, а также определены права и обязанности природопользователей.

Подавляющее большинство стран имеют единый генеральный закон об охране природы, обозначающий общие основы и цели по­литики в области природопользования. В США - закон о нацио­нальной политике в области окружающей среды 1970 г.; в Японии - основной закон по борьбе с загрязнением окружающей среды 1967 г. (дополнен в 1970 г.); в Швеции - закон о защите окружаю­щей среды 1969 г.

Помимо генерального закона существуют многочисленные за­конодательные акты, регулирующие отдельные аспекты природо­пользования: для отдельных регионов и зон, для определенных секторов экономики, в отношении отдельных компонентов окру­жающей среды (воздух, пресные воды, прибрежные воды), нару­шение среды (шумовой фон, тепловое и радиационное загрязне­ние), носителей нарушения среды (нефтепродукты, пестициды, не­которые химические соединения).

Отдельные страны имеют два общих закона: о нарушениях природной среды (загрязнение, разрушение ландшафтов и т. п.) и об охране животного и растительного мира.

В промышленно развитых странах увеличивается число орга­нов государственного управления, включая отраслевые министер­ства, несущие ответственность за состояние среды, создаются цен­тральные органы государственного управления с высокими полно­мочиями, ответственные за общее руководство в национальных масштабах всей политикой в области окружающей среды, ее коор­динацию и участие в международных программах сотрудничества. Такими органами являются в США - федеральное агентство по охране окружающей среды, в Японии - управление по охране окружающей среды, во Франции - министерство по вопросам ка­чества жизни и т. д. Ряд стран имеют правительственные консуль­тативные органы: в США - Совет по качеству окружающей среды, в Англии - Постоянная Королевская комиссия по борьбе с загряз­нением окружающей среды и т. д.

Основу стратегии экологической политики в индустриально развитых странах составляет принцип нормативного качественного состояния окружающей среды. Его достижение обеспечивается ли­бо системой норм и стандартов на предельно допустимые уровни и состав загрязнений, выброса отходов, шумов и т. д., либо системой налогообложения предприятий, допускающих нарушения установ­ленных правил природопользования, либо сочетанием этих двух методов.

Все страны-члены ОЭСР устанавливают стандарты качества окружающей среды с учетом необходимости охраны здоровья че­ловека и окружающей среды. В большинстве стран существуют стандарты качества воздуха для небольшого набора переносимых по воздуху загрязняющих веществ. В США система охватывает 6 параметров, в Европейском Союзе - 12. В отношении стандартов качества воды прослеживается более высокая комплексность с точки зрения количества, категории водопользования и варьирова­ния в зависимости от географического положения. В США данные стандарты устанавливаются на уровне штатов и зависят от нагруз­ки конкретных загрязняющих веществ на водные объекты. В ЕС стандарты качества воды по 41-му веществу устанавливаются на уровне всего ЕС, но страны-члены по своему усмотрению вправе устанавливать дополнительные стандарты.

В большинстве стран с федеративным устройством монито­ринг состояния окружающей среды осуществляется на нескольких уровнях государственной власти, что требует соответствующей ко­ординации. В США системы мониторинга качества атмосферного воздуха и воды на уровне штатов и на местном уровне соединены с национальными системами, надзор за которыми осуществляет Агентство по охране окружающей среды. Аналогичным образом Шведское агентство по охране окружающей среды координирует деятельность систем мониторинга в округах и на местном уровне. В ряде стран деятельность по мониторингу ведется единым нацио­нальным ведомством (национальные природоохранные инспекции в Польше и Чешской Республике). Обширные сети мониторинга нацелены на обеспечение равномерного мониторинга небольшого набора параметров в рамках сети. В ЕС существуют рекомендации в части общих минимальных требований по проведению инспекти­рования, подлежащие выполнению странами-членами ЕС, но непо­средственно контроль осуществляется на национальном уровне. В США надзорная деятельность сосредоточена на самых опасных за­грязнителях окружающей среды.

Регулирование охраны среды в экономически развитых странах сопровождается и подкрепляется системой экономического стимули­рования:

1)    в Германии государство покрывает часть ссудного процента на энергосберегающие программы, государственное финансирова­ние и регулирование сферы научных исследований конструктор­ских и технологических разработок в области энергосбережения;

2)    в Германии, Италии, Испании осуществляется государ­ственное субсидирование зеленой индустрии;

3)    в Австралии действует программа по налоговым льготам и программа поддержки для реконструкции существующих зданий.

Управление охраной окружающей среды в большинстве стран предусматривает наличие отдельного ведомства в системе органов государственной власти. Существуют также разные формы госу­дарственного управления в части разделения или совмещения во­просов использования природных ресурсов и их охраны.

Во многих странах осуществляется экологическая оценка крупных проектов, предусматривающая обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду и государственной эко­логической экспертизы. Большинство стран применяет систему скрининга и дифференцированный подход к определению необхо­димости проведения и степени детальности оценки воздействия на окружающую среду, а также экспертизы ее результатов. При этом учитываются потенциальные экологические последствия и/или степень озабоченности общественности.

В странах-членах ОЭСР используется «пирамида санкций», то есть ужесточение санкций за более серьезные и неоднократные нарушения. Агентством США применяется выдача предписания, обязывающая предприятия выполнить соответствующие требова­ния в течение определенного периода времени. Вместе с тем, в США предприятиям дано право на добровольное информирование властей о допущенных нарушениях в обмен на смягчение наказа­ния. Данный подход действует эффективно в сочетании с эффек­тивной системой инспектирования и мониторинга.

В странах ЕС широко используются экономические инстру­менты регулирования: первые платежи за загрязнение воды были введены в 1964 г. во Франции и в 1970 г. в Нидерландах. В начале 1970-х гг. Швеция стала применять субсидии, стимулирующие применение экологически безопасных технологий в металлургиче­ской промышленности. В настоящее время в развитых европейских странах активно используются системы налогообложения для про­изводств, загрязняющих окружающую среду, и поощрения приро­доохранной деятельности. Широко применятся также системы установления лимитов на выбросы и торговли разрешениями на выбросы.

В последние годы ресурсосбережение в индустриально разви­тых странах рассматривается как ведущий фактор, влияющий на их экономическую и политическую автономность, что потребовало придания ему статуса государственной политики, предусматрива­ющей:

-          преимущественное совмещение ресурсосбережения и при­родоохранных целей на основе широкомасштабного применения мало- и безотходных технологий;

-          концентрацию научно-технических и инвестиционных уси­лий на создание и использование ресурсоэкономичной и надежной техники;

-          стабилизацию и по возможности сокращение зависимости от импорта в ресурсопотреблении;

-         четкую этапизацию ресурсосберегающей политики - широ­комасштабное распространение освоенных ранее прогрессивных ресурсосберегающих технологий;

-         разработку, освоение и применение сверхновых технологий, материалов и техники.

Особенностью механизмов ресурсосберегающего развития та­ких экономик можно назвать комплексный подход, включающий инструменты регулирования важнейших сфер хозяйственной дея­тельности: структурно-инвестиционный, денежно-кредитный,

налоговый, ценовой, нормативно-правовой, программно-целевой информационный, административно-организационный и управлен­ческий, стимулирующий.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.08.2017)
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%