Концептуальные основы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации базируются на Конституции, Гражданском кодексе (ГК) и федеральных законах, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Конституция определяет основы рыночной экономики в стране и закрепляет права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, свободное распоряжение своими способностями к труду, свободное передвижение и выбор места жительства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также на интеллектуальную собственность.
Непосредственно с предпринимательской деятельностью связаны следующие аспекты правового регулирования, нашедшие отражение в Конституции:
- единство экономического пространства, свободное движение товаров и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также защита всех форм собственности (статья 8);
свободное использование способностей и имущества для предпринимательской деятельности, за исключением деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34);
неприкосновенность частной собственности, право владения, пользования и распоряжения ею как единолично, так и совместно с другими лицами. Отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (статья 35);
использование земли и других природных ресурсов осуществляется их собственниками свободно (статья 36);
право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37);
право на интеллектуальную собственность (статья 44);
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Гарантии предпринимательства обеспечиваются также закрепленными в Конституции неимущественными правами. Например, правом на неприкосновенность частной жизни и правом на коммерческую тайну.
Более подробно правовой статус предпринимательской деятельности сформирован в Гражданском кодексе и федеральных законодательных актах. При этом государство обеспечивает предпосылки функционирования всех участников предпринимательской деятельности. К государственному регулированию на федеральном уровне относятся вопросы установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; вопросы судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности, а также установления налогов и сборов. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить.
Свобода экономической деятельности предполагает возможность гражданина выбрать сферу приложения своих способностей, имущества, чтобы реализовать свой творческий потенциал, знания, умения, навыки. Он может, например, работать на основе трудового договора и не брать на себя риски и ответственность, характерные для предпринимательской деятельности. Гражданин вправе заниматься экономической деятельностью в виде участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, получать от этого дивиденды. Такая деятельность не рассматривается в качестве предпринимательской, подтверждением чего является тот факт, что для участия в хозяйственных обществах гражданину не требуется предварительная государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Сущность свободы предпринимательской деятельности заключается в возможности выбора:
вида и формы предпринимательства;
сферы деятельности;
территории деятельности;
организационно-правовой формы предпринимательства.
При этом реализуются следующие аспекты предпринимательской деятельности:
привлечение трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности;
производство и реализация товаров и услуг, своей деятельности на рынке;
управление своим бизнесом;
право на получение и распределение полученных доходов и прибыли.
Предприниматели (физические и юридические лица) могут совмещать различные виды деятельности, если на этот счет нет ограничений в законе или в учредительных документах. Граждане реализуют свободу предпринимательства, действуя самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей или создавая коммерческие организации - юридические лица. В любом случае имущественной основой такой деятельности является частная собственность - граждан и юридических лиц.
Выбор территории, на которой предприниматели регистрируют свою деятельность, определяется к моменту подготовки необходимых документов для регистрации. Так, юридическое лицо должно регистрироваться по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. А индивидуальный предприниматель регистрируется в налоговом органе по месту своего жительства. Государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Всякие ограничения перемещения товаров по территории страны, запреты местными органами власти на ввоз или вывоз товаров с их территории, например сельскохозяйственной продукции, противоречат Конституции.
Выбор организационно-правовой формы предпринимательства ограничивается перечнем, установленным законодательством. Юридическим лицом считается организация, имеющая обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам, способная от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, а также быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается ими единогласно. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании органов управления.
Действующее в Российской Федерации законодательство, и, в частности, Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определяет критерии отнесения к малому и среднему предпринимательству хозяйствующих субъектов. При этом необходимо отметить, что хозяйствующими субъектами в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» являются коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, а также индивидуальные предприниматели и иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации или лицензии.
Обязательным условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является их регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, в частности, с требованиями закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства, в зависимости от численности работников разделяются на средние предприятия и малые предприятия. В составе последних выделяются микропредприятия. Критерии отнесения к этим размерным категориям следующие. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих значений:
от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
до ста человек для малых предприятий;
до пятнадцати человек для микропредприятий.
Кроме предельной численности, законодательно устанавливаются также критерии предельной выручки для каждой из указанных размерных категорий. Так, в настоящее время действуют критерии, определенные постановлением Правительства от 13 июля 2015 года № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В соответствии с этим постановлением предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость составляют:
для микропредприятий - 120 млн руб.;
для малых предприятий - 800 млн руб.;
для средних предприятий - 2 млрд руб.
Причем категории субъектов малого или среднего предпринимательства пересматриваются в случаях, если имеет место невыполнение этих предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
К субъектам малого и среднего предпринимательства Федеральный закон № 209-ФЗ относит следующие типы хозяйствующих субъектов:
хозяйственные общества;
хозяйственные партнерства;
производственные кооперативы;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
индивидуальных предпринимателей.
Рассмотрим более подробно эти типы хозяйствующих субъектов.
Хозяйственными обществами в соответствии с Гражданским кодексом (статья 66) являются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному обществу. Хозяйственное общество может быть также создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Существует две организационноправовые формы хозяйственных обществ, а именно акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
В хозяйственных обществах от учредителя не требуется непосредственного участия в предпринимательской деятельности этого общества. Участник хозяйственного общества не обязательно лично должен заниматься предпринимательской деятельностью. Он внес свое имущество, а дальше юридическое лицо действует без его участия. Заниматься предпринимательской деятельностью - это его право, но не обязанность. Участниками хозяйственного общества могут быть любые субъекты гражданского права, за исключением органов государственной власти, управлений и муниципальных формирований.
Поскольку участники хозяйственного общества не участвуют в его хозяйственной предпринимательской деятельности, то они и не несут ответственности по обязательствам этого юридического лица.
Среди хозяйственных обществ наиболее распространены общества с ограниченной ответственностью (ООО). Общество с ограниченной ответственностью - коммерческая организация, созданная в результате объединения имущества несколькими лицами, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют доли в ее уставном капитале. Его отличительные черты:
Участниками ООО могут быть любые лица, в том числе коммерческие и некоммерческие организации.
Участником ООО в соответствии с законом может быть одно лицо. Юридическое лицо или гражданин выделяет часть своего имущества в эту организацию, создает ООО и дальше рискует только этим имуществом. Таким образом, это лицо участвует в гражданском обороте этим выделенным, закрепленным за ним имуществом.
В ООО имеется уставный капитал, разделенный на доли между участниками.
Участник ООО несет риск убытков в виде того имущества, которое они внесли в уставный капитал общества.
Фирменное наименование такого юридического лица должно содержать слова «общество с ограниченной ответственностью».
Отметим ряд существенных достоинств ООО для предпринимателей:
позволяет уменьшить риск предпринимательской деятельности до величины вклада, который вносится в это общество;
предоставляет возможность реально влиять на предпринимательскую деятельность. Участник не обязан, но вправе занимать должность в органах управления и тем самым оказывать влияние на предпринимательскую деятельность этого общества;
участники общества известны друг другу и пользуются взаимным доверием;
участник ООО вправе в любое время выйти из общества (согласия на это других участников не требуется) и забрать свою долю, то есть ту часть имущества общества, которая падает на его долю в уставном капитале.
Минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей.
Под акционерным обществом (АО) понимается коммерческая организация, созданная в результате объединения имущества нескольких лиц, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют в собственности акции, удостоверяющие их обязательственное право требования к этому обществу.
Эта организационно-правовая форма юридического лица характеризуется следующими признаками:
Участниками АО могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе допускается создание АО с одним акционером.
Уставный капитал этого общества разделен на акции равной номинальной стоимости.
Акционеры не отвечают по обязательствам общества.
Акционеры могут не участвовать в деятельности этого общества.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать слова «акционерное общество» (или АО).
Связь между участниками общества, их личности имеют минимальное значение.
Выйти из акционерного общества можно только путем продажи или отчуждения иным способом своих акций.
АО как юридическое лицо дает возможность сконцентрировать капитал, распыленный среди множества акционеров. Поэтому АО рассматривается как способ концентрации капитала. Обычно акционерное общество создается тогда, когда нужно собрать необходимый для какой-то предпринимательской деятельности капитал, сконцентрировать его в рамках юридического лица. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам публичного, признаются непубличными.
Недостатки, характерные для акционерных обществ:
мелкие акционеры не имеют возможности реально влиять на деятельность общества;
руководители АО, управляющие его деятельностью, приобретают возможности по распоряжению имуществом, собственниками которого они не являются. Таким образом, возникает необходимость обеспечить надлежащий контроль над исполнительными органами АО и защищать права мелких акционеров.
Хозяйственное партнерство в соответствии с законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» представляет собой созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в соответствии с соглашением об управлении партнерством. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков в размере внесенных ими вкладов. Партнерство не осуществляет эмиссию облигаций и ценных бумаг. Партнерство не имеет права размещать рекламу своей деятельности. Партнерство не может быть учредителем других юридических лиц. Участниками партнерства могут быть граждане и юридические лица.
Производственным кооперативом в соответствии с законом от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» является добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении этими гражданами имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией.
Сельскохозяйственным потребительским кооперативом на основании закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» является кооператив, созданный как сельскохозяйственными товаропроизводителями, так и ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности. Потребительский кооператив относится к некоммерческим организациям и в зависимости от вида их деятельности подразделяется на перерабатывающие, торговые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие кооперативы.
Перерабатывающие кооперативы специализируются на производстве мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесоматериалов и пиломатериалов. Торговые кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу.
Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы. Кроме того, они могут специализироваться на услугах по научнопроизводственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств.
Снабженческие кооперативы образуются для закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и химикатов; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров.
Потребительский кооператив должен включать не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. Не менее половины объема работ и услуг, выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.
Крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии с законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» представляет собой объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство может вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом к такой деятельности применяется законодательство, которое регулирует деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
В соответствии с действующим законодательством каждый гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это положение закреплено в статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (введенного в действие Федеральным законом от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ). При этом к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Для того чтобы определить целесообразность для ведения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо взвесить все положительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести:
более низкие налоги и сборы;
простую систему учета и отчетности;
возможность самостоятельно принимать решения в рамках своей деятельности;
упрощенный порядок создания и ликвидации.
К отрицательным можно отнести:
отсутствие фирменного наименования;
полную имущественную ответственность по своим обязательствам;
налоговую, административную и уголовную ответственность за нарушения в процессе предпринимательской деятельности.
Рассматривая субъекты малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить, что не все хозяйственные общества и хозяйственные партнерства относятся к ним. Поэтому в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ указывается, что для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 %.
Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства). А исключительные права на эти результаты интеллектуальной деятельности принадлежат учредителям соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Учредителями хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
|