Вторник, 26.11.2024, 13:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовые основы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Концептуальные основы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации базируются на Конституции, Гражданском кодексе (ГК) и федеральных законах, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Конституция определяет основы рыночной экономики в стране и за­крепляет права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, свободное распоряже­ние своими способностями к труду, свободное передвижение и выбор мес­та жительства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также на интеллектуальную собственность.

Непосредственно с предпринимательской деятельностью связаны следующие аспекты правового регулирования, нашедшие отражение в Кон­ституции:

- единство экономического пространства, свободное движение това­ров и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономиче­ской деятельности, а также защита всех форм собственности (статья 8);

свободное использование способностей и имущества для предпри­нимательской деятельности, за исключением деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34);

неприкосновенность частной собственности, право владения, поль­зования и распоряжения ею как единолично, так и совместно с другими лицами. Отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения (статья 35);

использование земли и других природных ресурсов осуществляет­ся их собственниками свободно (статья 36);

право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию (статья 37);

право на интеллектуальную собственность (статья 44);

право на возмещение государством вреда, причиненного незакон­ными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

Гарантии предпринимательства обеспечиваются также закреплен­ными в Конституции неимущественными правами. Например, правом на неприкосновенность частной жизни и правом на коммерческую тайну.

Более подробно правовой статус предпринимательской деятельности сформирован в Гражданском кодексе и федеральных законодательных ак­тах. При этом государство обеспечивает предпосылки функционирования всех участников предпринимательской деятельности. К государственному регулированию на федеральном уровне относятся вопросы установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, тамо­женное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; во­просы судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального и ар­битражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности, а также установления налогов и сборов. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить.

Свобода экономической деятельности предполагает возможность гражданина выбрать сферу приложения своих способностей, имущества, чтобы реализовать свой творческий потенциал, знания, умения, навыки. Он может, например, работать на основе трудового договора и не брать на себя риски и ответственность, характерные для предпринимательской дея­тельности. Гражданин вправе заниматься экономической деятельностью в виде участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, получать от этого дивиденды. Такая деятельность не рассматривается в качестве пред­принимательской, подтверждением чего является тот факт, что для участия в хозяйственных обществах гражданину не требуется предварительная го­сударственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Сущность свободы предпринимательской деятельности заключается в возможности выбора:

вида и формы предпринимательства;

сферы деятельности;

территории деятельности;

организационно-правовой формы предпринимательства.

При этом реализуются следующие аспекты предпринимательской деятельности:

привлечение трудовых, материальных, финансовых и иных ресур­сов, необходимых для осуществления деятельности;

производство и реализация товаров и услуг, своей деятельности на рынке;

управление своим бизнесом;

право на получение и распределение полученных доходов и при­были.

Предприниматели (физические и юридические лица) могут совме­щать различные виды деятельности, если на этот счет нет ограничений в законе или в учредительных документах. Граждане реализуют свободу предпринимательства, действуя самостоятельно в качестве индивидуаль­ных предпринимателей или создавая коммерческие организации - юриди­ческие лица. В любом случае имущественной основой такой деятельности является частная собственность - граждан и юридических лиц.

Выбор территории, на которой предприниматели регистрируют свою деятельность, определяется к моменту подготовки необходимых докумен­тов для регистрации. Так, юридическое лицо должно регистрироваться по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. А ин­дивидуальный предприниматель регистрируется в налоговом органе по месту своего жительства. Государство гарантирует единство экономиче­ского пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Всякие ограничения перемещения товаров по территории страны, запреты местными органами власти на ввоз или вывоз товаров с их терри­тории, например сельскохозяйственной продукции, противоречат Консти­туции.

Выбор организационно-правовой формы предпринимательства огра­ничивается перечнем, установленным законодательством. Юридическим лицом считается организация, имеющая обособленное имущество и отве­чающая им по своим обязательствам, способная от своего имени приобре­тать и осуществлять гражданские права и обязанности, а также быть ист­цом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо может быть создано на основании решения учре­дителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреж­дения юридического лица одним лицом решение принимается учредите­лем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается ими единогласно. В реше­нии об учреждении юридического лица указываются сведения об учреж­дении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избра­нии органов управления.

Действующее в Российской Федерации законодательство, и, в част­ности, Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», опре­деляет критерии отнесения к малому и среднему предпринимательству хо­зяйствующих субъектов. При этом необходимо отметить, что хозяйствую­щими субъектами в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» являются коммерческие и некоммер­ческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им до­ход, а также индивидуальные предприниматели и иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной ре­гистрации или лицензии.

Обязательным условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является их регистрация в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, и, в частности, с требованиями закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства, в зависимости от численности работников разделяются на средние предприятия и малые предприятия. В составе последних выделяются микропредприятия. Крите­рии отнесения к этим размерным категориям следующие. Среднесписоч­ная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих значений:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предпри­ятий;

до ста человек для малых предприятий;

до пятнадцати человек для микропредприятий.

Кроме предельной численности, законодательно устанавливаются также критерии предельной выручки для каждой из указанных размерных категорий. Так, в настоящее время действуют критерии, определенные по­становлением Правительства от 13 июля 2015 года № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой кате­гории субъектов малого и среднего предпринимательства». В соответствии с этим постановлением предельные значения выручки от реализации това­ров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость составляют:

для микропредприятий - 120 млн руб.;

для малых предприятий - 800 млн руб.;

для средних предприятий - 2 млрд руб.

Причем категории субъектов малого или среднего предприниматель­ства пересматриваются в случаях, если имеет место невыполнение этих предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

К субъектам малого и среднего предпринимательства Федеральный закон № 209-ФЗ относит следующие типы хозяйствующих субъектов:

хозяйственные общества;

хозяйственные партнерства;

производственные кооперативы;

сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

индивидуальных предпринимателей.

Рассмотрим более подробно эти типы хозяйствующих субъектов.

Хозяйственными обществами в соответствии с Гражданским кодек­сом (статья 66) являются корпоративные коммерческие организации с раз­деленным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, создан­ное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному обществу. Хозяйст­венное общество может быть также создано одним лицом, которое стано­вится его единственным участником. Существует две организационно­правовые формы хозяйственных обществ, а именно акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

В хозяйственных обществах от учредителя не требуется непосредст­венного участия в предпринимательской деятельности этого общества. Участник хозяйственного общества не обязательно лично должен зани­маться предпринимательской деятельностью. Он внес свое имущество, а дальше юридическое лицо действует без его участия. Заниматься предпри­нимательской деятельностью - это его право, но не обязанность. Участни­ками хозяйственного общества могут быть любые субъекты гражданского права, за исключением органов государственной власти, управлений и му­ниципальных формирований.

Поскольку участники хозяйственного общества не участвуют в его хозяйственной предпринимательской деятельности, то они и не несут от­ветственности по обязательствам этого юридического лица.

Среди хозяйственных обществ наиболее распространены общества с ограниченной ответственностью (ООО). Общество с ограниченной ответ­ственностью - коммерческая организация, созданная в результате объеди­нения имущества несколькими лицами, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют доли в ее уставном капитале. Его отличительные черты:

Участниками ООО могут быть любые лица, в том числе коммерче­ские и некоммерческие организации.

Участником ООО в соответствии с законом может быть одно лицо. Юридическое лицо или гражданин выделяет часть своего имущества в эту организацию, создает ООО и дальше рискует только этим имуществом. Таким образом, это лицо участвует в гражданском обороте этим выделен­ным, закрепленным за ним имуществом.

В ООО имеется уставный капитал, разделенный на доли между участниками.

Участник ООО несет риск убытков в виде того имущества, кото­рое они внесли в уставный капитал общества.

Фирменное наименование такого юридического лица должно со­держать слова «общество с ограниченной ответственностью».

Отметим ряд существенных достоинств ООО для предпринимателей:

позволяет уменьшить риск предпринимательской деятельности до величины вклада, который вносится в это общество;

предоставляет возможность реально влиять на предприниматель­скую деятельность. Участник не обязан, но вправе занимать должность в органах управления и тем самым оказывать влияние на предприниматель­скую деятельность этого общества;

участники общества известны друг другу и пользуются взаимным доверием;

участник ООО вправе в любое время выйти из общества (согласия на это других участников не требуется) и забрать свою долю, то есть ту часть имущества общества, которая падает на его долю в уставном капи­тале.

Минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей.

Под акционерным обществом (АО) понимается коммерческая орга­низация, созданная в результате объединения имущества нескольких лиц, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют в собственности акции, удостоверяющие их обязательственное пра­во требования к этому обществу.

Эта организационно-правовая форма юридического лица характери­зуется следующими признаками:

Участниками АО могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе допускается создание АО с одним акционером.

Уставный капитал этого общества разделен на акции равной но­минальной стоимости.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества.

Акционеры могут не участвовать в деятельности этого общества.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать слова «акционерное общество» (или АО).

Связь между участниками общества, их личности имеют мини­мальное значение.

Выйти из акционерного общества можно только путем продажи или отчуждения иным способом своих акций.

АО как юридическое лицо дает возможность сконцентрировать ка­питал, распыленный среди множества акционеров. Поэтому АО рассмат­ривается как способ концентрации капитала. Обычно акционерное обще­ство создается тогда, когда нужно собрать необходимый для какой-то предпринимательской деятельности капитал, сконцентрировать его в рам­ках юридического лица. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично разме­щаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Общество с ограниченной ответственностью и акцио­нерное общество, которое не отвечает признакам публичного, признаются непубличными.

Недостатки, характерные для акционерных обществ:

мелкие акционеры не имеют возможности реально влиять на дея­тельность общества;

руководители АО, управляющие его деятельностью, приобретают возможности по распоряжению имуществом, собственниками которого они не являются. Таким образом, возникает необходимость обеспечить надлежащий контроль над исполнительными органами АО и защищать права мелких акционеров.

Хозяйственное партнерство в соответствии с законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» представляет собой созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении дея­тельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в соответствии с соглашением об управлении партнерством. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и не­сут риск убытков в размере внесенных ими вкладов. Партнерство не осу­ществляет эмиссию облигаций и ценных бумаг. Партнерство не имеет пра­ва размещать рекламу своей деятельности. Партнерство не может быть уч­редителем других юридических лиц. Участниками партнерства могут быть граждане и юридические лица.

Производственным кооперативом в соответствии с законом от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» является добро­вольное объединение граждан на основе членства для совместной произ­водственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их лич­ном трудовом и ином участии и объединении этими гражданами имущест­венных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Коопе­ратив является юридическим лицом - коммерческой организацией.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом на основа­нии закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» является кооператив, созданный как сельскохозяйственными товаропроиз­водителями, так и ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности. Потре­бительский кооператив относится к некоммерческим организациям и в за­висимости от вида их деятельности подразделяется на перерабатывающие, торговые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огородниче­ские, животноводческие кооперативы.

Перерабатывающие кооперативы специализируются на производстве мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощ­ных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесоматериалов и пиломатериалов. Торговые коопера­тивы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сдел­ки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу.

Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, аг­рохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы. Кроме того, они могут специализироваться на услугах по научно­производственному, правовому и финансовому консультированию, элек­трификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому об­служиванию, выдаче займов и сбережению денежных средств.

Снабженческие кооперативы образуются для закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, неф­тепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и химикатов; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; по­ставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров.

Потребительский кооператив должен включать не менее двух юри­дических лиц или не менее пяти граждан. Не менее половины объема ра­бот и услуг, выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбы­товыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.

Крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии с законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» представ­ляет собой объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляю­щих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство может вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом к такой дея­тельности применяется законодательство, которое регулирует деятель­ность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В соответствии с действующим законодательством каждый гражда­нин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица с момента государственной регистрации в качест­ве индивидуального предпринимателя. Это положение закреплено в статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (введенного в действие Федеральным законом от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ). При этом к пред­принимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятель­ность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Для того чтобы определить целесообразность для ведения деятельности в каче­стве индивидуального предпринимателя, необходимо взвесить все поло­жительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести:

более низкие налоги и сборы;

простую систему учета и отчетности;

возможность самостоятельно принимать решения в рамках своей деятельности;

упрощенный порядок создания и ликвидации.

К отрицательным можно отнести:

отсутствие фирменного наименования;

полную имущественную ответственность по своим обязательствам;

налоговую, административную и уголовную ответственность за на­рушения в процессе предпринимательской деятельности.

Рассматривая субъекты малого и среднего предпринимательства, не­обходимо отметить, что не все хозяйственные общества и хозяйственные партнерства относятся к ним. Поэтому в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ указывается, что для хозяйственных обществ, хозяй­ственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Рос­сийской Федерации, муниципальных образований, общественных и рели­гиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превы­шает 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпри­нимательства, не превышает 49 %.

Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интел­лектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных об­разцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства). А исключительные права на эти результаты ин­теллектуальной деятельности принадлежат учредителям соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учре­ждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с законом от 28 сентября 2010 го­да № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Учредителями хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительст­вом Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, уста­новленных законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государ­ственной научно-технической политике».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.08.2017)
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%