Как указывается в «Стратегии развития малого и среднего предпри¬нимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [58], за¬купки продукции для нужд органов государственной власти, органов мест¬ного самоуправления и отдельных видов юридических лиц - это рынок с годовым объемом свыше 25 трлн рублей. Значительная часть этого объема товаров, работ и услуг (эквивалентного 30 % валового внутреннего про¬дукта Российской Федерации) в соответствии с указанной стратегией должна быть выполнена силами субъектов малого предпринимательства.
Контрактная система выступает в качестве существенного элемента поддержки малого предпринимательства. Для этого в ней предусмотрен комплекс процедур, обеспечивающих участие малых предприятий в закуп¬ках и осуществлении контрактов для государственных и муниципальных нужд в регионах Российской Федерации.
Анализ достигнутого уровня участия субъектов малого предприни-мательства (называемых также малыми предпринимательскими структу-рами, или кратко МП) в государственных закупках для региональных нужд, а также нужд муниципальных органов власти представляется акту-альным. Он позволяет проводить мониторинг контрактов, выполняемых малыми предпринимательскими структурами, обосновывать пути даль-нейшего развития закупок, определять необходимые изменения стратегии формирования контрактной системы и организацию ее функционирования. Отметим, что в соответствии с действующим федеральным законодатель¬ством к субъектам малого предпринимательства относятся как малые предприятия, так и индивидуальные предприниматели.
Порядок участия субъектов малого предпринимательства в обеспе-чении государственных и муниципальных закупок определялся до оконча¬ния 2013 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О раз¬мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [56]. С 2014 года по настоя¬щее время действуют положения закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе¬чения государственных и муниципальных нужд» [54]. Общая характери¬стика участия субъектов малого предпринимательства в контрактной сис¬теме в 2013 и 2014 годах приведена в таблице 2.24. В ней представлены количество и стоимость контрактов, заключенных по процедурам, соответ¬ствующим субъектам малого предпринимательства, для нужд органов го¬сударственной и муниципальной власти в 2013 и 2014 годах. Данные при¬ведены в соответствии с официальными материалами Федеральной служ¬бы государственной статистики [84].
Таблица 2.24
Характеристика заключенных с малыми предприятиями контрактов
Показатель Для государственных нужд Для муниципальных нужд
2013 год 2014 год 2013 год 2014 год
Количество заключенных кон-трактов, единиц 136 221 209 395 138 730 191 518
Стоимость заключенных контрак-тов, млн руб. 82 931 149 847 59 024 100 314
Приведенные в таблице данные показывают резкий рост количества государственных контрактов и их стоимости в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Так, количество заключенных контрактов увеличилось на 54 %, а их стоимость на 81 % (при инфляции 11,36 %). Аналогично коли-чество контрактов для муниципальных нужд возросло на 38 %, а их стои-мость на 70 %. Во многом такой рост обусловлен, на наш взгляд, введени¬ем с 2014 года новых институциональных основ формирования закупок для нужд органов государственной и муниципальной власти в Российской Федерации в связи со вступлением в силу Федерального закона № 44-ФЗ.
В этом законе предусмотрено, что закупки у субъектов малого пред¬принимательства должны составлять не менее чем 15 % совокупного объ¬ема закупок. МП разрешено участвовать в конкурсах и аукционах, связан¬ных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с осу¬ществлением работ в области использования атомной энергии.
При проведении открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов ко-тировок, запросов предложений может устанавливаться ограничение, на-правленное на участие в них только субъектов малого предпринимательст¬ва. В этом случае участники закупок обязаны предоставлять подтвержде¬ние своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства. За¬казчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся МП, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. При этом объем участия по¬следних включается в договор в виде процента от общей цены контракта.
Начальная цена одного контракта установлена на уровне 20 миллио¬нов рублей. То есть для обеспечения участия МП более крупные контрак¬ты должны быть разделены на несколько лотов. Отметим, что величина 20 миллионов рублей почти в 2,5 раза превышает сложившийся к настоя¬щему времени средний годовой объем производства товаров и услуг, при¬ходящийся на одну малую предпринимательскую структуру. Таким обра¬зом, созданы предпосылки для того, чтобы для МП, участвующих в госу¬дарственных закупках, доля соответствующих работ была достаточно зна¬чительной.
Важную роль в развитии участия МП в федеральной контрактной системе играет заблаговременное информирование их о предстоящих го-сударственных закупках на перспективу. Планирование закупок предпола¬гается выполнять в два этапа. На первом этапе планируются закупки на три года, а на втором этапе по каждому наступающему году составляется соответствующий план-график. Такой подход способен стимулировать ос¬нащение малых предпринимательских структур инновационными техноло¬гиями и современными техническими средствами.
Теоретические и прикладные аспекты контрактной системы, особен-но правовые и организационные, достаточно хорошо рассмотрены в лите¬ратуре [18, 19, 34, 37]. В этих работах упоминается неравномерность рас¬пределения инвестиций по регионам и видам закупок. Однако подробного анализа этой проблемы нет. Вместе с тем она представляется весьма акту¬альной, учитывая различные размеры субъектов страны, имеющиеся при¬родно-климатические условия, объективные и субъективные особенности развития контрактной системы в отдельных регионах и отраслях. Это обу¬словливает актуальность проведения соответствующих исследований, ито¬ги которых рассмотрены далее.
Целью исследования являлась разработка методики и проведение анализа закономерностей, характеризующих достигнутый уровень участия МП в контрактах по государственным региональным и муниципальным закупкам. При этом были решены следующие задачи:
- обоснован методический подход и алгоритм исследования;
- проведен анализ влияния нового законодательства на объемы уча¬стия субъектов малого предпринимательства в закупках для нужд органов власти в регионах и муниципалитетах;
- разработаны экономико-математические модели, описывающие та¬кие показатели, как количество контрактов в расчете на 100 малых пред¬принимательских структур, удельный вес количества и стоимости кон¬трактов с МП в общем количестве и общей стоимости контрактов, заклю¬ченных со всеми поставщиками, удельный вес стоимости государственных и муниципальных контрактов в общем обороте совокупности субъектов малого предпринимательства по регионам, стоимость государственных контрактов, приходящихся в среднем на одну функционирующую в регио¬не предпринимательскую структуру, средняя стоимость одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства органами госу¬дарственной власти регионов Российской Федерации, а также органами муниципальной власти;
- проведен анализ полученных моделей и определены закономерно¬сти, характеризующие сложившиеся значения рассматриваемых показа¬телей.
Безусловно, потребности в государственных и муниципальных за-купках носят объективный характер и отражают ситуацию, сложившуюся в соответствующем субъекте страны и его муниципальных образованиях, потребности в определенных товарах, продукции и услугах. Вместе с тем заключаемые контракты определяются как законодательно установленны-
ми процедурами, так и исходя из участия предприятий и предпринимате-лей в формировании своих заявок, в том числе исходя из указанных в этих заявках цен на поставку товаров, продукции и услуг. Размещение государ¬ственных и муниципальных заказов осуществляется, как правило, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме), а также путем запроса котировок и предложений.
Известно, что предпринимательские структуры являются самостоя-тельными хозяйствующими субъектами, которые ведут рисковую деятель¬ность и сами определяют необходимость участия в выполнении конкрет¬ных работ, в том числе и связанных с контрактной системой. В этих случа¬ях после получения информации о проведении закупок руководитель МП должен установить:
- представляет ли интерес для его предпринимательской структуры участие в закупках;
- насколько устраивает указанная в информации начальная (макси-мальная) цена контракта;
- имеет ли смысл участие в закупках исходя из представленного тех¬нического задания и другой документации;
- какую цену указывать в своей заявке в случае участия в процедуре закупок.
Снижение цены ведет к уменьшению ожидаемой прибыли, то есть уменьшению интереса МП в заключении соответствующего контракта.
Решение об участии конкретного предприятия или предпринимателя в государственных закупках формируется с учетом следующих критериев:
- наличия специалистов и технологий, обеспечивающих своевремен¬ное и качественное предоставление работ (товаров, услуг);
- ожидаемой рентабельности;
- потребностей в дополнительных финансовых ресурсах;
- опыта выполнения аналогичных контрактов;
- степени загруженности другими работами;
- предполагаемого графика выполнения контракта в случае его за-ключения.
Но одного желания для заключения контрактов недостаточно, по-скольку в процессе государственных закупок важную роль играет отбор участников, предложивших наиболее выгодные для органов власти усло-вия. Очевидно, что на этапе отбора лишь с частью МП, подавших заявки, заключаются контракты. При этом надо учесть, что МП при проведении торгов конкурируют как между собой, так и с предприятиями других орга¬низационно-правовых форм.
Организация проведения торгов в форме конкурсов и аукционов и определение их победителей исключает детерминированность рассматри-ваемых процессов. Смысл государственных и муниципальных закупок по принятой в нашей стране технологии заключается в том, чтобы исключить возможность назначения поставщиков заранее. То есть не допустить, что¬бы победители были известны до окончания торгов. Как было указано вы¬ше, целью государственных и муниципальных закупок является развитие конкуренции, обеспечение экономии средств и исключение коррупцион¬ных проявлений. Этой цели соответствует как предыдущий, так и дейст¬вующий федеральные законы [54, 56]. До окончания процедуры отбора победителей торгов и заключения контрактов на выполнение государст¬венных заказов перечень поставщиков не может быть сформирован. При¬веденные доводы позволяют предположить, что процессы заключения контрактов на выполнение государственных заказов являются вероятност¬ными и их характеристики формируются под влиянием многочисленных разнонаправленных факторов.
Для описания сложившейся к настоящему времени дифференциации уровня участия МП в выполнении контрактов было использовано эконо-мико-математическое моделирование. В качестве моделей использовались функции плотности нормального распределения. Основным достоинством таких функций является возможность получения с их помощью несмещен¬ных оценок, характеризующих как средние значения показателей деятель¬ности предпринимательских структур, так и интервалов изменения показа¬телей, характерных для совокупностей МП. Сопоставимость показателей участия в контрактной системе предпринимательских структур по различ¬ным субъектам страны обеспечивалась тем, что исследования строились на таких удельных показателях, как количество контрактов в расчете на 100 малых предпринимательских структур, удельный вес количества и стоимо¬сти контрактов с МП в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных со всеми поставщиками, удельный вес стоимости государст-венных и муниципальных контрактов в общем обороте совокупности субъектов малого предпринимательства по регионам, стоимость государ-ственных контрактов, приходящихся в среднем на одну функционирую-щую в регионе предпринимательскую структуру, средняя стоимость одно¬го контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства ор¬ганами государственной власти регионов Российской Федерации.
Авторский алгоритм анализа закономерностей, характеризующих достигнутый уровень участия МП в контрактах для государственных нужд органов власти субъектов Российской Федерации, включал следующие этапы:
- формирование информационной базы, описывающей по каждому из субъектов страны показатели, характеризующие контракты, заключен-ные МП для государственных нужд;
- формирование информационной базы, описывающей по каждому субъекту страны показатели, характеризующие количество малых пред-принимательских структур и объемы их производства;
- анализ динамики количества заключенных с МП контрактов и их стоимости за период с 2010 по 2014 год;
- определение количества и стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для государственных нужд в расчете на одно МП в каждом из субъектов страны;
- определение удельного веса количества и стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства в общем количе-стве и стоимости всех контрактов по каждому из субъектов страны;
- определение средней стоимости одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства;
- определение стоимости государственных контрактов в расчете на одно МП;
- определение удельного веса стоимости государственных закупок в обороте МП по субъектам страны;
- построение функций плотности нормального распределения по всем рассматриваемым показателям;
- оценка качества построенных функций по принятым критериям;
- анализ полученных моделей и определение закономерностей, ха-рактеризующих участие в государственных контрактах субъектов малого предпринимательства.
В качестве функций, описывающих распределение всех указанных выше удельных показателей, рассматривались функции плотности нор-мального распределения. В процессе вычислительного эксперимента осу-ществлялась проверка гипотезы о возможности описания закономерностей распределения указанных выше удельных показателей с использованием таких функций.
При проведении исследований в качестве исходной информации бы¬ли использованы массивы официальных статистических данных, приве¬денных в сборнике «Малое и среднее предпринимательство в России - 2015 г.» Федеральной службы государственной статистики [48]. В частно¬сти, использовались показатели, характеризующие количество малых пред¬принимательских структур по субъектам страны и объемы их производст¬ва, а также контракты, заключенные с МП для государственных нужд ор¬ганов государственной власти по всем субъектам Российской Федерации.
При разработке моделей вычислительный эксперимент основывался на использовании методов статистического анализа и экономико-матема¬тического моделирования. Для решения поставленных задач и обработки информации применены компьютерные программы Statistica, Microsoft Excel. Проверка полученных функций производилась по критериям Пир¬сона [40], Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Вилка [8].
Исследования включали анализ динамики изменения количества и стоимости контрактов для нужд органов государственной власти регионов Российской Федерации с субъектами малого предпринимательства. В таб¬лице 2.25 приведены общее количество и стоимость таких государствен¬ных контрактов за период с 2010 по 2014 год, заключенных по процеду¬рам, установленным законодательством для субъектов малого предприни¬мательства.
Количество и стоимость контрактов с МП, заключенных
по процедурам для субъектов малого предпринимательства
Таблица 2.25
Показатель Год
2010 2011 2012 2013 2014
Количество контрактов, заклю-ченных с субъектами малого предпринимательства, единиц 88 711 81 556 108 496 136 221 209 395
Стоимость контрактов, заклю-ченных с субъектами малого предпринимательства, млн руб. 60 553 70 733 76 024 82 931 149 847
Приведенные в таблице 2.25 данные показывают резкий рост коли-чества контрактов и их стоимости в 2014 году по сравнению с предыду-щими годами. Так, как уже отмечалось, по сравнению с 2013 годом коли-чество заключенных контрактов увеличилось на 54 %, а их стоимость на 81 % (при инфляции 11,36 %).
Следующие этапы исследования были связаны с разработкой функ-ций плотности нормального распределения, характеризующих удельные показатели участия совокупностей предпринимательских структур в субъ¬ектах страны в закупках для государственных нужд. При разработке ука¬занных функций использовались массивы информации по каждому из субъектов страны. В таблице 2.26 приведен фрагмент исходных данных (по 6 субъектам страны), характеризующих контракты, заключенные с МП для государственных нужд, а также вспомогательную информацию (коли¬чество и оборот субъектов малого предпринимательства).
Таблица 2.26
Фрагмент исходных данных для региональных нужд (за 2014 год)
1 2 3 4 5 6 7
Белгородская область 1172 473,5 18,6 3,7 62 963 381,6
Брянская область 980 392,9 24,3 6,4 32 125 306,9
Владимирская область 3671 1429,3 28,5 21,5 47 471 264,3
Воронежская область 6604 1984,0 20,4 12,9 68 731 602,4
Ивановская область 1141 272,1 19,1 3,4 36 959 295,8
Калужская область 2227 1019,8 21,7 10,3 29 644 254,3
В таблице 2.26 номера столбцов соответствуют следующим наиме-нованиям показателей:
1. Наименование субъекта страны.
2. Количество контрактов с МП, ед.
3. Стоимость контрактов с МП, млн руб.
4. Удельный вес контрактов с МП в общем количестве контрактов с поставщиками, %.
5. Удельный вес контрактов с МП в общей стоимости контрактов с поставщиками, %.
6. Общее количество малых предприятий и индивидуальных пред-принимателей, ед.
7. Общий оборот малых предприятий и индивидуальных предприни¬мателей, млрд руб.
Разработанные в процессе вычислительного эксперимента функции плотности нормального распределения приведены далее.
Первая функция описывает распределение количества контрактов в расчете на 100 субъектов малого предпринимательства (х2.13, единиц) по закупкам для органов государственной власти, заключенных по всем ре-гионам Российской Федерации с малыми предпринимательскими структу-рами:
Вторая функция показывает распределение удельного веса контрак-тов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общем ко¬личестве контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок (х2.14, %):
Третья функция описывает изменение средней стоимости одного контракта, заключенного по правилам для субъектов малого предпринима-
тельства по государственным закупкам для регионов Российской Федера-ции (х2.15, млн руб.):
Четвертая функция отражает распределение стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для органов го-сударственной власти регионов Российской Федерации в расчете на одну малую предпринимательскую структуру (х2.16, тыс. руб.):
Пятая функция показывает удельный вес стоимости государствен-ных контрактов в общем обороте совокупности субъектов малого пред-принимательства по регионам страны (х2.17, %):
Шестая функция показывает распределение удельного веса стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в об¬щей стоимости заключенных контрактов со всеми поставщиками (х2.18, %):
Разработанные модели позволяют оценить средние по регионам страны значения рассмотренных показателей и диапазоны изменения этих значений, характерные для большинства регионов Российской Федерации.
Логический и статистический анализ показал, что все разработанные модели хорошо аппроксимируют исходные данные на всем диапазоне их изменения. В таблице 2.27 приведены расчетные значения основных ста¬тистик по трем критериям качества. Сравнение расчетных значений пока¬
зало, что статистики по критерию Пирсона меньше табличного значения критерия, равного 9,49 [13]. Аналогично расчетные значения по критерию Колмогорова-Смирнова меньше табличной величины при уровне значимо¬сти 0,05, составляющей 0,152 [40]. Статистики по критерию Шапиро- Вилка превышают табличное значение критерия 0,93 при высоком уровне значимости 0,01. Таким образом, по всем рассмотренным критериям раз¬работанные модели обладают высоким качеством и могут быть использо¬ваны для описания исследуемых закономерностей.
Таблица 2.27
Расчетные значения статистик по критериям качества
Номер функции Расчетное значение по крите рию качества
Колмогорова-Смирнова Пирсона Шапиро-Вилка
(2.17) 0,05 2,23 0,96
(2.18) 0,04 1,17 0,97
(2.19) 0,09 3,64 0,95
(2.20) 0,06 2,11 0,95
(2.21) 0,05 1,79 0,96
(2.22) 0,05 1,71 0,97
Поскольку все разработанные функции хорошо аппроксимируют ис¬ходные данные и обладают высоким качеством по принятым критериям, можно сделать вывод о целесообразности использования функций плотно¬сти нормального распределения для описания закономерностей и анализа всех рассматриваемых в настоящей статье показателей.
Особенностью функций плотности нормального распределения явля¬ется то, что по ним без сложных расчетов могут быть определены средние значения и интервалы изменения рассматриваемых показателей. Эти ин¬тервалы, как указывалось, для большинства (68 %) субъектов страны рас¬считываются исходя из значений средних квадратических отклонений по¬казателей. При этом для расчета границ интервала к среднему значению показателя соответственно прибавляется указанное отклонение и вычита¬ется из него.
Средние значения и интервалы изменения всех рассмотренных выше показателей представлены в таблице 2.28. Они основаны на разработанных моделях (2.17) - (2.22).
Таблица 2.28
Характеристика контрактов, заключенных с МП для государственных нужд по субъектам страны за 2014 год
Показатель Средние
значения Интервалы
изменения
Количество контрактов в расчете на 100 МП, ед. 5,0 2,4-7,6
Удельный вес контрактов с МП в общем количестве контрактов, % 21,8 16,3-27,3
Средняя стоимость одного контракта с МП, млн руб. 0,6 0,4-0,8
Стоимость контрактов в расчете на одно МП, тыс. руб. 29,3 13,6-45,0
Удельный вес стоимости государственных контрактов в общем обороте МП, % 0,4 0,2-0,6
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов, % 9,8 5,5-14,1
Данные таблицы 2.28 свидетельствуют, что участие в контрактной системе закупок для региональных нужд принимает около 5 % всех субъ-ектов малого предпринимательства. При этом в большинстве регионов эта величина варьируется в пределах от 2,4 до 7,6 % МП. Можно сделать вы¬вод о том, что контрактная система затрагивает интересы небольшой доли малых предприятий и предпринимателей.
Вместе с тем в общем количестве контрактов удельный вес контрак-тов, заключенных с МП, достаточно значителен. Каждый пятый из них вы¬полняется силами субъектов малого предпринимательства. Интервал изме¬нения этого показателя - от 16 до 27 %.
Средняя стоимость одного контракта, заключенного в 2014 году по правилам для МП, составляет 600 тысяч рублей. Отметим, что объем про¬изводства продукции (услуг), приходящийся на одного работника МП в этом же году, составлял в среднем 2,3 млн руб. в год, что почти в 3 раза превышает максимальную стоимость контрактов, выполняемых субъекта¬ми малого предпринимательства. Этот феномен может быть обусловлен тем, что в большинстве предпринимательских структур, выполнявших контракты, соответствующая деятельность была эпизодической, то есть выполнялась в течение ограниченного времени.
Совсем мал объем региональных государственных закупок в расчете на одну функционирующую в экономике регионов малую предпринима¬тельскую структуру. По большинству регионов этот показатель находится в диапазоне от 13 до 45 тыс. руб. в год.
Аналогичная закономерность отмечается при анализе доли стоимо-сти государственных закупок в общем обороте МП, которая не превышает 0,6 % по большинству субъектов страны.
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости кон-трактов значительно (почти в 2 раза) меньше удельного веса количества контрактов. Это говорит о большой разнице в стоимости контрактов с МП и контрактов с остальными предприятиями и организациями. Отметим, что доля контрактов с МП в совокупном годовом объеме закупок по половине регионов в 1,5 раза меньше, чем минимальная величина, установленная действовавшим в 2014 году законодательством (15 %). При этом менее чем в 16 % регионов участие субъектов малого предпринимательства в государ¬ственных закупках соответствует законодательно установленной норме.
Система муниципального заказа направлена на удовлетворение му-ниципальных нужд в товарах, работах и услугах. В качестве заказчиков, осуществляющих закупки, выступают муниципальные органы или учреж-дения, действующие от имени муниципального образования и уполномо-ченные принимать бюджетные обязательства. Посредством муниципаль-ного заказа обеспечивается необходимый объем закупок высокого качест-ва, упорядоченное и экономное расходование бюджетных средств, эффек-тивность интегрирования различных форм предприятий и организаций для реализации заключенных контрактов, гласность и прозрачность осуществ¬ления закупок.
Цель и задачи исследования закономерностей, характеризующих достигнутый уровень участия МП в контрактах по муниципальным закуп¬кам, были аналогичными исследованиям по государственным закупкам, рассмотренным выше.
Исследования включали анализ динамики изменения количества и стоимости контрактов для нужд органов муниципальной власти, заклю-ченных субъектами малого предпринимательства. В таблице 2.29 приведе¬ны общее количество и стоимость таких муниципальных контрактов за пе¬риод с 2010 по 2014 год.
Таблица 2.29
Количество и стоимость муниципальных контрактов, заключенных по процедурам для субъектов малого предпринимательства
Показатель Год
2010 2011 2012 2013 2014
Количество контрактов, единиц 151 616 131 518 135 926 138 730 191518
Стоимость контрактов, млн руб. 43 933 47 178 53 983 59 024 100 314
Приведенные в таблице 2.29 данные показывают значительный рост количества контрактов и их стоимости в 2014 году по сравнению с преды¬дущими годами. Так, по сравнению с 2013 годом количество заключенных контрактов увеличилось на 38 %, а их стоимость на 70 % (при инфляции 11,36 %).
Следующие этапы исследования были связаны с разработкой функ-ций плотности нормального распределения, характеризующих удельные показатели деятельности совокупностей предпринимательских структур в субъектах страны по участию в закупках для муниципальных нужд. При разработке указанных функций использовались массивы информации по каждому из субъектов страны. В таблице 2.30 приведен фрагмент исход-ных данных (по 6 субъектам страны), характеризующих контракты, заклю¬ченные с МП, а также вспомогательную информацию (количество и обо¬рот субъектов малого предпринимательства).
Фрагмент исходных данных для муниципальных нужд (за 2014 год)
1 2 3 4 5 6 7
Белгородская область 2215 988,9 27,9 13,3 62 963 381,6
Брянская область 569 236,0 17,8 8,0 32 125 306,9
Владимирская область 3191 973,7 38,3 16,7 47 471 264,3
Воронежская область 2711 1725,5 19,5 15,1 68 731 602,4
Ивановская область 1469 885,7 34,9 16,2 36 959 295,8
Калужская область 2142 1060,0 39,4 18,7 29 644 254,3
Таблица 2.30
В таблице 2.30 номера столбцов аналогичны таблице 2.26.
Разработанные в процессе вычислительного эксперимента функции плотности нормального распределения приведены далее.
Первая функция описывает распределение количества контрактов в расчете на 100 субъектов малого предпринимательства (х2.19, единиц) по закупкам для муниципальных органов власти, заключенных по всем ре-гионам Российской Федерации с малыми предпринимательскими структу-рами:
Вторая функция показывает распределение удельного веса контрак-тов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общем ко¬личестве контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок (х2.20, %):
Третья функция описывает изменение средней стоимости одного контракта, заключенного по правилам для субъектов малого предпринима¬тельства для муниципальных нужд по регионам Российской Федерации (Х2.21, млн руб.):
Четвертая функция отражает распределение стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципаль¬ных органов власти регионов Российской Федерации в расчете на одну ма¬лую предпринимательскую структуру (х2.22, тыс. руб.):
Пятая функция показывает удельный вес стоимости муниципальных контрактов в общем обороте совокупности субъектов малого предприни-мательства по регионам страны (х2.23, %):
Логический и статистический анализ показал, что разработанные мо¬дели хорошо аппроксимируют исходные данные на всем диапазоне их из¬менения. В таблице 2.31 приведены расчетные значения основных стати¬стик по трем критериям качества. Сравнение расчетных значений показа¬ло, что статистики по критерию Пирсона меньше его табличного значения, равного 9,49 [13]. Расчетные значения по критерию Колмогорова- Смирнова меньше табличной величины при уровне значимости 0,05, со¬ставляющей 0,152 [8]. Статистики по критерию Шапиро-Вилка превышают табличное значение критерия 0,93 при высоком уровне значимости 0,01. Таким образом, по всем рассмотренным критериям разработанные модели
обладают высоким качеством и могут быть использованы для описания исследуемых закономерностей.
Таблица 2.31
Расчетные значения статистик по критериям качества
Номер функции Расчетное значение по критерию качества
Колмогорова-Смирнова Пирсона Шапиро-Вилка
(2.23) 0,07 4,74 0,94
(2.24) 0,06 2,02 0,97
(2.25) 0,06 1,18 0,98
(2.26) 0,07 4,10 0,94
(2.27) 0,08 3,26 0,95
(2.28) 0,05 2,04 0,96
Поскольку все разработанные функции хорошо аппроксимируют ис¬ходные данные и обладают высоким качеством по принятым критериям, можно сделать вывод о целесообразности использования функций плотно¬сти нормального распределения для описания закономерностей и анализа всех рассматриваемых в настоящей статье показателей.
Средние значения и интервалы изменения всех рассмотренных пока¬зателей представлены в таблице 2.32. Они основаны на разработанных мо¬делях (2.23) - (2.28).
Таблица 2.32
Характеристика контрактов, заключенных с МП для муниципальных нужд
по субъектам страны за 2014 год
Показатель Средние
значения Интервалы
изменения
Количество контрактов в расчете на 100 МП, ед. 4,1 2,1-6,1
Удельный вес контрактов с МП в общем количестве контрактов, % 31 19,8-42,2
Средняя стоимость одного контракта с МП, млн руб. 0,6 0,3-0,9
Стоимость контрактов в расчете на одно МП, тыс. руб. 23,2 12,0-34,4
Удельный вес стоимости муниципальных контрактов в общем обороте МП, % 0,3 0,1-0,5
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов, % 14,6 8,8-20,4
Данные таблицы 2.32 свидетельствуют, что участие в контрактной системе закупок для муниципальных нужд принимает около 4 % всех субъектов малого предпринимательства. При этом в большинстве регионов эта величина варьируется в пределах от 2,1 до 6,1 % МП. Можно сделать вывод о том, что контрактная система затрагивает интересы небольшой доли малых предприятий и предпринимателей.
Вместе с тем в общем количестве контрактов удельный вес контрак-тов, заключенных с МП, достаточно значителен. Почти треть всех кон-трактов выполняется силами субъектов малого предпринимательства. Ин-тервал изменения этого показателя показывает, что в большинстве регио-нов он составляет от 20 до 42 %.
Средняя стоимость одного контракта, заключенного в 2014 году по правилам для МП, составляет 600 тысяч рублей. Отметим, что объем про¬изводства продукции (услуг), приходящийся на одного работника МП в этом же году, составлял в среднем 2,3 млн руб. в год, что почти в 3 раза превышает максимальное значение стоимости контракта. Это говорит о том, что для большинства предпринимательских структур, выполнявших контракты, такая деятельность была эпизодической, то есть выполнялась в течение ограниченного времени.
Совсем мал объем муниципальных закупок в расчете на одну распо¬ложенную в регионе малую предпринимательскую структуру. По боль¬шинству субъектов страны этот показатель находится в диапазоне от 12 до 34 тыс. руб. в год.
Аналогичная закономерность отмечается при анализе доли стоимо-сти муниципальных закупок в общем обороте МП, которая не превышает 0,5 % по большинству субъектов страны.
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости кон-трактов значительно (почти в 2 раза) меньше удельного веса количества контрактов. Это говорит о большой разнице в стоимости контрактов с МП и контрактов с остальными предприятиями и организациями. Отметим, что доля контрактов с МП в совокупном годовом объеме закупок по половине регионов почти соответствует минимальной величине, установленной дей¬ствовавшим в 2014 году законодательством (15 %). При этом примерно в 16 % регионов стоимость контрактов, выполненных субъектами малого предпринимательства, составляет пятую часть от общей стоимости кон¬трактов.
В целом формируемая в стране система государственных и муници-пальных закупок в последние годы продолжает адаптироваться к особен-ностям функционирования малого предпринимательства.
Дальнейшее развитие контрактной системы должно предусматривать следующие положения:
- повышение степени прозрачности итогов проведения торгов и за-проса котировок по муниципальным закупкам;
- сокращение расходов МП, связанных с участием в закупках, за счет развития новых технологий обмена информацией;
- обеспечение безусловного соблюдения обязательных квот на за-купки у субъектов малого предпринимательства;
- проведение регулярного мониторинга уровня привлечения к ис-полнению контрактов силами малых предприятий в каждом из регионов;
- обеспечение МП необходимыми технологическими и организаци-онными средствами, а также методическими разработками для упрощения участия в закупках;
- создание реестров надежных субъектов малого предприниматель-ства, которые имеют положительную историю исполнения договоров;
- гарантирование включения в контракты авансовых платежей, без которых выпуск продукции или оказание услуг субъектами малого пред-принимательства представляется затрудненным;
- предоставление возможности участия одновременно нескольких субъектов малого предпринимательства в конкурсе по одному лоту;
- упрощение требований к представляемым документам, поскольку у субъектов малого предпринимательства, как правило, нет высококвалифи¬цированных специалистов в области муниципальных закупок.
Дальнейшее развитие контрактной системы, направленное на при-влечение субъектов малого предпринимательства к торгам по закупке то-варов, работ и услуг для муниципальных нужд, позволит повысить эффек¬тивность заключения муниципальных заказов, уровень конкуренции при проведении конкурсов, в том числе с точки зрения существенной экономии необходимых средств.
В целом проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
- отмечен значительный рост количества и стоимости контрактов, заключенных для государственных и муниципальных нужд с малыми предпринимательскими структурами;
- организационные и правовые аспекты федерального закона о кон¬трактной системе, вступившего в силу с 2014 года, обеспечили расширение участия субъектов малого предпринимательства в государственных и му¬ниципальных закупках;
- показана возможность использования функций плотности нор-мального распределения в качестве экономико-математических моделей для характеристики закономерностей современного уровня участия субъ-ектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках;
- проведен анализ распределения удельных показателей, описываю¬щих количество контрактов в расчете на 100 МП, удельный вес количества и стоимости контрактов с ними в общем количестве и общей стоимости контрактов, удельный вес стоимости контрактов в общем обороте сово¬купности субъектов малого предпринимательства по регионам, стоимость государственных и муниципальных контрактов, приходящихся в среднем на одну функционирующую в регионе предпринимательскую структуру, среднюю стоимость одного контракта;
- все построенные функции плотности распределения хорошо ап-проксимируют исходные данные и обладают высоким качеством по при-нятым критериям;
- определены средние по субъектам страны значения рассмотренных показателей, а также интервалы изменения этих показателей, характерные для большинства субъектов страны;
- проведен анализ достигнутых показателей, характеризующих кон¬тракты, заключенные на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг с субъектами малого предпринимательства;
- сформулированы предложения и рекомендации по развитию уча-стия субъектов малого предпринимательства в государственных и муни-ципальных закупках.
Полученные результаты имеют определенное теоретическое и при-кладное значение, в частности, для обоснования предложений по развитию государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Раз¬работанные модели и вытекающие из них закономерности могут быть ис¬пользованы при решении широкого круга задач мониторинга участия МП в закупках для государственных и муниципальных нужд, проектирования его развития и прогнозирования этого направления системы государствен¬ного управления.
|