Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. Использование нормативного договора в качестве формы комплексных отраслей целесообразно в тех случаях, когда нуждающиеся в комплексном нормативно‑правовом регулировании сферы общественных отношений отражают потребности и интересы неопределенной группы частных и публичных субъектов и специфика которых не поддается законодательному регулированию[1].
В советский период нормативный договор был официально признанным источником права. Так, в качестве источников права выступали международные договоры, договоры государствообразующего характера и коллективные договоры.
В настоящее время по отраслевой принадлежности нормативные договоры делятся на международные, конституционные, административные, трудовые, финансовые и т. д.
Особая роль отводится международным договорам. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Реализация норм международного права в российской правовой системе осуществляется двумя способами: путем ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником которых является Россия, и путем заключения Российской Федерацией двусторонних и многосторонних международных договоров. Международные акты имеют обязательную силу для Российской Федерации, а общепризнанными принципами и нормами принято считать те, которые одобрены Организацией Объединенных Наций, другими международными организациями с участием России. Нормативный договор, как правило, противопоставляют частному договору. Так, в комплексном правовом регулировании императивный метод совмещается с диспозитивным, предполагающим договорные и иные частные отношения. Договор занимает особое место среди источников права, играет важную роль в системе нормативно‑правового регулирования экономического оборота, поскольку служит средством удовлетворения реальных интересов и потребностей участников отношений. Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица, включая различные публично‑правовые образования (международные организации, государство, муниципальные образования и пр.).
В настоящее время категория «договор» не рассматривается только как источник гражданского права (учредительный договор, типовой договор). Важное значение договоры имеют для формирования других отраслей права, в частности трудового (в Трудовом кодексе РФ коллективный договор определяется как правовой акт, регулирующий социально‑трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей), конституционного (нормативный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов), финансового, экологического, пенсионного, образовательного, здравоохранительного, информационного права и т. д. В других сферах (финансовой, информационной, экологической, социальной) в качестве источника выступают публично‑правовые договоры, в частности административные договоры (договоры о взаимодействии, заключаемые между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, соглашения о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления одного муниципального образования органам другого муниципального образования).
[1] Коршунов, Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. – С. 213.
|