Нередко возникает ситуация, при которой выкуп осуществляет государство или муниципальное образование. Такие отношения складываются с правообладателями земельных участков, которые изымаются для государственных или муниципальных нужд. В соответствии со ст. 281 ГК РФ при изъятии земли правообладатель должен получить соответствующее возмещение в денежной форме либо в форме предоставления иного земельного участка. Расположенные на изымаемых земельных участках объекты недвижимости могут также одновременно изыматься, в отношении таких действий установлены аналогичные правила о возмещении. Ввиду рассмотрения отношений по выкупу имущества с позиции оценочной деятельности особый интерес представляет порядок определения денежного возмещения, причитающегося правообладателю. В соответствии с законом[1] денежное возмещение за изъятие земельного участка состоит из следующих компонентов:
– рыночная стоимость земельного участка;
– убытки, причиненные изъятием.
Следует отметить, что при одновременном изъятии с земельным участком расположенных на нем объектов недвижимости денежное возмещение за такие объекты не включает в себя убытки, а ограничивается лишь определением их рыночной стоимости.
Таким образом, определение выкупной стоимости земельных участков в ситуации их изъятия для государственных или муниципальных нужд осложняется необходимостью установления убытков. Однако правила оценки убытков не зафиксированы ни в Законе об оценочной деятельности, ни в федеральных стандартах оценки[2].
[1] См. ч. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации.
[2] Законопроект № 104824‑6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которым предлагалось расширить перечень объектов оценки, дополнив его в частности таким объектом, как убытки, отклонен Государственной Думой ФС РФ 14 марта 2014 г.
|