Вторник, 26.11.2024, 11:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Кому Путин прощает долги

В последнее время ситуация меняется очень быстро. Почти каждый день происходит какое‑то новое событие. Не так давно самым обсуждаемым событием была поездка Путина по Латинской Америке. Российские СМИ освещали это событие как большую победу Путина над Западом. Типа унизили Обаму, который говорил, что Россия – это региональная держава, которая попала в изоляцию. Российские СМИ и политики утверждали, что эта поездка показала, что Россия мировая сверхдержава, которая строит «многополярный мир», поэтому никакой изоляции нет и быть не может.

На самом деле это было очередное путешествие Буратино в Страну дураков. Неудивительно, что самой обсуждаемой темой, связанной с этим турне, стало рекордное списание долгов Кубе в размере около 32 миллиардов долларов, но об этом позже, а пока я хочу напомнить, что это далеко не первое списание долгов, которое делал Путин. Видимо, наряду с дзюдо списание долгов – это тоже любимый вид спорта Путина, и в этом виде спорта Путин абсолютный чемпион мира: Россия, начиная с 2000 года, списала долгов на сумму 60 миллиардов долларов.

Справедливости ради надо сказать, что при определенных обстоятельствах долги списывают все, но так, как делает Путин, вряд ли делает кто‑то еще. Например, можно понять, почему Россия списала долги Ираку и Афганистану. По понятным причинам это делали все. Но вот почему надо было списывать 4,5 миллиарда долга Ливии, которая по запасам нефти занимает 9 место в мире, понять трудно. Причем списание долга произошло в апреле 2008 года, когда цены на нефть были близки к историческому максимуму.

До «арабской весны» было еще далеко, а санкции с Ливии сняли еще в 2004 году. Таким образом у Ливии были все возможности этот долг отдать. Тем не менее Путин Каддафи этот долг простил. Что это – глупость или Путин получил хороший «откат»? Об этом можно только догадываться, но обстоятельства, при которых Путин принял решение, наводят на некоторые мысли.

Дело в том, что решение было принято за завтраком, на который Каддафи пригласил Путина. Не удивительно, что журналисты назвали этот завтрак «самым дорогим завтраком Путина». Вот как это прокомментировали на сайте NEWSru.com:

«Лидер ливийской революции Муаммар Каддафи пригласил в четверг утром президента России Владимира Путина на завтрак к себе домой, и лидеры двух стран договорились о списании ливийского долга. Минфин оценил его в 4,5 млрд долларов – таким образом, для Путина эта трапеза стала самой дорогой, а для Каддафи – самой выгодной. В обмен на это будут заключены «многомиллиардные оборонные контракты».

Я считаю, что списывать долги в расчете на будущие контракты – это форменный идиотизм. Если клиент платежеспособный, то логичнее с него сначала потребовать чтобы он расплатился с долгами, и только после этого заключать новые контракты. Если клиент не платежеспособный, заключать с ним контракты бесполезно, ему нечем эти контракты оплачивать. Это как в анекдоте про то, что такое бизнес по‑русски – украсть ящик водки, водку продать, а деньги пропить.

Тем не менее возникает вопрос: может быть, это списание долга все‑таки компенсировалось прибылью от «многомиллиардных оборонных контрактов»?

Намного позже, когда в Ливии началась гражданская война, в России многие критиковали российские власти за то, что они не заблокировали резолюцию СБ ООН № 1973. Аргументы все те же – типа, Россия потеряла крупные контракты, которые мог бы заключить Каддафи. В то же время на многих сайтах была опубликована статья с интересным названием «Хитрый араб Каддафи и Россия», в которой эта ситуация описывается следующим образом:

«Главным аргументом защитников Каддафи является денежная сторона вопроса. У Ливии имелся долг еще со времен СССР, который в 2008 году был списан в обмен на контракты для российских компаний. Всего было реструктуризировано 4,5 млрд долларов. Большая часть этих средств приходилась на контракты в гражданской сфере, а не на закупки вооружений. Сумма военных контрактов была довольно существенной и оценивалась примерно в 1,3 млрд долларов, но данные контракты фактически лишь намечались. Да, Ливия проявляла интерес ко многим российским вооружениям: системам ПВО С‑300ПМУ‑2, ТОР‑М2Э, Бук‑М2Э, интересовалась самолетами Су‑30 и Су‑35, думала о модернизации танков Т‑72 и покупке новых Т‑9 °C. Но все это было лишь в планах. С того момента как с Ливии были сняты международные санкции, страна могла успеть закупить это вооружение, если бы у ее лидера действительно было желание покупать все это в России.

На деле же Ливия ограничилась лишь небольшими контрактами на модернизацию и ремонт старой советской техники, которой в избытке было на вооружении ливийской армии. В итоге, затягивая с подписанием российских контрактов, Каддафи кинул сам себя. Не заинтересовав, не привязав к себе Россию в денежном отношении, он при этом остался и без современных вооружений. ПВО Ливии силы международной коалиции вывели из строя уже на первый день операции. А ведь если бы у Каддафи было в наличии современное российское вооружение, в первую очередь комплексы ПВО, никакие французы в Ливию бы вообще не сунулись, а американцы десять раз подумали бы перед тем, как начинать свою воздушную операцию.

При этом ситуация была бы более понятна, если бы у режима Каддафи не было средств на перевооружение армии, но ведь это не так. Средства у него были, десятки миллиардов долларов были заморожены на ливийских счетах в Европе и США. При этом золотовалютные резервы страны оцениваются в 100 миллиардов долларов. Именно на эти деньги Каддафи впоследствии начал осуществлять вербовку наемников из числа жителей африканских стран. Вдумайтесь, сумма реструктурированного долга перед Россией составляла 4,5 млрд. Расплатиться по нему, получив обновленную ливийскую армию, с новыми комплексами противовоздушной обороны, как бы это было актуально по нынешним временам. Но Каддафи предпочел кормить Россию завтраками.

Также в счет оплаты долга Каддафи обещал обсудить с Россией вопрос об открытии на территории страны российской военно‑морской базы. Но данный вопрос постоянно откладывался и переносился, как говорится, вот и дооткладывался. Помимо этого в начале 2011 года Газпром приобрел у итальянской компании Eni 33 % акций в одном из крупнейших нефтегазовых месторождений Ливии – Elephant. Документы о сделке ушли в правительство Ливии и благополучно осели в ливийских министерствах. Еще один пример «дружеского отношения» со стороны этого североафриканского государства».

* * *

Короче говоря, Путин эти деньги Каддафи просто подарил. Примечательно, что автор статьи противопоставляет Ливии Сирию, в том смысле что Сирия действительно заказывала у России оружие и реально расплачивалась за него. Цитирую:

«Все это особенно показательно в сравнении с сегодняшней ситуацией в Сирии. Здесь позиция России диаметрально противоположна. Не сказать, что данное государство центр демократии и всевозможных свобод, однако здесь есть вполне адекватное руководство, которое, может, и не демократическое, зато предсказуемое, с ним вполне можно иметь дело. Что и подтверждает наш договор о дружбе и сотрудничестве. На территории Сирии действует база российского флота в Тартусе, которая в перспективе будет ремонтироваться и развиваться. Что по нынешним временам достаточно актуально для Сирии.

В то время как Каддафи изворачивался и тянул с выплатами, Сирия планомерно заключала с нашей страной договоры и, что важно, всегда их оплачивала. Россия поставила в Сирию довольно много вооружений: ПТРК «Корнет‑Э», ЗРК «Печора‑2М», ЗРПК «Панцирь‑С1» и многое другое. Так же в планах Сирии покупка истребителей Ми Г‑29 М2/М3, слегка упрощенная версия Ми Г‑35, ПКРК «Бастион» с ПКР «Яхонт» (частично уже поставлены, контракт не завершен). Помимо этого страна активно модернизирует советское наследство, к примеру, десятки истребителей Ми Г‑29. Наверно, именно поэтому Россия 30 апреля голосовала против принятия резолюции по Сирии, как говорится, почувствуйте разницу».

Вот значит почему Россия поддерживает сирийского диктатора, несмотря на то, что он уже потопил страну в крови, но в данном случае не это главное, а главное – это то, что сразу возникает вопрос: если Сирия такой надежный и, самое главное, платежеспособный клиент, зачем надо было списывать ей 10 миллиардов долларов долга в 2005 году? Может быть, чистая прибыль от этих контрактов превысила 10 миллиардов? Подчеркиваю, не стоимость контракта, а чистая прибыль, так как только в этом случае можно говорить о покрытии убытков.

На самом деле на начало 2011 года сумма контрактов, заключенных Сирией с РФ, составляла около 3,5 миллиарда долларов. Опять подчеркиваю: 3,5 миллиарда долларов – это не чистая прибыль, а стоимость контракта.

Может быть, база в Тартусе того стоит? Учитывая, что арендная плата составляет 2 миллиона долларов в год, получается, что Путин расплатился за эту базу за 5 тысяч лет вперед. Но это еще не все.

Видимо, пример Сирии показался заразительным, и другие страны стали требовать от России списания долгов взамен обещания заключить контракты. Я подчеркиваю – именно ТРЕБОВАТЬ, а не просить. Вот как, например, описано списание 4,7 миллиарда долларов Алжиру на сайте Lenta.ru:

«Россия полностью списала задолженность Алжира, общая сумма которой превышает 4,7 миллиарда долларов. При этом Алжир обязался закупить в России промышленной продукции на сумму, равную или превышающую сумму долга. Соответствующее межправительственное соглашение подписано в рамках визита президента России Владимира Путина в Алжир.

Списание задолженности предусмотрено схемой, которая включает поставки российского оружия в Алжир. Ранее сообщалось, что Алжир отказался закупать российские вооружения до тех пор, пока его долг не будет списан».

Это уже наглость, не правда ли? Тем не менее Путин согласился. Так может быть, контракты с Алжиром окупили списание долгов?

Чтобы стало ясно, как Алжир выполняет свои обещания, достаточно вспомнить, что он возвратил России 24 МИГ‑29, которые он закупил по контракту, и заявил о прекращении совместной деятельности с «Газпромом». Примечательно, что информация о том, что Алжир собирается вернуть МИГи, а также приостановить другие контракты, появилась в начале 2008 года, а в апреле того же года Каддафи пригласил Путина на знаменитый завтрак. Видимо, Каддафи наблюдал, как другие «кидают» Россию, и тоже решил развести лоха Путина, а Путин в очередной раз на разводку повелся.

* * *

Но вернемся к Кубе. Интересно, что Россия может получить от Кубы равноценного 35 миллиардам долларов? На самом деле ничего. Об этом прямо заявляет старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев. Цитирую:

«Куба – это фактически единственная страна Латинской Америки (не считая Никарагуа), которая всегда заявляла о своей социалистической ориентации, вот поэтому в Кубу СССР так много вкладывал.

Тем более что когда в 1962 году случился Карибский кризис, когда мы хотели разместить атомные ракеты на Кубе и практически их разместили, но американцы нас засекли и началось противостояние, которое длилось до конца ноября 1962 года. Потом Хрущев и Кеннеди все‑таки смогли договориться об урегулировании этой ситуации, урегулирована, и, слава Богу, больше такого сильного противостояния в Латинской Америке не было.

Единственное, что случилось потом, это уже в 70‑е годы, когда мы поддерживали сандинистских партизан, которые воевали против режима Самосы в Никарагуа, они пришли к власти во главе с Даниелем Ортегой. Он, кстати, опять президентом стал, но президентом уже на выборах демократических.

Поэтому, естественно, наши власти исходят из того, что, списав эти долги, мы все равно ничего от Кубы не получим. Но все‑таки пусть развиваются нормальные отношения с Кубой, особенно на фоне охлаждения отношений с Соединенными Штатами Америки, с рядом стран Северо‑Западной Европы. Россия возобновила старую дружбу с Кубой, это неплохо».

То, что Россия ничего не получит, это ясно. Но самое интересное, что Куба кроме собственно списания долгов получила возможность получать новые кредиты. Об этом писали многие СМИ еще до поездки Путина со ссылкой на одного из российских дипломатов. Например, интернет‑газета ДНИ.РУ цитирует слова этого дипломата. Вот эта цитата:

«Соглашение признает часть советского долга Кубы, и это важно для России с политической точки зрения. Кроме того, оно открывает дорогу для новых кредитов, что имеет большое значение для Кубы».

Кстати, вы, наверное, заметили, что я цитировал статью, в которой говорится о списании 10‑миллиардного долга Северной Корее. В результате, если сложить все вместе, получится, что Путин за время своего правления списал долгов на сумму более 100 миллиардов долларов.

Я далеко не первый, кто пишет на эту тему, но очень часто мне приходилось сталкиваться с тем, что многие пытаются оправдать щедрость Путина, сравнивая списание им долгов со «списанием» долгов Греции на 100 миллиардов евро. Однако между этими «списаниями» существуют существенные различия.

Во‑первых, кризис в Греции грозил всему Евросоюзу, таким образом, спасая Грецию, ЕС спасал самого себя.

Путин списывал долги странам, проблемы которых никаким образом не могли угрожать России. Более того, он списывал долги странам, которые вполне могли эти долги выплатить.

Защитники Путина утверждают, что таким образом Россия приобретает политическое влияние в этих странах. На самом деле все с точностью до наоборот. Как вы убедились, правители стран, которым Путин прощал долги, ни во что Путина и Россию не ставят. Попросту говоря, вытирают о Россию ноги.

Во‑вторых, кредиторами греческого правительства были частные структуры, банки, страховые компании, инвестиционные фонды. Кредиторами стран, которым списывал долги Путин, было либо правительство России или еще СССР, либо российские или советские государственные структуры. Другими словами, это деньги налогоплательщиков.

В‑третьих, если разобраться с механизмом «списания» греческих долгов, то получается, что никакого списания не было. Это можно назвать как угодно, отсрочка, облегчение условий, но никак не «списание». Именно поэтому я слово «списание» взял в кавычки, однако для простоты я и дальше буду это называть «списание».

Чтобы убедиться в том, что на самом деле это было не списание, предлагаю подробнее ознакомиться с процедурой «списания», которое состоит из 3 частей:

15 % бондов греческого правительства обменяли на облигации EFSF (European Financial Stability Facility – Европейский фонд финансовой стабильности, организация, которая была создана специально для решения проблем, связанных с долговым кризисом в Европе). Таким образом EFSF просто выкупали долги греческого правительства у кредиторов, но это не значит, что выкупленные облигации они никогда не предъявят к оплате.

31 % бондов обменивались на другие бонды греческого правительства, но с меньшими процентами и более длительными сроками погашения. В результате инвесторы, конечно, несли убытки, так как проценты меньше и получат они их позже, но долги не списываются.

На оставшуюся часть греческое правительство выдавало так называемые GDP‑linked bond. Это специальные ценные бумаги, выплаты по которым производятся при достижении ВВП определенного уровня.

Путин же списывал долги в полном смысле этого слова.

В‑четвертых, Греция в качестве условия списания долгов должна реформировать свою экономику. Причем ЕС жестко контролируют исполнение этих реформ. Каждые 3 месяца в Грецию приезжает группа инспекторов из ЕС, которые проверяют, как проводятся реформы.

Путин списывал долги под ничего не стоящие обещания заключить новые контракты, которые в большинстве случаев не выполнялись.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (07.11.2017)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%