А теперь давайте отрешимся от разных научных выкладок и попробуем разобраться во всем этом по–простому, по–народному. Важно понимание населением принципиальных основ предлагаемого плана. Тонкие его детали для широкого избирателя и даже для политических лидеров не так уж и важны. Нам важно, чтобы массы избирателей, включая местные элиты, когда эта идея выйдет на политическую поверхность, поняли, в чем их выгода, и проголосовали за этот проект. Потому, нет ничего более правильного, чем интерпретировать абстрактную проблему денег в понятные людям предметные образы. Руководствуясь именно этими соображениями, мы собираемся описать во всей красе, как это будет выглядеть наяву, если сегодня же ввести в столице Украины, наряду с гривной, местную киевскую расчетную марку, свободную от банкирского процента.
Давайте вообразим себе Киев в виде волшебного сказочного города. Он словно состоит из двух городов – из видимого и невидимого, зазеркального.
На сегодня имеем видимый всем Киев, где работают рестораны, заводы, торговые центры. Но представьте себе, что за фасадом видимого Киева, в черной его тени, живет Киев скрытый, зазеркальный. В зазеркальном Киеве проживает вдвое больше людей, чем в Киеве фасадном. В теневом Киеве имеются свои торговые и офисные центры, магазины, рестораны и заводы. Но они пустуют, а жители зазеркалья не имеют возможности ни работать, ни покупать продукты и вещи, ни посещать кафе, театры и рестораны. Жителям зазеркального Киева все это недоступно, так как у них нет денег и они не могут обменять свой труд на товары, хотя все хотят работать и так же, как и жители светлого города, жаждут покупать и продавать. Но они не могут всего этого делать, ибо у них нет для этого денег. А деньги у них изъял Национальный банк.
На данный момент в реальном Киеве фактически проживает где–то от четырех до пяти миллионов жителей, половина которых приехала сюда с периферии, в иллюзорной надежде хоть как–то прокормиться. Но в столице в работающем состоянии пребывает лишь треть орудий производства от тех, что работали в 2013 году. Остальные уничтожены или простаивают. В городе существует гигантский теневой (зазеркальный) сектор средств производства, которые стоят пустыми тогда, когда как минимум 3 миллиона горожан не могут применить свои рабочие руки и умственные способности для того, чтобы заработать на кусок хлеба с маслом! Может ли самое жуткое зазеркалье выглядеть более абсурдным, чем украинская действительность? И это при том, что в стране имеется огромный неудовлетворенный спрос на еду и предметы первой и не первой необходимости, так как неработающие люди и их дети либо уже недоедают, либо, чтобы не умереть с голоду, скудные средства тратят исключительно на еду, но не покупают новую одежду, лекарства и не платят налоги и коммунальные платежи. А не платят они потому, что не работают. А не работают – так как их никто не нанимает. А не нанимают их потому, что бизнесменам–нанимателям нечем им платить. Бизнесменам же нанимателям нечем им платить, ибо у тех нет покупателей, так как у покупателей нет денег. А у покупателей нет денег потому, что они не работают. А все это случилось потому, что злые ведьмы Гингема из НБУ и Бастинда из МВФ забрали у населения деньги.
Можно применить и еще более жесткую аллегорию. Чтобы лучше осознать абсурдность украинской ситуации, вообразите себе, будто на территории Киева в некоем условном гетто проживают три миллиона человек. Именно столько киевлян сегодня фактически лишены возможности нормально трудиться, вести бизнес и зарабатывать. Их количество равно населению современной Литвы. В этом гетто имеется все, что нужно для жизни: дома, дороги, электростанции, соцкультбыт, заводы, магазины, кафе, рестораны, офисные и торговые центры. Имеются автомобили, трамваи и троллейбусы, чтобы возить людей. Имеется даже метро. Но все это стоит, так как жители гетто не работают. Они не имеют денег, чтобы друг дружке платить. Жизнь остановилась и замерла, так как граждане киевского гетто оказались глупее, чем граждане Литвы, и никак не могут додуматься до того, чтобы, как литовцы, ввести свою киевскую единицу обмена – киевскую марку!
А теперь представим, что во главе Киева встали люди, не обиженные Господом с точки зрения умственного развития. Они огляделись вокруг и тут же сообразили, что в Киеве из пяти миллионов фактически проживающих граждан прокормиться могут не только лишь все пять, а только лишь все два. Зато остальные все три миллиона фактически только лишь доедают объедки первых только лишь двух. Далее новые власти просмотрели статистику и быстро сообразили, что в Киеве сегодня обращается реальной денежной массы эквивалентно 8 млрд долл. А это на 17 млрд долл. меньше, чем того требует жизнь для прокормления еще и тех самых трех миллионов киевлян из зазеркалья. В 2013 году в Киеве обращалось в эквиваленте 25 млрд долл.
Потому новые власти первым делом принимают решение ввести местную единицу платежа, которую граждане могут получать в обмен на труд, а затем тратить ее на приобретение товаров и услуг, которые они получают от других граждан, бизнеса и государства в лице той самой местной власти. И жизнь в зазеркальном Киеве–гетто, где проживают на дне те самые три миллиона киевлян, немедленно взрывается активным созидательным трудом миллионов граждан, ранее вынужденных либо бездельничать, либо нищенствовать, перебиваясь случайными заработками.
Итак, первый шаг мы определили. Главное – принять решение о введении местных расчетных билетов, которые станут выполнять функцию средства обмена и платежа, которых столицу лишили злые ведьмы Бастинда и Гингема.
Далее: важно уяснить, как введение местных расчетных билетов должно происходить в реальности.
Первым делом нужно оценить потребность в новых деньгах. Отталкиваться следует от задачи момента. Наша задача на первом этапе – восстановить экономику и уровень жизни большинства граждан до уровня 2013 года. Отсюда следует, что мы должны восполнить наличествующую реальную гривенную массу до величины 2013 года. Вспомним, о чем писали выше. На сегодня дефицит реальной денежной массы только по Киеву составляет в эквиваленте около 17 млрд долл. Гривенную массу мы напечатать и ввести в обращение не можем, так как это на это имеет право исключительно Национальный банк Украины. Но он этого не делает, ибо получил запрет от МВФ и посла США. Потому вместо гривны от имени киевской власти следует эмитировать другую ценную бумагу, которую назовем условным именем киевмарка. Она будет выполнять роль средства обмена и платежа наряду и вместо гривны, которую, повторяем, разбойными методами экспроприировал у киевской территориальной общины НБУ.
На этом этапе следует решить, в каком виде киевмарка будет запущена в обращение – в бумажно–электронном или в чисто электронном. Если смотреть в перспективу, то от бумажной киевмарки лучше сразу отказаться. Кроме того, следует установить размер демереджа и периодичность его списания. В условиях украинских реалий и учитывая стремительность падения экономики, демередж должен быть реально значимым, чтобы принудить население как можно более энергично тратить киевмарки. Отталкиваясь от этих предпосылок, оптимальной величиной демережа видится 2% в месяц, а периодичность взыскания – ежедневной.
Вторая проблема. Мы не можем впрыснуть в обращение такое количество денег одномоментно (экв. 17 млрд долл.), ибо они немедленно хлынут на потребительский рынок, обесценятся и дезорганизуют хозяйственную жизнь. Вводить их следует со скоростью, с которой они изымались из обращения. Изымались же они на территории столицы 3 года со средней скоростью 6 млрд долл. в год. Но с учетом того, что скорость обращения свободных денег не менее чем втрое–впятеро превосходит скорость обращения гривны, местным властям для восполнения дефицита реальной денежной массы потребуется не более 1 года.
В роли местного дубликата Национального банка выступит Центральный расчетно–кассовый центр, учрежденный и уполномоченный на это Киеврадой.
Для успешного старта проекта нужно заключить пакт с несколькими крупными торговыми организациями о том, что они станут принимать киевмарки в виде платы за продукты и товары. В дальнейшем киевский бизнес и бизнес Киевской области, боясь опоздать к столу, потянутся в проект, опережая и расталкивая локтями друг дружку.
На стартовом этапе, понятно, речь пойдет о продаже за киевмарки украинских товаров и услуг, так как у продавцов, в свою очередь, возникнет необходимость убедить производителей продукции в том, чтобы они приняли киевмарки в расчет за поставленные товары или услуги.
В первую очередь, взрывное возрастание спроса произойдет на рынке местного продовольствия. Селяне из окружающих областей активно повезут мясо и плодоовощную продукцию, как только поймут, что киевмарки можно беспроблемно отоварить в Киеве, закупившись необходимой мануфактурой. Ведь для производства на фермерских делянках сегодня нет оборотных средств, чтобы сделать продукцию рентабельной. Но как только появится спрос, то селяне, ведущие сегодня натуральное хозяйство и, в результате, нищенствующие, повезут продукцию на продажу. Местной власти потребуется лишь создать им для этой продажи нормальные условия. По–хорошему, нужно было бы реквизировать незаконно распроданные бывшие колхозные рынки и там создать селянам условия для торговли, оградив их от давления этнической мафии. Как только дело начнет набирать обороты и объемы продаж на киевмарки станут расти, в сельской глубинке сам собою встанет вопрос о разделении труда. В этом случае все желающие работать на земле смогут не только сдавать свои паи в аренду за бесценок, как сегодня, но и объединяться в кооперативы, чтобы разделить между собою производственные операции непосредственно, а затем продавать свою продукцию на столичном рынке без посредников. Одни кооператоры будут выращивать продукцию, а другие – продавать ее в розницу в столице, обходя кавказских посредников и сохраняя себе торговую маржу.
Кроме того, столичные власти могли бы арендовать десяток пустующих помещений в многочисленных торговых центрах и открыть там муниципальные супермаркеты, где за киевмарки продавались бы украинское продовольствие и товары национального производителя со всей Украины. Это важно сделать заранее потому, что резкое повышение скорости обращения киевмарки по сравнению с гривной подтолкнет потребительский спрос столицы к стремительному росту и его невозможно будет удовлетворить силами предпринимательского сообщества Киева и области.
Кроме местного бизнеса одним из крупнейших заказчиков товаров и услуг выступит местная власть столицы и Киевской области. Областные и муниципальные власти могут преспокойно разворачивать крупные инфраструктурные проекты, предварительно слегка потрудившись, чтобы превратить их в производственно–технологические цепочки полного цикла, построенные без включения импортных комплектующих и иностранных подрядчиков. То есть, все, что касается строительных и строительно–монтажных работ, может производиться за киевмарки. Просто потребуется перестроить привычные подходы, ориентированные на применение импорта, на поиск и вовлечение местных производителей, которые сегодня страдают от полнейшей бескормицы.
Многие изначальные прорехи проекта вполне способен заполнить собственно рынок, который отрегулирует вопросы обменного курса, вовлечения в процесс трейдеров и производителей со всей Украины, а также продавцов импорта.
По большому счету, главным препятствием на пути проекта станут проблемы транспорта и энергии, без решения которых ни производство, ни трейдинг в требуемых объемах наладить будет нереально. Как поведут себя относительно киевмарки владельцы облэнерго, наперед сказать трудно. Дело в том, что производство электричества завязано на мутных коррупционных схемах местной олигархии, которая в кризис извлекает сверхприбыли и выводит их за рубеж, пользуясь правом свободной конвертации гривны и открытыми границами для капиталов. Но, по большому счету, производители электрики могут и не чинить препятствий, а включиться в процесс, просто наращивая производство и продавая кВт/ч за киевмарки в том числе. Ведь, скажем, для производства электроэнергии на украинских гидроэлектростанциях зарубежного присутствия не нужно. Другое дело, газовые ТЭС, требующие для своей работы валютного топлива.
Здесь выбор простой: либо национализация ТЭС в коммунальную собственность и перевод их на уголь, либо строительство местных электростанций, изначально ориентированных на украинские технологии и местное топливо. Подобное строительство новых местных электростанций, продающих электроэнергию за киевмарки, могло бы стать одним из ключевых образцово–показательных инфраструктурных проектов новой власти.
Более того, наличие фактически неограниченного инвестиционного ресурса в киевмарках сделает возможным оживить местную электроэнергетику с использованием торфа и бурого угля по всей Украине, а также развернуть повсеместное возведение био‑ и гидроэлектростанций в сельской глубинке, как это делалось в УССР в послевоенное время. Между прочим, в богатой Германии на электростанциях, работающих на местном буром угле, вырабатывается четверть всей электроэнергии (более 150 000 из 614 000 ГВт/ч), в то время как нищая голоштанная Украина, производящая всего едва ли более 150 000 ГВт/ч электроэнергии, вообще прекратила добывать собственный бурый уголь. А ведь запасы этого топлива на Украине практически неисчерпаемы, его можно было бы покупать за гривны, но власть упорно сжигает в топках ТЭС валютный российский газ, доллары на закупку которого клянчит за рубежом, продавая в обмен на СКВ национальные интересы.
Кроме того, наличие спроса на малые электрогенерирующие установки и практически неограниченный инвестиционный ресурс в киевмарках вполне могут вдохновить местных изобретателей и производителей разного рода высокоэффективных нетрадиционных генераторов электроэнергии, которые сегодня отвергаются банкирами и олигархами–монополистами.
Проблему перевозок потребуется решать несколько по–иному. Если центральная власть не станет блокировать проект, то в Киеве и области активизируется использование железнодорожного транспорта вместо автомобильного, потребляющего валютное топливо. Кроме того, самым разумным решением проблемы подвоза в столицу крупных партий сырья и товарной продукции станет возрождение дешевого речного судоходства, не требующего валюты для своих нужд. Сначала – по Днепру, а затем – и по всему речному бассейну страны. Автотранспортные перевозки завязаны на валютной солярке и бензине, а потому потребуют либо фондирования топлива со стороны власти, либо функционирования для киевмарки полноценного валютообменного рынка. С учетом полной управленческой беспомощности администраторов 10–х годов решать эту проблему, по всей видимости, будет рынок. В любом случае нельзя исключить и того, что грандиозный спрос на транспортные услуги, порожденный введением киевмарки, притянет к решению проблемы сотни и тысячи перевозчиков, валютчиков и нефтетрейдеров, желающих честно и хорошо подзаработать.
Как бы то ни было, рынок будет искать ответ на вопрос, как наладить бесперебойную торговлю ГСМ за киевмарки. Один из возможных ответов – товарообменный зачет или ведение клиринговых операций через партнерские банки. К примеру, перспективным видится сотрудничество с Белоруссией, власти которой способны обеспечить поставки нефтепродуктов в Киев из Минска, а также встречную закупку белорусскими партнерами соответствующего количества украинской товарной продукции. Кроме того, гигантский импульс получит производство биодизеля из украинского сырья, которое можно даже подверстать под приоритетную коммунальную программу с прямым финансированием из бюджета столицы.
Отрасль услуг – первейшая сфера, где объемы продаж вспыхнут, словно факел, в результате появления нового сегмента платежеспособного спроса. Бум продаж ожидается во всех тех сферах услуг, где в производственнотехнологических цепочках отсутствуют импортные компоненты, или их можно быстро и без особого ущерба заместить на отечественные. Особенно ударных темпов роста следует ожидать в арендном сегменте девелопмента, рекламном бизнесе, консалтинге и общепите, где вовсе можно обходиться без зарубежной начинки. А с учетом того, что уже через полгода в обращении соберется реальная денежная масса в киевмарках, равная или даже превосходящая по своей совокупной покупательной способности гривенную массу, то большинство из агонизирующих сегодня бизнес–проектов получат, наконец, своего покупателя и потребителя.
Более того. Объекты общепита можно рассматривать даже как промышленные предприятия, где сырье малыми партиями перерабатывается в конечную продукцию пищевой отрасли максимально высокого передела. А главным источником продуктов для многочисленных новых кафе и ресторанов может выступать лишь местное украинское фермерство, забитое и загнобленное сегодня тупой государственной мафией, олигархическими агрохолдингами и агентами ТНК.
Муниципальные власти станут принимать обязательные местные платежи от населения в киевмарках. К примеру, такая услуга в структуре квартплаты, как содержание придомовой территории, не требующая закупок по импорту, может вполне взиматься с населения в киевмарках. Это приведет к резкой активизации коммунальных платежей по этой и остальным позициям, которые можно будет оплачивать местными расчетными билетами.
И еще. Очень просто спрогнозировать следующую тенденцию. При сохранении нынешней политики центральных властей экономика Украины продолжит свое свободное падение. В этом случае следует ожидать дальнейшего снижения валютных поступлений и появления разного рода дефицитов и кризисов, связанных с импортом. Самым скверным станет кризис энергетический, когда украинским властям не удастся занять денег на закупки газа и ГСМ за рубежом. Но еще нас поджидает кризис с товарами легкой промышленности, которые, в основном, закупаются по импорту. Кроме того, даже те изделия, которые производятся на Украине, требуют импортного сырья и комплектующих. Применительно к легпрому – это ткани, кожа и фурнитура. Проявится этот кризис не в том, что мужской половине нечем будет прикрыть дырки на носках и портках, а дамам придется ходить в старых прохудившихся обносках, хотя и такого полностью исключать не стоит. Кризис, скорее, будет наступать постепенным оскудением ассортимента импортной продукции, которую население не сможет покупать из–за непомерной дороговизны, спровоцированной дальнейшими девальвациями гривны. В какой–то момент даже низкокачественная продукция эконом–класса, продаваемая на рынках, станет малодоступной. Но местная легкая промышленность не сможет обеспечить импортзамещение, так как сырье все равно придется покупать за дорожающие доллары.
На этом фоне резко пойдет вверх рынок услуг перешива и передела всего – от платьев и мебели до машин, станков и целых домов. Главным требованием к новым технологиям, спрос на которые резко увеличит появление свободных киевмарок, станет возможность использования исключительно украинских компонентов по всей технологической пирамиде. В этих производственнотехнологических цепочках подержанные тачки, ношеные платья, брюки и костюмы послужат источниками «местного» сырья и комплектующих, торгуемых за киевмарки.
Потому, появятся технологии упрощения автомобильных движков в связи с затрудненностью и даже невозможностью заказывать новые запчасти за рубежом, а также услуги переделки, восстановления и даже производства новых усовершенствованных комплектующих для ремонта автотранспорта.
То же касательно бытовой, строительной, коммунальной, погрузочной и иной импортной техники, которая уже завезена на территорию Украины.
В связи с массовым открытием новых торговых точек и точек общепита встанет вопрос о возвращении в коммерческий оборот огромного количества декоративных и отделочных материалов б/у, а также использованного ранее торгового и ресторанного оборудования, которое сегодня пылится в разобранном состоянии на складах как памятник череде кризисов и банкротств, сотрясающих Украину с 2008 года и до сегодняшнего дня.
Теперь что касается инвестирования и кредита, без чего теряется всяческий смысл введения альтернативного платежного средства. Очевидно, что нынешняя валюта Украины – гривна – превратилась в типичный мусор, так как не является ни внутренним инструментом инвестирования, ни средством сбережения, ни средством накопления сокровищ, ни свободными деньгами. Типичная колониальная валюта, инструмент ограбления украинского населения банкирским кагалом.
Потому, чтобы обеспечить свободной киевмарке еще более привлекательный статус, столичная власть должна предусмотреть возможность кредитования нею малого, среднего и крупного бизнеса, а также прямого инвестирования в собственные госпрограммы, направленные на строительство предприятий и объектов инфраструктуры.
Первым делом – кредит. Так как киевмарки – это платежное средство, свободное от лихвы, то любой предприниматель, готовый открыть бизнес и имеющий адекватный бизнес–план, сможет получить беспроцентный (!) займ от специальной организации в течение одного дня. Безусловно, подобные скорострельные кредиты должны ограничиваться лимитом. К примеру, следует просчитать заранее, во сколько обойдется ввод в эксплуатацию малого бизнес–объекта (вроде кафе или парикмахерской), и усредненная сумма должна выдаваться по облегченной процедуре согласно стандартному регламенту.
В более сложных случаях в дело вступают кредитные группы при расчетно–кассовых центрах. У этих команд должна быть иерархия допуска, согласно квалификационным нормам. Кредиты в пределах 10 млн – это один уровень. Кредиты от 100 млн и выше – другой. Кредиты, исчисляемые миллиардами, – это вопрос политики, и они должны быть одобрены на самом высоком уровне.
Для муниципальных инфраструктурных программ будет прописана иная процедура, так как работы финансируются из бюджета. Но финансы должны получать подрядчики не напрямую, а через муниципальную инфраструктурную корпорацию, которая и будет выступать генеральным заказчиком объектов, утвержденных Киеврадой. Традиционным способом оплаты должно стать поэтапное авансирование. Финансирование каждого последующего этапа работ начинается немедленно, после подписания приемо–сдаточных документов по предыдущему этапу. Разумеется, все это, включая сроки и штрафы, должно быть прописано в договорах.
Крупные и сложные окупаемые объекты уже с нулевого цикла станут мультиплицировать валовой региональный продукт, так как денежные потоки от аванса, памятуя о демередже, немедленно потекут не на валютную биржу и в оффшоры, а непосредственно поставщикам и субподрядчикам, а оттуда – на зарплаты их работникам и на налоговые платежи. А затем зарплата немедленно потечет по магазинам и в сферу услуг, а также в виде коммунальных платежей будет оживлять систему ЖКХ, жестоко угробленную безденежьем населения.
Давайте зрить в корень. Если бы речь шла о том, чтобы лишь допечатать некоторое количество гривен и пустить их в обращение, то подобная оптимистическая схема была бы легко оспорена читателями, так как сегодня на Украине за каждым углом и столом сидят по трое коррупционеров. На каждом этапе любого инвестиционного проекта эти гривны выхватывались бы с мясом в виде откатов, конвертировались в доллары и выводились в оффшоры. Но со свободной региональной валютой вопрос стоит по–иному. Ее свято хранит демередж – ежедневная усушка покупательской способности. Эти деньги принципиально не могут использоваться в виде сокровищ и накапливаться. Их единственная функция – обращаться, обеспечивая товарообмен. По этой причине, киевмарки крайне сложно будет украсть и накопить, ибо каждый день «стояния» делает их дешевле. Все участники экономических процессов ясно осознают, что в 24:00 каждого дня муниципальный расчетно–кассовый центр производит уценку киевмарок на счетах на соответствующий процент. Потому любой нормальный гражданин или хозяйствующий субъект будет стремиться не копить их и морозить на депозитных счетах, выводя из обращения, а поскорее потратить, заставляя колесики спроса–предложения крутиться с бешеной скоростью. И управлять такими экономическими процессами – несколько иной коленкор, чем манипулировать откатами в наши дни, называя это политикой или государственным управлением.
В условиях электронного обращения свободных киевмарок, демереджа и именных счетов откат крайне затруднительно получить, но еще труднее пристроить в какую–то тихую тайную гавань. Для того, чтобы успешно управлять системой, где будут обращаться свободные деньги с демереджем, философия современного истеблишмента вообще непригодна. Речь идет о массовой психологической установке на высоких руководящих постах: как можно скорее и как можно больше получить мзды, конвертировать ее в СКВ и вывести за рубеж. То есть, современный украинский элитарий и управленец высокого уровня, сознательно или подсознательно, с первого же дня начинает брать мзду и готовить свой побег за рубеж с ворованными у народа деньгами.
Но при свободных деньгах имеются вполне легальные каналы быстро и честно разбогатеть, прикладывая к делу мозги и трудолюбие. Речь можно вести даже о том, что хорошо заработать и разбогатеть можно лишь честным трудом, ибо получать и прятать откаты, которые по размерам можно назвать богатством, нереально.
Приведем пример того, как люди смогут зарабатывать большие деньги в новой системе, не нарушая антикоррупционных законов.
Возьмем кредитную команду, о которой мы писали выше. Ее задача, совпадающая с интересами киевской власти, выдать как можно больше возвратных кредитов под реальные бизнес–проекты. К примеру, задача кредитной группы при расчетном центре – согласовывать выдачу кредитов под бизнес–планы малому бизнесу со сроками возврата один–два года. В группу входят человек 10, включая экспертов и техперсонал. Она функционирует как творческий хозрасчетный коллектив, по аналогии с таковым в сталинские времена или во времена кооперации конца 80–х. Если кто помнит, в конце 80–х годов массово возникли Центры научно–технического творчества молодежи, которые брали заказы и подряды на госпредприятиях и получали деньги после их выполнения. Система эта была скопирована с временных творческих научных и производственных коллективов, десятки тысяч которых создавались по всему СССР в 30–50–е годы для решения сложных и нестандартных производственных проблем.
Так вот, предположим, что по итогам отчетного периода плановых возвратов по ранее выданным кредитам прошло на 100 млн. Для удобства счета представим, что возвращено 100% выданных займов.
Хозрасчетный доход группы формируется из демереджа. Представим, что плановая уценка денег по экономике установлена в размере 2% в месяц (24% годовых). Далее эта сумма попадает на счета Главного расчетно–кассового центра столичной администрации и перераспределяется в такой пропорции:
30% ‑ городу, а 70% идут в Главный расчетно–кассовый центр на обеспечение денежного обращения в системе.
Эти 70%, в свою очередь, делятся на две части:
20% ‑ центральному аппарату и на поддержание инфраструктуры платежной системы;
50% ‑ на премирование работников кредитных команд. В итоге, при «чистой подаче» в 100 млн возвращенных кредитов годовая премия, заработанная кредитной командой, составит 12 млн.
В свою очередь, эта сумма делится на две части:
4 млн – на премирование работников вышестоящих структур в расчетно–кассовой системе и в муниципалитете;
8 млн – бонус кредитной команды из 10 человек. В свою очередь, и система распределения премиальных в муниципалитете, и система распределения дохода внутри кредитной группы должны быть обозначены заранее, согласно установленному коэффициенту трудового участия (КТУ).
Чем больше выдали чистых возвращенных кредитов, тем большим станет бонус по итогам года, квартала или месяца.
Если же произошел сбой с невозвратом займа, то кредитная группа, согласовавшая кредит и прошляпившая кривой или тупой бизнес–план, отвечает перед муниципалитетом своими премиальными. Подобная прозрачная ответственность, а также заранее установленные в группе коэффициенты трудового участия естественным образом подтолкнут всех ее членов внимательно следить за тем, чтобы деньги выдавались под реальные проекты, а не сливались по преступному сговору в мутную воду, как это происходит сегодня. То есть, непосредственно в группе будет функционировать система коллективного самоконтроля.
Теперь о системе сбережений. В условиях обращения свободной валюты невозможно превратить излишек денег в сокровища, которые станут приносить лихву или доход в виде процентов на депозиты. Каждый день «простоя» денег приводит к их обесцениванию. Но в реальной жизни у граждан и корпораций появятся денежные излишки, которые они захотят накопить для инвестиций или сохранить для каких–то нужд в будущем. Потому во всех действующих и гипотетических системах региональных свободных денег предусмотрены сберегательные инструменты. Они не будут приносить процентного дохода, но позволят вывести заработанные средства из–под действия демереджа. В нашем случае это могут быть специальные инвестиционные счета, куда граждане и фирмы станут перечислять денежные излишки на строго определенный срок, а муниципалитет и кредитные команды расчетно–кассовых центров смогут использовать их для капиталовложений в инвестпроекты и кредитования бизнеса и граждан.
|