Путин неоднократно перетасовывал колоду своих управленцев. Весьма удачными оказались назначения Д.О. Рогозина на пост вице‑премьера (курирует, ни много ни мало, ВПК, оборонзаказ, национальную оборону, мобилизационную подготовку, морскую политику, атомную и ракетно‑космическую, судостроительную, авиационную, радиоэлектронную промышленность, экспортный контроль, военно‑техническое сотрудничество, гражданскую оборону, пограничную политику, Арктику, а также строительство космодрома «Восточный»), С.В. Лаврова на пост министра иностранных дел, С.К. Шойгу, сменившего Сердюкова на посту министра обороны в 2012 г., А.В. Новака на пост министра энергетики в том же 2012 г. Остальные вице‑премьеры и федеральные министры ничем себя выдающимся не проявили с того момента, как Д.А. Медведев пересел из кресла президента РФ в кресло премьер‑министра. Скорее наоборот. Шувалов, например, прославился тем, что скупил целый этаж в сталинской высотке на Котельнической набережной. Красиво жить не запретишь. Сам премьер Д.А. Медведев ни в чем выдающемся не замечен и, сидя в своем роскошном кресле, производит впечатление скорее стажера на практике, чем главы правительства. Люди в его кабинете чаще случайные, чем полностью соответствующие своим высоким постам, как и он сам.
Закон Паркинсона, по которому каждый должен достичь своего уровня некомпетентности, стал законом нашей жизни. В российском государстве налицо кризис кадров. Этот кризис поразил Россию сверху донизу, от муниципального уровня до федерального, от поселковой мэрии до Кремля. Каждый вечер по «ящику» нам показывают озабоченных бюрократов, которые слушают Лицо номер один или Лицо номер два (это нам еще надо научиться разбираться в этих номерах, а они эту науку впитали с молоком матери), поворачиваясь к его светлости, как подсолнухи к солнцу. Мизансцены таких постановок об очередных указаниях сверху по улучшению народного благосостояния отработаны до мелочей. Говорит только главный герой. Как правило, по бумажке, либо по тексту на мониторе. Остальное – массовка. Независимо от желания режиссера, уйти от впечатления, что перед нами статисты, которые ничего не решают, не хотят решать и не будут, а только выполняют ценные указания своего кукловода, невозможно. На своих лицах массовка изображает почтительность и внимание. А в глазах ее – скука и равнодушие, надменность чиновничьей касты и ожидание того момента, когда можно будет заняться главным для каждого уважающего себя госслужащего делом – получением доходов от приватизированного бюрократией государства.
Вот Путин 11 января 2017 г. сам проводит заседание правительства РФ и обращается к министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню с просьбой ускорить внедрение единого стандарта сервиса и управления многоквартирными домами в РФ. Тот обещает: «До конца года стандарты будут введены в рамках приоритетного проекта». Обратите внимание на формулировку – то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег. Точно также отфутболивались и все президентские поручения по злополучным майским указам Путина. «А что так долго?» – удивился президент. В ответ Мень обещает управиться с его поручением за полгода. Вот этакий бюрократический цирк с участием вдрызг некомпетентного министра в роли коверного. А между тем ЖКХ – самая кризисная отрасль в российской экономике, чреватая бесчисленными кризисами в инфраструктуре, коммуникациях, теплосетях и главное – ЧП в аварийном жилье. Тут министру надо вертеться как белке в колесе. Износ в жилищно‑коммунальном хозяйстве России превысил 60 %, а в некоторых населенных пунктах достигает 85 %. Все это требует вливаний на 10,5 триллионов рублей. Полувековая политика в сфере ЖКХ закончилась провалом, и в результате этого страну в ближайшие годы ожидает целая серия страшных технологических катастроф. А господин Мень, ставленник Д. Медведева, может себе позволить отложить на послезавтра то, что можно сделать завтра, а надо было бы сделать еще вчера.
Некомпетентность и воровство чиновников обходятся государству в гигантские суммы. В 2011 году тогда еще президент Дмитрий Медведев констатировал: в ходе госзакупок расхищается не менее 1 трлн рублей, или около 10 % средств. Эта сумма превышает расходы федерального бюджета на образование, ЖКХ, культуру и СМИ, спорт и охрану окружающей среды вместе взятые. Но эксперты уверены, что в стране воруют еще больше, и 40–50 % уходит в виде откатов в карманы чиновников, которые нередко вместе с наворованными миллионами благополучно исчезают из России и оседают в своих имениях за границей.
Армия чиновников в России растет – при Путине их стало в два раза больше, чем во всем СССР. Не растет только их компетентность. Сплошь и рядом их реакция на чрезвычайные ситуации и кризисные явления в экономике РФ не упредительная, а догоняющая. Они неспособны к реформам и творческому осмыслению долгосрочных задач развития страны. Они сориентированы на сохранение стабильности режима, а потому – тотально консервативны. Для них вполне приемлем лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», который полностью соответствует понятию о своем служебном долге и у мелкого бюрократа, и у того, который все время на виду. Разница между ними лишь в том, что последнего в свете юпитеров немедленно одолевает непонятная нормальным людям забота о собственном лучезарном имидже – вот, глядите, без дела не сидим, реагируем. Именно это и составляет основное содержание бюрократического телесериала, который мы наблюдали с самого начала президентства Путина в 2000 году и наблюдаем по сей день. Но что одинаково у тех и других – это полное безразличие к судьбе русского народа, а их отпрыски и вовсе почитают его за быдло.
Путин знает цену этой публике. Они первые и продадут, и купят. Для них главное – остаться при власти, при властителе. Но здесь не на кого пенять. Каков поп, таков и приход. А приход, если под эти понимать всю систему государственного управления при Путине – на редкость непрофессионален, бездарен и ни на что не способен, кроме заверений в почтении, уважении и вечной ему преданности. Но это на словах. А на деле вся деятельность, а точнее вопиющая бездеятельность этой публики приводит к тому, что Путин то и дело вынужден переходить, как теперь говорят в России, «на ручной режим управления». Для того чтобы увидеть это на практике, надо посмотреть, как Путин общается с народом. На последней в 2016 г. пресс‑конференции к нему обращались с просьбами проложить дорогу к селу, которое расположено в 70 километрах от ближайшего шоссе, и зимой туда не проехать. Просили помочь организовать смотровую площадку для региональных товаров Кировской области. Достроить школу, которую бросил строитель‑банкрот. Выделить деньги на детский садик. Он вынужден заниматься такими вопросами, которые должны решаться на поселковом, городском, районном, областном уровнях, проблемами, требующими вмешательства губернаторов и лидеров республик. И он их решает как может. Да к нему и обращаются с подобными просьбами, потому что знают – на местном уровне ими никто заниматься не станет, а если и станет, то ограничится формальной отпиской.
Как только Путин дает ценное указание «Сделать!» – ему тут же рапортуют, что уже делается. Вот на пресс‑конференции ему задали вопрос, почему бывшего начальника таможенной службы России Бельянинова так опустили, показав его во время обыска у него дома на фоне коробок с драгоценностями и миллионами рублей и долларов, заработанных честным и непосильным трудом, но к уголовной ответственности не привлекли, а зачем‑то просто попугали. Как только Путин ответил, что зря такие кадры обнародовали, через несколько часов в Интернете появилось сообщение о том, что Бельянинову вернули все конфискованное имущество. В тот же день. О чем это говорит? О том, что либо Путин никому не доверяет и все вопросы, от сельских до международных, решает единолично. Либо вся выстроенная им система государственного управления никуда не годится, а задействованный в ней бюрократический аппарат неработоспособен, непрофессионален и попросту бездарен и озабочен в первую очередь личным благополучием, а не заботой о нуждах нации и ее процветании. Беда в том, что и то, и другое – это реальность современной России. Вот именно поэтому Путин и вынужден работать как раб на галерах. Он везет на себе все. В том числе и тех, кто должен грести вместе с ним. А они давно уже отучились проявлять какую‑либо инициативу, так как на своей шкуре не раз убедились, что инициатива наказуема. А вот оценка такой работы властей народом: на начало 2017 г. недовольны положением дел в стране в целом были 45 % россиян, говорится в опросе ФОМа. Около половины населения страны недовольны работой властей в сферах здравоохранения, экономики и социальной защиты (rbc.ru/politics.19.01.2017).
|