По нашим патриотическим газетам гуляет благостная байка о генерале Деникине. Одна газета писала, что в 1941 году, находясь во Франции, Деникин, будучи великим русским патриотом, «готов был двинуть свои полки на помощь Красной Армии». Да почему же он не двинул их в 1940‑м на помощь французам, когда на них обрушились немцы? А потому, что уже больше двадцати лет никаких полков у битого Красной Армией беглого генерала не было.
В другой газете можно было прочитать, что немцы предлагали Деникину сотрудничество в войне против Советского Союза, но он, как патриот, гордо отверг это. Никаких свидетельств о таких делах нет. Во время Великой Отечественной войны он был уже старым, больным, никому не нужным человеком, и никто ничего ему не предлагал. Более того, будучи все же русским генералом, Деникин опасался немцев и тихо жил в маленьком городке Мимизан, что северней известного Биаррица. Сперва жил с семьей на какой‑то вилле, но и туда пришли немцы и выгнали генерала в барак, в котором он и коротал дни до конца войны. После изгнания фашистов из Франции Деникин в мае 1945 года возвратился в Париж, но уже в ноябре этого года отправился в США. Возможно, он сделал это по той причине, что тогда во Франции были очень сильны коммунисты. Коммунистическая партия.
А в Америке вскоре после известной речи Черчилля в Фултоне, положившей начало холодной войне, после достойной отповеди ему Сталина в «Правде» на эту речь, Деникин в июне 1946 года, незадолго до смерти обратился с меморандумом к правительствам США и Великобритании. В первом случае русский генерал адресовался непосредственно к тогдашнему президенту Гарри Трумэну, к тому самому, который в июне 1941 года публично заявил: «Чем больше русские и немцы будут убивать друг друга, тем лучше».
Меморандум был довольно пространный: четыре раздела, 14 параграфов. Он опубликован в «Военно‑историческом журнале» № 4 еще в 1998 году.
В меморандуме немало странного. Так, в качестве жертв советской агрессии Деникин называл Азербайджан, Маньчжурию и Корею. Или: стращал Запад непременным нападением Советского Союза, войной («Советы готовят полчища наемников»), как позже Солженицын, и в то же время писал: «Советы не желают третьей мировой войны». Уверял также, что «ужасна внутренняя ситуация в СССР и страшная нищета его народа». Да, сразу после войны жили мы, конечно, нелегко, но полным ходом шло восстановление разрушенного фашистами хозяйства, и скоро уже отменят карточки, гораздо раньше, например, чем в Англии, не знавшей вражеского нашествия и благодаря Советскому Союзу, Красной Армии пережившей Вторую мировую с гораздо меньшими жертвами и утратами, чем Первую.
И вдруг опять: «если только Советы смогут использовать атомную бомбу, обладание этим оружием приведет к немедленному нападению, и оно будет произведено без объявления причины, без предупреждения и даже несмотря на полную капитуляцию перед советскими требованиями». Вот как страшно. Я, дескать, знаю этих коварных большевиков. И так писал генерал в то время, когда у нас атомной бомбы еще не было, а его друзья американцы уже сбросили две бомбы на японские города именно без всякого предупреждения.
Суть меморандума состояла в том, как, учтя опыт Гражданской и Отечественной войн, разгромить Советский Союз «жизненно необходимо, чтобы антибольшевистская коалиция не повторила основной ошибки Гитлера, приведшей к поражению Германии. Во всех своих фазах борьба должна вестись не против России, а против большевизма… Самое важное не забывать уроки недавней войны». И решительно настаивал: «В случае оккупации российской территории надо немедленно установить русское самоуправление и при первой возможности поощрить создание центральной правительственной власти, сформированной из граждан России с возможным участием особо отобранных эмигрантов». Не ведал генерал, а своим умом не дошел, что еще во время Гражданской войны, как признавал Черчилль, Антанта знать ничего не хотела о целях белогвардейцев, а преследовала свои цели, увы, оказавшиеся недостижимыми.
Из этих упований о создании власти из «граждан России» видно, что сам генерал никакого опыта из войн не извлек. Подобно тому, как белая эмиграция тупо надеялась, что немцы расчистят им путь к власти и сделают их правителями России, так и многоопытный генерал мечтал о том же.
Тем не менее, еженедельник «Хочу в СССР‑2» напечатал статью Виктора Елкина «Два русских генерала», где говорится: «А.И.Деникин жестко отверг все предложения немцев о сотрудничестве, а вот П.Н.Краснов на следующий же день, как началась война, заявил: «Это война не против России, но против коммунистов и их приспешников».
Ну, об отвержении Деникиным немецких предложений мы уже сказали. а Краснов мог бы стать соавтором Деникинского меморандума, если бы не виселица в 1947 году, которую он заработал…
Деникинский колобок докатился и до «Литературной газеты». Валерий Мешков пишет там в № 7: «Деникин был против сотрудничества с немцами и войны с СССР. Наученный горьким опытом Гражданской войны, он считал, что народ их бывшей родины (родина бывшей не бывает.–В.Б.) должен сам решить, при какой власти ему жить». Скажите, какой демократ. Как Ирина Яровая. Но зачем меморандум‑то по двум высочайшим адресам направил? Нет, надо внятно сказать: оба генерала были предателями своего народа, ибо хотели установления своей власти с помощью иностранной силы, чужеземцев, врагов России.
Так вот, не пора ли с генерала Деникина снять маску большого русского патриота? Давно пора.
* * *
Хотя это не по теме, но не могу уж заодно не сказать.
В пятом номере еженедельника «Аргументы недели» за 2017 год решительно осуждаются сказанные где‑то слова заместителя председателя Госдумы Петра Толстого о том, что передаче Исаакиевского собора в Ленинграде мешают «внуки и правнуки тех, кто разрушал наши храмы, выскочив в 1917 году из‑за черты оседлости». Я лично ни из‑за какой черты не выскакивал, но тоже решительно против этой передачи, как и писатель Эдуард Лимонов, как многие мои знакомые и друзья, как тысячи ленинградцев, 12 февраля окруживших собор кольцом протеста и требовавших отставки губернатора Полтавченко.
Иерархам РПЦ следовало бы радеть хоть о каком‑то умиротворении в народе, а они сеют распрю, вражду. Один недавно заявил, что Великая Отечественная война имела «искупительный смысл».
Это какие же грехи, батюшка, искупал наш многострадальный народ‑спаситель?..
2077 г.
|