Вторник, 26.11.2024, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

В. Ректор Пьер Галанд (1510? – 1559)

В отличие от Николя Ле Клерка и Жака Спифама Пьер Галанд не был коренным парижанином. Уроженец Артуа, происходивший из скромной семьи, в 1541 году он получил место принципала коллeгии Бонкур и оставался на этом посту до самой смерти. Его даже похоронили в капелле этой коллегии. Своей репутацией гуманиста Галанд обязан пространным комментариям к Квинтилиану[1].

Он достаточно часто посещал парижские нотариальные конторы, что позволяет составить представление об его многообразной деятельности. Главным «социальным капиталом» Галанда были связи в среде парижских гуманистов. Дружба с Бартелеми Масконом (латинизированная форма имени – Латомус), первым профессором корпорации королевских лекторов в Парижском университете по кафедре латинского красноречия, позволила Галанду впоследствии занять ту же кафедру (1544 год). В 1546 году Галанд заболел и составил завещание, в котором просил Латомуса помочь в передаче должности королевского лектора[2] своему другу Адриану Турнебёфу (латинизированная форма имени – Турнебус).

Завещатель выздоровел, Турнебус получил искомую должность королевского лектора в 1547 году, сменив эллиниста Жака Тусена, но его дружба с Галандом лишь укрепилась. Во втором завещании, датированном 1559 годом, Галанд доверяет ординарному королевскому лектору Турнебусу ренту для обеспечения образования своего внебрачного сына[3]. Среди друзей Галанда можно найти таких ярких представителей французского гуманизма, как Франсуа Ватабль, Жоашен Дю Белле, Пьер Дюшатель. В коллегии Бонкур, которой управлял Галанд, в 1553 году состоялась постановка первой французской гуманистической трагедии «Плененная Клеопатра» Этьена Жоделя. На смерть Пьера Галанда были написаны по крайней мере три поэтических сочинения[4]. После смерти Пьера руководство коллегией перешло в руки его брата Гийома, продолжавшего развивать гуманистические традиции этого заведения.

Связи Галанда в университетской среде были не менее интенсивными и приносили свои материальные плоды: деньги для реконструкции своей коллегии Галанд занимал у мужа сестры, который в актах упоминается как «присяжный университетский посланник» (messager juré universitaire )[5]. Вместе со своим кумом Симоном Ларше, занимавшим должность университетского секретаря (scribe )[6], Галанд брал на откуп сбор доходов епископа Парижского Жана Дю Белле.

По многим признакам Пьера Галанда можно было бы назвать типичным гуманистом, да еще и входящим в число креатур Жана Дю Белле. В коллизии 1543 года уже одно это могло сделать фигуру ректора Галанда весьма подозрительной в глазах декана Ле Клерка. Но ректор в итоге предпочел развернуть оружие своей критики против канцлера Спифама как узурпатора университетских прав, вместо того чтобы вместе с ним бороться за победу гуманистической реформы. Было ли в этом стремление отстоять попранные ректорские права или политический расчет, заключавшийся в нежелании далее противостоять «консервативной партии» в момент апогея ее могущества?

В любом случае Галанд умел менять роли и получать от этого максимальную выгоду. В 1551 году он опубликовал небольшой, но очень суровый по тону трактат против королевского лектора и известного вольнодумца Пьера де ля Рамэ (латинизированная форма имени – Рамус). На этот раз цензоры с факультета теологии полностью поддержали Галанда, выдав апробацию, согласно которой они «нашли книгу хорошей, католической и противной мнению Рамуса» (trouvèrent le livre bon, catholique et contre l’opinion de Ramus )[7]. Как считает К. Мейерхоф, в данном случае Галанд примерил на себя несколько ролей. Как университетский деятель он реагировал на оскорбления Стагирита, содержащиеся в трактате Рамуса «Aristotelicae Animandversiones», ведь тот в свое время (как любой преподаватель факультета искусств) давал клятву правильно трактовать тексты Аристотеля. Как гуманист Галанд пытался доказать филологическую некомпетентность Рамуса, настаивая при этом, что статус королевского лектора обязывает его разоблачать подрывной характер критикуемой книги, автор которой также именуется королевским лектором. Поскольку образование составляет основу общества, Галанд демонстрировал намерение встать на защиту общественного блага, чтобы разоблачить врага, чьи происки угрожают социальному порядку[8].

Во время знаменитого «бунта на Пре‑о‑Клер» 1557 года, закончившегося кровавыми столкновениями студентов с сержантами королевского прево, Галанд занял примечательную позицию. Король приказал Парламенту примерно наказать виновных, и в суд стали вызывать принципалов коллегий. 27 мая был вызван Пьер Галанд «по поводу неповиновения и оскорблений, выразившихся в кидании камней, горшков и булыжников в сержантов из окон коллегии Бонкур», как записано в регистрах Парламента, инкриминировавшего принципалу тяжкое преступление – мятеж. Защищаясь, университетские деятели обычно ссылались на грубое нарушение университетских прав в этом конфликте или же, в духе правосудия того времени, предъявляли встречный иск, жалуясь на насилия, разрушения и грабежи, чинимые сержантами и судебными исполнителями. Но Галанд применил совсем иную тактику.

Он заявил, что эта курия прослыла не только в сем королевстве, но и среди иноземных наций защитой невинных и борьбой с клеветой.

Обычно чрезвычайно лаконичный регистр Парламента на сей раз не мог оставить без внимания элегантную похвалу в свой адрес, произнесенную преподавателем красноречия.

Что же касается мятежников, которые возмутили студентов, то они желали ему великого зла (mal immortel ) из‑за того, что он не захотел ни взять их сторону, ни поддержать их безумства… Посему он не захотел находиться в конгрегации, чтобы показать, что он не причина этого возмущения, но покорнейший слуга короля и этой его курии [то есть Парламента]; что же касается его, то он решил удалиться в собор Нотр‑Дам и покинуть коллегию[9].

На сей раз Галанд роли королевского лектора, принципала коллегии и верного сына университета предпочел образ почтенного благонамеренного каноника.

Былой соперник Галанда Рамус вел себя иначе. Он разразился пространной речью, адресованной королю (впоследствии она была переведена на французский язык), и мотивировал свою позицию королевского лектора: «Я, питомец короля и университета, желаю исполнить свой долг». Кстати, в депутации к королю Рамуса сопровождал другой королевский лектор – уже упомянутый Турнебус[10]. По предложению депутатов король, сменивший гнев на милость, организовал комиссию для подготовки всеобъемлющей реформы университета. В нее, конечно, был включен Рамус. Но ее президентом был назначен Пьер Галанд как «старейшина» (doyen ) королевских лекторов. Вновь его умение быстро менять свой образ принесло плоды[11].

Вернемся теперь к содержанию конфликта.

Разрыв между требованиями эпохи и традициями преподавания казался современникам вопиющим, но и попытки изменений в системе образования воспринимались болезненно. Все же что‑то менялось. В прошении, поданном в конце 1543 года, сторонники реформ, описывая предлагаемые изменения, ссылались на прецедент:

Согласно ордонансу короля Людовика XII, время, необходимое для достижения степени на факультете искусств, составляло 4 года, затем по обычаю и негласному одобрению каждого оно сократилось до трех лет с половиной[12].

По всей видимости, принципалы коллегий по собственному усмотрению могли сокращать длительность некоторых курсов. Шансы на официальное сокращение программы возросли в 1559 году, когда была сформирована комиссия по университетской реформе, в состав которой вошли Галанд и Рамус. Однако смерть Генриха II и начавшиеся религиозные войны вновь заблокировали преобразования. И только после окончания войн, согласно новому уставу 1598 года, преподавание философии было сокращено до двухлетнего срока[13]. В общем курсе факультета искусств уделялось больше места грамматике и красноречию, изучаемым по оригинальным текстам древних, а не по средневековым компиляциям, из философии стремились исключить схоластические тонкости, «софизмы» и «метафизику». Разумеется, это лишь малая часть изменений, предусмотренных всеобъемлющей реформой.

Таким образом, если видеть в борьбе за университетскую реформу 1543 года столкновение гуманистов и обскурантов, это, в конечном счете (как писалось в учебниках исторического материализма), будет соответствовать действительности. Но важнее рассмотреть социальный аспект конфликта, в котором, помимо различия в культурных предпочтениях, у участников, как мы поняли, были свои прагматические интересы.

Но рассмотренный нами эпизод длительного конфликта имел и еще один аспект, о котором никто впрямую не говорил. Однако косвенные указания на него в аргументации сторон мы можем найти.

За рассуждениями представителей факультетов о плюсах и минусах сокращения курса философии чаще всего стояла борьба за право «номинации» – представления кандидатур для наделения вакантными церковными бенефициями. Так, уже в первом предложении, внесенном сторонниками ректора 6 июля 1543 года, содержались ссылки на Болонский конкордат (1516 год), Прагматическую санкцию (1438 год) и устав, принятый в результате реформы кардинала Эстутвиля (1453 год)[14], что не помешало провизору Наваррской коллегии подать протест с указанием на несоответствие проекта этим и другим предписаниям канонического права. В декабрьском прошении на имя короля сторонники реформы пытались ответить на возражения противников, указав, что предлагаемые сроки обучения

являются истинным временем, не наносящим ущерб интересам кандидатов (aux Promeuz ) факультета. И в будущем пусть не ставят им в вину, что они стали кандидатами per saltum [ «перескочив» через необходимые курсы], учитывая, что они смогут с бóльшим тщанием завершить свой срок обучения (Quinquennium ) на факультете искусств или на любом из высших факультетов, необходимый для того, чтобы получить представление [к бенефицию] согласно конкордату, и тогда соискатели будут с еще большим усердием молить Бога за процветание Вашего Королевского Величества[15].

Право номинации было древнейшим атрибутом университетской организации. Издавна университеты составляли списки – Rotuli nominandorum (буквально – свитки номинаций), в которые вписывали имена тех своих членов, кто достоин занять вакантные бенефиции. Когда‑то эти списки направлялись непосредственно папам в Рим. Во Франции со времен Великой схизмы и особенно после Буржской Прагматической санкции 1438 года специальные распределители бенефициев – коллаторы (collateurs des bénéfices ) располагали правом определять на освободившиеся церковные должности кандидатов, внесенных в университетские списки соискателей. Согласно Прагматической санкции, треть всех вакантных бенефиций в галликанской церкви должна была отводиться тем, кто получил степени в университетах, стал магистром искусств или бакалавром, лиценциатом или доктором на высших факультетах. Чтобы претендовать на церковную должность, надо было представить свидетельство о прохождении полного курса искусств (Quinquennium ). Такая же система в основных чертах сохранялась в режиме действия Болонского конкордата. В правовых текстах было очень четко прописано, что претендент должен пройти весь срок обучения, ничего не пропуская. Соискатели, прошедшие обучение per saltum, перескочив через те или иные курсы, рисковали быть вычеркнутыми из числа кандидатов на вакантный бенефиций или, во всяком случае, могли столкнуться с дополнительными трудностями. Вот почему теологи и провизоры тех коллегий, где преподавали теологию, были столь бдительны в отношении попыток сокращения сроков обучения. Перспектива остаться без церковных доходов мешала им присоединиться к красноречивым доводам сторонников реформ. Представители факультета медицины заняли в споре нейтральную позицию: значительную часть преподавателей и студентов‑медиков составляли миряне, и получение церковных бенефиций не представляло для них жизненного интереса; они имели иные легитимные доходы от своей практики.

Но почему преподаватели факультета искусств готовы были идти на сокращение собственных курсов, казалось бы, жертвуя своими интересами? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что, если не считать обычных и вполне ритуальных призывов к реформам на факультете, раздававшихся с незапамятных времен, конкретное требование сократить время обучения философии впервые предъявлено лишь в 1539 году[16]. Именно с этого времени на факультете заговорили об избыточности срока trivium annorum com dimidio, а заговорив, уже не могли успокоиться.

Осмелюсь высказать гипотезу, что это было вызвано некими недавними изменениями в расстановке университетских сил. В 1538 году буллой Павла III была подтверждена особая привилегия (индульт; indultum ), укреплявшая право Парламента выдвигать кандидатуры на получение бенефициев[17]; это право Парламент использовал в обход жестких требований университетов. Но еще более важным событием стала победа факультета канонического права в длительной борьбе, которая велась с конца XV века, когда «декретисты» начали претендовать на право выдвигать свои кандидатуры на получение бенефициев, не требуя от соискателей наличия степени магистра искусств. До поры до времени речь шла скорее о негласном обычае, чем о праве, и это вызывало протесты со стороны других факультетов[18]. Но в 1538 году постановление Парламента окончательно закрепило право «декретистов» вписывать сих кандидатов в число graduéz nommés (обладателей степеней, номинированных на получение бенефициев) без обязательного наличия у них степени магистра искусств и, соответственно, без документа, подтверждавшего прохождение полного курса обучения (Quinquennium ). Это решение было чревато серьезными последствиями для факультета искусств. Как мы поняли, многие студенты предпочитали прерывать слишком длинный и, как они полагали, бесполезный курс философии[19], чтобы сразу перейти к изучению права. «Артисты» рисковали потерять значительную часть студентов‑«дезертиров», пополнявших ряды учащихся на факультете права. Поэтому вовсе не обязательно было разделять взгляды Эразма и Рабле, чтобы поддержать реформу: угроза остаться без учеников обеспечивала Галанду поддержку всего факультета. Это не значит, что «артисты» не поддерживали идею гуманистических преобразований университетских курсов, но они не считали необходимым заботиться об этом на институциональном уровне до 1539 года, пока правоведы не закрепили свои исключительные права. Кстати, впервые необходимость реформ на факультете искусств провозгласил ректор Жак де Говеа 21 марта 1539 года, но тогда это осталось лишь декларацией[20].

Если кто и действовал из бескорыстных побуждений, то уж скорее выдающиеся декретисты, такие как Спифам или декан Жан Кентен. Вспомним, что позиция факультета права была представлена последним как «жертвенная». Сокращение сроков изучения философии могло лишить студентов стимула к бегству с факультета искусств и, как следствие, уменьшить поток желающих досрочно перейти на факультет канонического права. Но это возможное неудобство не страшило факультет, и без того обладавший наибольшей привлекательностью. Зато решение поддержать реформу, а значит, как и положено юристам, «предпочесть частной выгоде общую пользу» представляло в выгодном свете декретистов, достаточно долго конфликтовавших с другими факультетами.

В действительности цели административные (борьба за право выдвижения кандидатов на бенефиции, борьба за студентов) тесно переплетались с аргументами культурно‑идеологическими (борьба за обновление образования). К тому же «дух институций» был воплощен в словах и поступках людей, бывших, как мы убедились, личностями весьма самобытными. В какой мере личные черты каждого из основных действующих лиц определяли интригу?

Неожиданно выявилась общая черта: все три героя этой коллизии отличались от коллег относительной скромностью своего творческого наследия. Мы указывали на отсутствие дошедших до нас авторских текстов Ле Клерка‑теолога. Жак Спифам, даже врагами описываемый как «лучший из французских прелатов», оставил два памфлета, одно предисловие и письмо королю, так и не изданное. Список трудов Галанда, конечно, более обширен. Его речь на смерть Франциска I была переведена с латыни на французский. Он произнес похвальную речь в честь покровителя французских гуманистов Пьера Дю Шателя, которая была опубликована в следующем столетии. О популярности его небольшого трактата против Рамуса мы уже говорили. Три раза в течение жизни Галанда переиздавались его комментарии к Квинтилиану. С помощью своего друга Турнебуса он опубликовал небольшой трактат о римских землемерах (agrimensori romani )[21]. Для принципала парижской коллегии, умершего в возрасте 50 лет или немногим более, это кажется вполне солидным. Но список трудов, изданных этим «старейшиной корпорации публичных лекторов короля в Парижском университете», оказывается значительно короче библиографий работ других королевских лекторов, как друзей, так и врагов Галанда[22]. Часто бывает так, что формальные, да и неформальные лидеры академических сообществ пишут мало. Это относится не только к XVI веку.

Очевидно, что личностные качества участников любого конфликта играют очень важную роль. В нашем случае все оказывается значимым: непримиримость, неуступчивость и мнительность Николя Ле Клерка, гибкость Пьера Галанда, его умение вести тонкую игру своими личинами, идентифицируя себя то с одной, то с другой группой, амбициозность, экстравагантность и страстность Жака Спифама. Личные качества оттеняли восприятие конфликта сторонами и диктовали определенную логику поведения. Николя Ле Клерк в реформе, предложенной Галандом и поддержанной Спифамом, скорее всего, увидел происки епископа Жана Дю Белле и тех подозрительных «новаторов», которые находились под его покровительством. Жак Спифам не мог упустить удобный случай проявить свои качества реформатора через восстановление древних канцлерских прерогатив и, судя по всему, на сей раз переоценил свое влияние в парламентских и университетских кругах. Пьер Галанд быстро оценил силу сопротивления и мощь «консервативной партии»[23] и предпочел в данном случае сменить амплуа просвещенного гуманиста на роль защитника ректорских прав и чести университета. Во всяком случае, такие объяснения, при всей их гипотетичности, вписываются в общую канву жизненных траекторий каждого из героев нашей истории.

И наконец, об источниках. Наш анализ был бы невозможен без использования нотариальных архивов либо привел бы к совсем иным результатам. Нотариальные источники хранят в себе достаточно данных о людях Парижского университета, чтобы предложить новую версию университетской истории, понятую «изнутри». Однако нотариальные акты обладают любопытным свойством – поиски данных о том или ином человеке, как правило, выводят на историю его семьи, «линьяжа», вне которого его действия непонятны, а зачастую кажутся даже бессмысленными. Важность истории семьи как неотъемлемой части социальной истории не требует доказательств. Но и для истории интеллектуальной семейный аспект играет огромную роль. Как говорил один из персонажей Фазиля Искандера, «человек сам на себе не кончается». Николя Ле Клерк рассказывает в одном из своих актов, как племянники обманули его, когда он находился у одра умирающего брата в поместье дю Трамблей в 1546 году. Через 39 лет в этом поместье появится на свет правнучатый племянник грозного теолога – Франсуа Ле Клерк дю Трамблей, в будущем капуцин, «отец Жозеф», более известный как «серый кардинал», одна из самых ярких и загадочных фигур в истории Франции. Несгибаемая воля, истовая вера, глубокий мистицизм и тонкое политическое чутье – трудно не увидеть в этих чертах наследия клана Ле Клерков. Линьяж Спифамов оставил заметный след в интеллектуальной истории Франции, столь же удивительный, как взлет и падение епископа Неверского, – достаточно указать на политического прожектера Рауля Спифама, поэта‑мистика Мартена Спифама, дипломата Самюэля Спифама. Что же касается Галандов, прибывших из Артуа, то на протяжении восьмидесяти лет они будут управлять коллегией Бонкур, превратив ее в один из важных интеллектуальных центров Парижа.

Успешная реформа университета состоялась в 1598 году. Но подготовка к ней велась долго, и список комиссаров, назначенных по распоряжению короля для реформирования университета, составлен был тремя годами раньше. В феврале 1595 года состав реформационной комиссии был торжественно оглашен на университетской ассамблее ректором, которого звали… Галанд![24]

Трудно не увидеть в этом «иронии истории». Но, может быть, за подобными курьезами и случайностями скрываются пока не познанные нами закономерности.

 

[1] Quintilliani de institutione oratoria libri XII, argumentis Petri Galandi, eiusdem declamationem liber. Paris, 1537.

[2] Правда, он приводит здесь нелатинизированную форму имени: «Legs à M. de Mascon à qui il demande de faire recevoir Adrien Tournebues en son office de lecteur du roi». В другой же части завещания Галанд именует его «Barthelemy Latomus lecteur du roi», завещая ему дом в предместье Сен‑Дени (Jurgens M. Documents du minutier central des notaires de Paris: Ronsard et ses amis. Paris, 1985. Р. 357–358).

[3] «Legs de 100 livres tournois de rente annuelle à Guillaume Galland, dit Voisin, son fils naturel, pour l’entretenir à l’étude avec Jean Tournebues, lecteur ordinaire du roi, à qui sera versée la rente» (Jurgens M. Op. cit. P. 365. N 241). В первом завещании о нем говорилось следующим образом: «Legs à ung jeune garson qu’il dict luy avoir esté donné pour l’amour de Dieu, demourant presentement avec sa sœur Jeanne Galland ès fauxbourgs Sainct Marcel la somme de six vingtz livres tournoiz pour une foys payéne… pour luy faire apprendre mestier… afin de le faire homme de bien».

[4] Jamot F. de. Obitu Petri Gallandi. Paris, 1560; Rollier Cl. Ode ad Guil: Gallandium gymnasiarchum becodianum… Cui accessit eiusdem de obitu Petri Gallandi elegia. Paris, 1559; Salius Panagius. Ronsardum ericedion, ad pias Gallandii elegia. Paris, 1586.

[5] «Университетские посланники» брали на себя доставку корреспонденции студентов из той или иной провинции, а также выполняли роль банкиров, ссужавших парижским учащимся деньги под гарантии их родственников в провинции. При этом «посланники» считались «подданными» университета и пользовались университетскими привилегиями.

[6] Scribe – буквально писарь, однако владевший этой должностью не только составлял университетские документы, но и организовывал их хранение. На фоне быстрой сменяемости должностей ректора и прокуроров скрибы поддерживали непрерывность университетских традиций. Несколько десятилетий эту должность занимал С. Э. Дю Буле, первый историограф Парижского университета.

[7] Petri Gallandii literarum latinarum professoris regii, contra novam academiam Petri Rami oratio. Lutetiae, 1551.

[8] Meerhoff K. Galland contre Ramus: la dignité du philologue // La philologie humaniste et ses représentations dans la théorie et dans la fiction. Gèneve, 2005. Р. 512.

[9] Du Boullay C. E. Op. cit. P. 496–497; AN. X1a. 1585. Fol. 434.

[10] Ramus P. Harrangue… touchant ce qu’ont faict les deputez de l’Université de Paris envers le Roy. Paris, 1557.

[11] У Галанда была еще и выраженная «пикардийская» идентичность: он сумел мобилизовать солидарность пикардийской нации университета и земляков со своей малой родины для помощи коллегии Бонкур. В связи с новым витком войны Генриха II с императором Карлом V Габсбургом положение коллегии ухудшилось, потому что большая часть ее доходов поступала с территории графства Артуа, находившегося под властью Габсбургов. Но Галанду удалось завершить реконструкцию основного здания коллегии и строительство капеллы. С «нужными людьми» из пикардийской нации, поддержавшими его, Галанд нашел способ щедро рассчитаться (см.: Уваров П. Ю. Университетский интеллектуал у парижского нотариуса…).

[12] «puis toutefois par usage & taisible consentement de chacun auroit este reduit à 3 ans & demy» (Du Boullay C. E. Op. cit. P. 392).

[13] Crevier J. B. L. Op. cit. T. 7. P. 68.

[14] «addebant alij decurtationem illam nec Concordatis, nes Pragmaticae‑Sanctioni, nec Tutavillae Reformationi contrariam essem cum im eis quoto quisque anno Magistratu insigniri debeat, non sit cautum, sed ut quinquennio solum verssetur ad Priuilegium consequendum, sit constitutum» (Du Boullay C. E. Op. cit. P. 392).

[15] «est son vray temps, sans ce que ce puit porter prejudice aux Promeuz en ladite Faculté. Ne que à l’advenir leur soit objecté qu’ils soient Promeuz per saltum, attendu qu’ils pourront avec plus grande peine parachever en ladite Faculté ou autre Superieure le Quinquennium, requis pour obtenir nominations suivant les Concordats. & les Supplians perseveront de plus en plus prier Dieu pour la prosperité de vostre Royale Majesté» (Du Boullay C. E. Op. cit. P. 392). Следует отметить, что этот документ был компромиссным вариантом, так как претендовал на менее радикальное сокращение, оставляя философскому курсу три года вместо двух с половиной, как было заявлено изначально. Но и этот вариант не прошел.

[16] Du Boullay C. E. Op. cit. P. 334–334.

[17] Questions et responses, sur l’indult accordé [par Paul III en 1538] en faveur des Officiers de la cour de parlement de Paris, pour remédier aux abus qui se commettent par iceluy. [S. l.], 1626; Cochet de Saint Valier M. Traité de l’indult du parlement de Paris. Paris, 1746. Т. 2.

[18] Du Boullay C. E. Op. cit. P. 39, 250–253, 299–302, 304–311, 324–328.

[19] Решительность, с которой Галанд, выражая мнение университетского большинства, накинулся на трактат Рамуса, может дополнительно объясняться тяжелой ситуацией на факультете. Рамус своей попыткой низвержения авторитета Аристотеля еще более подрывал престиж факультетского курса философии, отводящего львиную долю времени изучению творений Стагирита.

[20] Du Boullay C. E. Op. cit. P. 334–335.

[21] De agrorum conditionibus & constitutionibus limitum… Parisiis, 1554.

[22] При всем несовершенстве такого показателя, как число библиографических описаний в каталоге Французской национальной библиотеки («лишние» описания могут объясняться посмертными переизданиями, наличием дублетов, отдельными описаниями для электронных копий и проч.), как «валовый» индекс он может дать примерную картину творческой «плодовитости» авторов. В библиотечном каталоге количество описаний, указанных за королевскими лекторами, следующее: Б. Латомус – 63, Ф. Ватабль – 81, А. Турнебеф (Турнебус) – 138, П. Рамус – 181, тогда как П. Галанд – 15.

[23] Вспомним печальную судьбу Шарля Дюмулена после того, как против него выступил факультет теологии во главе с Николя Ле Клерком.

[24] Crevier J. B. L. Op. cit. T. 7. P. 68. Это был принципал коллегии Бонкур Жан Галанд, племянник (по другим данным – внучатый племянник) Пьера Галанда.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.11.2017)
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%