Вторник, 26.11.2024, 07:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Эхо религиозных войн

Пока Жиль Бекдельевр томился в Нанте, мечтая оказаться в своей любимой усадьбе Мот‑о‑Шанселье, там происходили весьма важные события.

С лета 1559 года в Ренне начали проводить тайные собрания сторонники новой веры. Несколько десятков кальвинистов проживали в самом городе, но на собраниях к ним присоединялись и многие дворяне, жившие поблизости. Бретонский гугенот XVII века Филипп Ле Нуар, автор «Церковной истории Бретани», сын и внук протестантов, уроженцев округи Ренна, дает любопытное описание первых шагов Реформации в этом краю:

На Пятидесятницу 1559 г. вечеря[1] в Ренне проводилась не в самом городе, но за его пределами, в усадьбе Мот‑о‑Шанселье, которой управляли сьёры де Русье[2], поскольку сьёр де Бюри, судья по уголовным делам, в это время находился в Нанте, в тюрьме парламента, обвиненный лейтенантом де Кайдёком в служебных злоупотреблениях. На эту ассамблею собиралась хорошая и большая компания. Каждый заранее вышел из города, службу начали в полночь и закончили через два с половиной часа, затем разошлись по домам[3].

Однако некоторые опрометчиво явились к воротам Ренна, дожидаясь там утра, чтобы свободно войти в город, когда ворота откроют. Привратник, заметив подозрительное скопление людей, известил об этом каноников, и те, по словам Ле Нуара, велели «задержать девятерых наших». Судя по всему, обошлось без жертв, поскольку о казнях «еретиков» в Ренне никаких сведений не сохранилось. Но с тех пор «министр»[4] Кравье более не служил вечерю в Ренне, а перебрался в более спокойное место – в соседний городок Витре, которому суждено стать «бретонской Женевой».

Далее Ле Нуар рассказывает, что летом следующего года в Ренне начались гонения на местных протестантов. Среди прочих был арестован Родольф Мело, один из «старейшин» реформированной церкви, а перед дверями его дома провели символическую казнь – в железной клетке сожгли его манекен. Это тот самый медик Мело, который подписал свидетельство о болезни Жанны Ботерель, жены Жиля Бекдельевра, и был уличен во лжи де Кайдёком. Впрочем, погромы в Ренне были пресечены губернатором Бретани, герцогом д’Этампом, запретившим нападать на кого‑либо по причине его веры. Он навел порядок и погасил конфликт между деканом капитула Ренна и сенешалем Бертраном д’Аржантре, ранее арестовавшим одного из местных клириков за подстрекательство к беспорядкам.

Позиция губернатора была вполне понятной: в его распоряжении практически не было военных отрядов, а в условиях катастрофической нехватки денег он не мог собрать новую армию, поэтому герцог стремился избегать открытых конфликтов, предпочитая действовать мирными методами. Для этого он использовал свои связи в среде местных дворян[5], многие из которых симпатизировали кальвинистам.

Для нас же интерес представляет тот факт, что Жиль Бекдельевр, выйдя на свободу, оказался в новой для себя ситуации открытого религиозного противостояния, а его дом благодаря родственникам жены превратился в центр формирующейся протестантской общины.

Был ли Жиль Бекдельевр сторонником кальвинизма еще до своего ареста? Принял ли он новую веру, вернувшись домой? Или, может быть, он оставался приверженцем «веры отцов»? Документы из архива департамента Иль‑и‑Вилен – по крайней мере те, которые относятся ко времени до середины 60‑х годов XVI века, – не содержат прямого ответа на эти вопросы. Можно предположить, что влияние Жанны Ботерель оказалось определяющим. Именно жены дворян и должностных лиц были наиболее восприимчивыми к проповедям странствующих эмиссаров из Женевы. Выбрав «истинную религию», они воспитывали в ней детей и постепенно обращали в кальвинизм своих более осторожных мужей, опасавшихся лишиться званий и должностей[6].

Любопытные сведения содержатся в знакомом нам Белом кодексе, к которому Жиль Бекдельевр вернулся после заключения, хотя уже не делал в нем записи столь часто, как прежде. Там есть упоминание о таком расходе: «9 июня 1565 года моя маленькая девочка (petite grace ) Жюльенна отдана на пансион к господину дю Кравье, министру Реннской церкви, и ему за пансион передано 20 экю». Восьмилетняя дочка была отдана в учение тому самому пастору, который сначала совершал тайные кальвинистские богослужения в усадьбе Мот‑о‑Шанселье и в самом Ренне, а затем перебрался на время в Витре. Теперь конфессиональная принадлежность Жиля становится очевидной.

Белый кодекс, используемый Бекдельевром исключительно как приходно‑расходная книга, может пролить свет и на его служебную деятельность. Как мы помним, с 1566 года он был вновь допущен до исполнения обязанностей лейтенанта по уголовным делам. Хотя должность упразднили, он должен был исполнять свои обязанности до тех пор, пока ему не возместят понесенные им расходы. А поскольку выплаты грозили растянуться на годы, скорого прекращения службы не ожидалось. Практическая хватка, которую его враги называли «жадностью», не изменяла судье. В 1566 году он записал в Белом кодексе: «я продал тюремщику (geolier ) Ренна 22 пипы бретонского вина из Брея каждая пипа [443 литра] по 10 ливров 10 су, что дает в сумме 336 турских ливров». Речь шла о виноградниках, оставленных Жилю Бекдельевру его дядей по материнской линии в начале 50‑х годов XVI века; тогда стоимость этого вина, согласно сведениям из того же Белого кодекса, составляла 4 ливра за пипу. За 15 лет цена выросла в 2,5 раза![7] Не исключено, что на цену повлияло служебное положение Жиля Бекдельевра. Судья по уголовным делам обладал достаточными рычагами власти, чтобы убедить смотрителя тюрьмы закупить именно его вино в большом количестве и по высокой цене. Напомню, что «приличные люди» низкосортное бретонское вино не пили, предпочитая анжуйское. У заключенных же выбора не было, они платили ту цену, которую им называли. А именно от судьи во многом зависела наполняемость тюрьмы заключенными, а следовательно, и «емкость рынка»: чем больше человек находилось там, тем устойчивее был доход тюремщика.

Однако Жиль Бекдельевр пребывал в должности лейтенанта по уголовным делам не так долго, как можно было предполагать. Вмешались внешние обстоятельства. Первые две религиозные войны почти обошли Бретань стороной – военные действия велись в соседней Нормандии. Ожесточенные сражения между сторонниками Католической лиги и роялистами будут раздирать эту провинцию позже, в 80‑е и особенно в 90‑е годы XVI века. Однако тучи над головами бретонских гугенотов сгущались. Во время Третьей религиозной войны (1568–1570) сторонники новой веры были отстранены от должностей. Сен‑Жерменский мир, завершивший эту войну, предусматривал, что представители «так называемой реформированной религии» сохраняют свои должности. Но это положение не распространялось на должности, которые мы сегодня назвали бы «силовыми»: бальи, сенешали и их генеральные лейтенанты, лейтенанты по уголовным делам (распространение ограничений на последнюю категорию в Бретани потребовало специального постановления Частного совета короля[8]). Лицам, отстраненным от этих должностей, предоставлялась либо денежная компенсация, либо должность советника в местном парламенте. Ждать денежной компенсации можно было очень долго, поэтому более престижная, хотя, возможно, и менее выгодная должность советника парламента Бретани (к тому времени уже переехавшего из Нанта в Ренн) показалась Жилю Бекдельевру привлекательнее[9].

Королевское письмо о наделении его должностью советника парламента Бретани в Ренне от 23 февраля 1571 года содержало любопытную формулировку:

Господин Жиль Бекдельевр, лейтенант по уголовным делам сенешальства и президиального суда города Ренна, ранее лишенный этой должности исключительно по причине религии, просил нас о предоставлении ему должности советника из числа местных уроженцев (de conseiller original ) в парламенте Бретани взамен его должности лейтенанта по уголовным делам[10].

В этом письме содержится сразу два указания на факты биографии Бекдельевра, которые он не без выгоды для себя сумел использовать. Дело в том, что половина мест в парламенте Бретани отводилась местным уроженцам, чтобы гарантировать соблюдение законов и обычаев края. Парламент Бретани, кстати, в выполнении этой задачи не всегда был на высоте. Так, знакомый нам сенешаль Бертран д’Аржантре, комментатор бретонской кутюмы[11], критиковал парламент за нежелание отстаивать бретонские свободы[12]. Что касается Бекдельевра, то он, родившийся в Ренне, вполне проходил «по квоте», отведенной для местных уроженцев, а будучи протестантом, он проходил и по «гугенотской квоте», оговоренной статьями Сен‑Жерменского мирного договора. Парадоксальным образом оказалось, что быть гугенотом в краю ревностных католиков – довольно выгодное дело. И Жиль, до того времени достаточно скрытный в проявлении религиозных предпочтений, начинает активно использовать аргументы своей конфессиональной принадлежности в судебных процессах.

Так, 30 апреля 1573 года во время тяжбы в парламенте по поводу своей городской недвижимости Жиль Бекдельевр заявил об отводе Жаку Бедье, генеральному прокурору короля,

по причине великой вражды указанного генерального прокурора по отношению к советнику Бекдельевру, поскольку указанный господин советник придерживается реформированной религии, а указанный Бедье – римско‑католической[13].

Для парламента Бретани, имевшего репутацию достаточно толерантного по отношению к гугенотам судебного учреждения, это был весомый аргумент. Во всяком случае, парламент отказался зарегистрировать письмо губернатора провинции Филиппа‑Эмманюэля Лотарингского, герцога Меркёра от 24 августа 1572 года с призывом учинить расправу над протестантами.

После Варфоломеевской ночи, когда королевская политика по отношению к гугенотам в очередной раз резко изменилась, Жилю Бекдельевру пришлось все‑таки принести клятву верности католической вере, чтобы сохранить должность советника парламента. Тем не менее в завещании, составленном в 1573 году[14], он проявляет себя как протестант: в преамбуле нет обращений к святым и к заступничеству Девы Марии, нет упоминаний о деньгах, пожалованных на помин души, – всего того, что было характерно для завещаний католиков. В 1576 году была сыграна свадьба его дочери Жюльенны, получившей полноценное протестантское образование, с представителем дворянского протестантского клана Фрелонов.

Но был ли Жиль Бекдельевр непреклонным кальвинистом? Его сестра Роза, монахиня обители Св. Клары в Динане, сомневалась в этом. В 1578 году она пишет уже очень больному брату, предварительно поблагодарив его за 20 франков, переданных за год до этого обнищавшему монастырю:

Господин мой брат, я весьма озабочена, поскольку мне рассказали о вашей болезни, что вселило в меня великую грусть, ведь я боюсь, что наш Господь Бог повелит вам оставить сей мир. Я умоляю вас пребывать в страхе Божием и в святой вере в Него, по примеру наших добрых родителей. В их примере вы увидите нечто лучшее, чем пребывание в новом законе, что является величайшим несчастьем. И вы знаете, что когда мы умрем, времени на раскаяние у нас уже не будет… Я прошу Господа дать вам в этом мире возможность заслужить рай в конце жизни.

Но Бекдельевру не суждено было осуществить просьбу сестры. Даже если бы он и захотел вернуться к вере отцов, ему, уже тяжело больному и прикованному к постели, заботливая жена и новые родственники – ярые кальвинисты – не дали бы такой возможности. К тому же жизнь давно уже развела Жиля с его родными из клана Бекдельевров, конфликт с ними приобрел всеобъемлющий характер, став конфликтом социокультурным, политико‑конфессиональным, нравственным и главное – имущественным.

 

[1] Cène, от лат. cеna – общая трапеза, ключевой обряд у кальвинистов.

[2] Местечко близ Витре.

[3] Le Noir Ph. Histoire ecclésiastique de la Bretagne depuis la réformation jusqu’à l’édit de Nantes / Ed. B. Vaurigaud. Paris; Nantes, 1851. P. 27.

[4] Буквально – «служитель», так кальвинисты называли выбираемых общиной пасторов.

[5] Это показывают материалы Санкт‑Петербургской коллекции, опубликованные в свое время по инициативе А. Д. Люблинской: Документы по истории Франции середины XVI в. Начало Религиозных войн (1559–1560) / Публ. Т. П. Вороновой и Е. Г. Гурари; под ред. А. Д. Люблинской; общ. ред., вступ. слово и примеч. В. В. Шишкина. (Приложение к журналу «Средние века». Вып. 7). М., 2013. С. 222.

[6] Еще в 1970‑х годах Нэнси Рёлкер указала на важную роль женщин в развитии французской Реформации (см.: Roelker N. L. The Appel of Calvinism to French Noble Women in the Sixteenth Century // Journal of Interdisciplinary History. 1972. Vol. 2. P. 391–418).

[7] Мы знаем о «революции цен» в этот период, но все же в 60–70‑х годах XVI века рост цен на хлеб и вино был достаточно плавным, рывок произойдет лишь в последние двадцать лет этого столетия (см.: Junot Y. Les bourgeois de Valenciennes: anatomie d’une élite dans la ville (1500–1630). Villenueve d’Arc, 2009. P. 128–129).

[8] Vaurigaud B. Essai sur l’histoire des églises réformées de Bretagne, 1535–1808. Paris, 1870. T. 1. P. 233.

[9] Получение новой должности в 1571 году путем «зачета» денег, уплаченных в 1557 году, не избавляло Бекдельевра от существенных трат. В его бумагах есть указания на понесенные расходы в связи с новой должностью (включая вознаграждение для королевского секретаря, обеспечившего благоприятное прохождение дела, деньги для оплаты курьеров, доставивших королевское письмо в парламент, и проч.). Все вместе превысило 1⁄5 часть стоимости новой должности (Archive départamentale de l’Ille‑et‑Villaine. 2E B 11. Fol. 8).

[10] Archive départamentale de l’Ille‑et‑Villaine. 2E B 11. (23.02.1571).

[11] Bertrandi d’Argentré. Commentarii in patrias Britonum leges, seu Consuetudines ducatûs Britaniae; alique tractatus varii. Parisiis, 1621.

[12] Это в конце концов и приведет сенешаля в лагерь лигёров. Его «История Бретани…» (Argentré B. d’. L’histoire de Bretaigne, des roys, ducs, comtes et princes d’icelle: l’établissement du Royaume, mutation de ce tiltre en Duché, continué jusques au temps de Madame Anne dernière Duchesse, & depuis Royne de France, par le mariage de laquelle passa le Duché en la maison de France. Rennes, 1588. 2 vol.) была подвергнута строгой цензуре за резкие высказывания в адрес королей Франции.

[13] «A cause de son grande iinimité dudict procureur general contre conseiller Becdelievre par ce que Mon. le conseiller est de la Religion Refformé et lecdict Bedier de la romaine» (Archive départamentale de l’Ille‑et‑Villaine. 2E B 11. (30.04.1572). Fol. 1v‑2r).

[14] Archive départamentale de l’Ille‑et‑Villaine. 2E B 11. Testament de Gilles Becdelievre. Fol. 1–20.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.11.2017)
Просмотров: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%