В 1824 году в Житомире прошел съезд польских заговорщиков, где и было решено уходить от России, прихватив с собой те области, которые когда‑то были ими завоеваны. А для этого нужно было привязать к себе население западных областей Российской империи – малороссов. Опору решили сделать на интеллигенцию, объяснив им, что поляки по национальной принадлежности им ближе, чем русские. Кстати, именно тогда и появилось понятие – «москаль».
В то время некоторые польские ученые стали создавать свои большие теории, концепции принципиальных отличий русских от москалей. Появилась мода на расовый подход, и был такой Францишек Духинский, который описывал, что русские и москали – это народы разных рас.
Согласно концепции Духинского, великороссы, или, как он называл, москали, происходят от так называемого туранского народа, родственного монгольскому. И русские – это якобы народ не арийского происхождения…
Францишек Духинский говорил, что малороссы – это часть польского народа, а русские (великороссы) и малороссы – это совершенно разные народы, не имеющие ничего общего. Что Россия – это варварская восточная страна. А малороссы, будучи в составе Польши, имеют шанс стать Европой.
То же самое мы видим, собственно, и теперь, когда Украине внушается, что они цивилизованная европейская нация, а Россия – это дикая страна. И эта идея на самом деле пережила Духинского и вошла в плоть и кровь украинского национализма.
Стоит ли сомневаться, что до XIX века никто из ученых и не слышал о различных истоках происхождения русских и украинцев? В научном мире это даже не обсуждалось. Российские историки смотрели на эти псевдоисторические поиски национальной идентификации свысока. До тех пор, пока все это не вылилось в большие проблемы и большую кровь.
До революции господствующей точкой зрения было то, что мы являемся одной русской нацией, которая распадается на три ветви: великороссы (русские), малороссы (украинцы) и белорусы. Это не три нации, а одна единая нация и три ее ветви.
Первое, с чего начали польские учителя, – научили малороссов обижаться на сам термин – «малороссы». В своих трудах они обозначали его как унизительный. Хотя в переводе с греческого «малый» означало «коренной». То есть «малороссы» со времен киевского княжества значило «старые русичи». Еще в XIX веке историк и этнограф Михаил Максимович после многолетнего изучения древних рукописей вывел истинное происхождение этого термина. С XIV века употреблялись во всей переписке – церковной, государственной, культурной – термины Россия и Малороссия. Россия и Русь – это одно и то же, просто Россия – это греческое произношение слова Русь. Все эти термины обозначают одно и то же. И вся переписка, все долговременные акты говорят о Малороссии, и люди с гордостью относились к своей «русскости» и «малороссийскости». В сочетании «Малая Россия» слово «Россия» было определяющим. И «малая», как доказывает Максимович, означает «коренная», «центральная», «коренная Россия», «центр».
Малороссия, штриховкой показана территория Малороссии в XIX веке
Польская элита, мечтавшая о возрождении империи, в составе которой должна оказаться и Малороссия, понимала, что делала. Не оружием, но фальшивой историей и словом поляки стремились разобщить русский народ. О том, что этот процесс был целенаправленным и сознательным, свидетельствуют публикации в европейских журналах польского деятеля Паулина Свенцицкого. Вот одна из цитат: «Россия говорит, что нет Руси как отдельной национальности, докажем ей, что дело обстоит наоборот, что Москва только присвоила себе права славянской Руси – и увидим, что отодвинется от Европы, и между ней и Западом встанет непробиваемая стена – славянская Украина‑Русь».
|