Сразу после Первой мировой войны поднимаются сторонники Центральной Рады, сторонники Грушевского. Они создают директорию, военное руководство берет в свои руки украинский военный деятель Симон Петлюра. Стоит вспомнить, что именно Петлюра решил использовать лозунг национальной независимости Украины. Однако скоро выяснилось, что сама по себе эта идея плохо работает и нужно искать нового союзника. И Петлюра находит его. Это Речь Посполитая. Вторая Речь Посполитая, которая хоть и на короткое время, но восстала из небытия, из пепла Первой мировой войны и революции. Руководит новой, молодой и агрессивной Польшей диктатор Юзеф Пилсудский.
За это Петлюра заплатил высокую цену. Уже под конец гражданской войны он выдвинулся в качестве главной фигуры украинского движения, но на самом деле мало что контролировал. Петлюра подписывает с Пилсудским соглашение, по которому фактически уступает Польше часть территории, которую украинское национальное движение считало своей. Это и Галичина, народ которой с оружием в руках боролся против польского владычества, и часть бывших российских территорий.
Так большевики не смогли удержать западные территории Украины. Галиция и другие области, согласно Рижскому договору от 1921 года, были включены в территорию Польши. И поляки немедленно этим воспользовались.
Украинский атаман Симон Петлюра
В Польше был достаточно жесткий национальный гнет – уничтожались украинские школы, православные церкви. Поляки вели уверенную политику пацификации – насильственного умиротворения. Целые деревни подвергались физическим наказаниям. Положение местных поляков и местных украинцев было неравным – поляки имели больше земли, и это было определяющим фактором, ведь подавляющее большинство населения этих территорий было земледельцами. Это привело к тому, что в 1929 году слиянием нескольких партий украинских националистов была образована Организация украинских националистов (ОУН), о которой мы теперь так часто слышим в новостях. Одним из ее лидеров был Степан Бандера. В современных украинских учебниках не пишут о них самого главного, что хорошо известно европейским историкам.
|