Вторник, 26.11.2024, 04:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Из варяг в греки. был ли князь Рюрик скандинавом?

Князь Рюрик. Вот еще одна загадка русской истории.

Принято считать, что в темные времена страна была настолько не готова стать государством, что даже царя себе выбрать толком не могла. Поэтому поехали русские люди к варягам‑чужестранцам искать себе отца нации. И пришел на русский трон то ли швед, то ли норманн по фамилии Рюрик. Взял опытной рукой неразумных за космы, да и вытащил Русь‑матушку из темноты на широкую европейскую дорогу. Чего греха таить, так порой думаем о себе и мы сами. Так о нас до сих пор думают на Западе. Но так ли все было на самом деле? И кто такой был князь Рюрик?

Задумайтесь: мы, русские, вели летоисчисление от Адама и Евы очень долго. Только во времена Петра произошла реформа календаря и летоисчисления. Мы потеряли почти 3 тысячи лет. Но мы летоисчисление вели, то есть мы знали все, что происходило с народом на протяжении почти 5 тысяч лет. И вдруг такая интересная история – призвали из‑за границы царя править.

Историк Вячеслав Дорогов посвятил этой теме 20 лет. Он перечитывал летописи, искал зацепки, чтобы понять, откуда пошел род Рюриковичей. По главной версии, первый русский князь был датчанином и на родине именовался Рериком Ютландским. Но Вячеслав Дорогов и множество его сторонников считают, что это разные люди. Жизнь скандинавского правителя слишком хорошо описана. И в сагах нет ни слова, что его позвали княжить на Руси.

Источники говорят, что Рюрик был варягом. Однако мало кто знает, что это не национальность. Кого же на самом деле называли варягами? В позапрошлом веке в Тамбовской губернии слово «варяжить» означало «торговать», «торговаться». Соответственно, варяги могли быть всех национальностей.

В отделе рукописей Российской национальной библиотеки хранится ценнейший манускрипт. Это знаменитая Лаврентьевская летопись. В той части, которая посвящена призванию Рюрика, говорится следующее: «И идоша за море къ варягомъ к руси, сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си».

Рюрик. Картина Кукокка в иллюстрированном журнале «Нива»

На современный язык это можно перевести так: за море послы отправились к тем варягам, которые назывались «русью». Причем тут же летопись дает пояснение, что «русью» звались они так же, как другие назывались шведами, норманнами, англами или готландцами. То есть варяг – это не национальность, это род занятий – купцы и торговцы. Если переводить на современный язык, то позвали на царство не чужестранца‑скандинава варяжской национальности, а своего русского человека, представителя бизнес‑элиты, равноудаленного от сложившихся на тот момент олигархических кланов.

Точно известно, где проживал Рюрик. Он родился на балтийском острове Рюген, который в то время носил имя Руян. Часть населения этого острова составляли варяги. Исследователи славянской традиции говорят о том, что в первую очередь это были военные дружины, потому что с той территории их вытесняли немецкие и скандинавские народы и племена. Эти факты дают основание полагать, что все‑таки Рюрик был западнославянского происхождения.

Говорил Рюрик, несомненно, по‑русски. Это доказывают лингвистические исследования. Восточнославянский диалект очень близок к языку славянских племен, проживавших на юге Балтики. Похоже, на княжение звали человека близкого не только по религии, но и по языку или образу мышления.

Как бы мог иноверец, не знающий ни слова, завоевать авторитет у народа?

Историки говорят о том, что на княжение приглашали людей, близких к этим краям и населению. Будущие князья хорошо знали порядки, традиции и верования, а также уважали их. По мнению историков, варяги, которые пришли вместе с Рюриком, неслучайно так легко адаптировались в новой среде. Потому что фактически это были южные братья новгородских славян, южнобалтийские славяне.

И даже имя этого князя было не скандинавским. Само слово Рюрик, точнее «рарог», во многих славянских языках означает «сокол». Символ молодости, храбрости и силы. Так, может, князя звали совсем по‑другому? А в летописи попало его гордое прозвище?

Историки говорят, что данные археологических раскопок в районе Старого Новгорода, в районе Старой Ладоги изобилуют соколиной тематикой в украшениях предметов.

Трезуб – то есть стилизованное изображение птицы сокола – был изображен на печати Рюрика. И похожий знак в 2003 году археологи нашли во время экспедиции в районе Великого Новгорода. Тут находится знаменитая Шум‑гора. По одной из версий это место, где похоронен сам Рюрик.

Если Рюрик действительно погребен здесь, то примечателен сам обряд. В подобных курганах хоронили славянских князей. Но и с предполагаемой могилой первого князя связано немало загадок. Изнутри доносятся порой странные звуки – за это курган и получил свое название – Шум‑гора. А исследования показали – внутри есть пустоты!

Официальная наука считает недоказанным, что Рюрик похоронен именно здесь. А раскопки на этом кургане почему‑то запрещены…

На самом деле происхождение Рюрика описано довольно подробно. Но бо́льшую часть этих текстов принято считать эпосом, байками, мифами. Мы обратимся к более или менее признанному источнику – Иоакимовской летописи. Там сказано, что в первой половине IX века в Великом Новгороде княжил Гостомысл. Было у него четыре сына, но все погибли в войнах. И было три дочери, которых выдали замуж за соседних князей. И вот за сыном дочери Умилы, именно Рюриком, и послал Гостомысл на склоне лет…

Он решил передать правление Новгородом родному внуку. И тот имел на престол абсолютно законное право. Откуда же взялась норманнская версия происхождения новгородского князя?

Версия о том, что Рюрик был шведом, впервые прозвучала в XVII веке. Собственно, и написал об этом швед – Петр Петрей де Ерзелунд, историк и дипломат.

По мнению современных историков, во время Смуты шведы боролись за владение Новгородской землей, Псковской землей, Карелией, Ладогой. Поэтому появилась версия о том, что когда‑то где‑то кто‑то, какой‑то швед возглавил эти территории, создал здесь государство. Позднее, уже в XVIII веке, немецкие историки – Байер, Миллер и Шлецер – окончательно оформили теорию, согласно которой это действительно немецкая или шведская династия.

Так незаметно появилась новая история Руси…

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.11.2017)
Просмотров: 166 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%