I. Регистр психопатологический:
– подростковая продуктивная симптоматика личностного и психотического уровней.
II. Регистр девиации пубертатного криза:
– темп, массивность, гармоничность криза созревания;
– своевременность завершения криза;
– 3 варианта пубертатного криза.
III. Регистр дизонтогенетический:
– асинхронное, аномальное, диссоциированное, дефицитарное развитие.
IV. Регистр личностных расстройств и нарушений поведения.
В заключение необходимо подчеркнуть значение внедрения функционального диагноза в практику не только для подростковой психиатрии, но и для всех смежных дисциплин, имеющих дело с подростковыми социальными проблемами. Нельзя не отметить также его значение для судебно‑психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
Является очевидным, что предлагаемая структура функционального диагноза позволяет более дифференцированно решать экспертные вопросы в отношении следственных и осужденных несовершеннолетних с психическими расстройствами, более квалифицированно подходить к их реабилитации, психиатрической и психологической коррекции поведения. Наибольшее значение функциональный диагноз имеет в тех случаях, когда психические нарушения выражены нерезко или фрагментарно, а дополнительные (к нозологическим и синдромальным) показатели (личностный уровень кризисных, дизонтогенетических расстройств и нарушений социализации) определяют клиническую картину.
Вопрос о том, могут ли эти дополнительные характеристики иметь самостоятельное значение для судебно‑психиатрической оценки, требует самостоятельного изучения, но уже теперь можно сказать о двух вариантах решения. Особо важен функциональный диагноз для решения вопроса об ограниченной вменяемости (ст. 22 УК РФ), когда необходим анализ возможно большего количества показателей расстройств личностного уровня и девиаций дизонтогенетического и социально‑психологического ряда (социальная дезадаптация). Этот вопрос непременно нуждается в дальнейшем последовательном изучении.
В случаях, когда собственно психопатологические расстройства не очерчены, диагнозы хронического психического расстройства, умственной отсталости (олигофрении), текущего или резидуального органического процесса исключены, а клиническая картина исчерпывается парциальными задержками психического развития или асинхрониями созревания (личностный инфантилизм, ретардированный психологический пубертат, «детскость» в мотивации криминального поведения) и в генезе подобных «отставаний в развитии» удается проследить очевидную роль различных социогенных факторов (в том числе депривационных), по‑видимому, правомерна постановка вопроса о применении ч. 3 ст. 20 УК РФ.
Нельзя не отметить значение функционального диагноза для дифференциальной диагностики, поскольку собственно психопатологические расстройства в подростковом возрасте чаще всего изоморфны.
|