Существенным аспектом осознания своего поведения, расширяющим степень свободы выбора действия, является рефлексия как решение «задачи на смысл» (по Леонтьеву А.Н.). Понимание своих целей по отношению к мотивам и ценностям, осознание действительного смысла своих действий делают поведение человека более свободным, давая возможность выйти за пределы непосредственных связей и отношений конкретной ситуации. Важную роль при принятии решения о поступке, при целеполагании играют оценочные процессы – способность к целостной оценке ситуации и к оценке собственных возможностей. Адекватное осмысление границ, задаваемых внешней ситуацией по отношению к собственным действиям, а также границ, определяемых своими индивидуально‑психологическими особенностями, делает выбор цели более осознанным и реалистичным. При нарушениях процессов оценки и самооценки (в силу психических аномалий, уровня развития, особых эмоциональных состояний) целеполагание может претерпевать значительные искажения и ограничения.
На стадии уже не целеполагания, а целедостижения ведущее значение для осуществления свободного действия, способности в любой момент, учитывая динамику ситуации, совершать адекватные конечной цели промежуточные действия, изменять конечные цели (инициируя новые действия) или отказываться от них имеют такие компоненты сознания, как оценка промежуточных целей, контроль и прогноз своих действий. Эти структуры сознания являются основой возможности коррекции поведения на любом этапе его протекания. Естественно, инициация новых действий, адекватных изменениям ситуации, требует циклического повторения вышеописанных этапов осознания ситуации. И наконец, в процессы осознания своих действий, как необходимый элемент свободы выбора действия, мы должны включить и оценку их последствий . В отличие от оценки промежуточных результатов и прогноза конечного результата действия оценка последствий поступка не всегда предполагает возможности коррекции поведения: субъект не может полностью влиять на эти последствия, они в известной мере независимы от него. В то же время такая оценка, как пишут И.И. Гуревич и И.М. Фейгенберг, имея вероятностный характер, также влияет на свободу выбора действия.
|