Этот вариант раскрывает роль личностной незрелости и интеллектуальной недостаточности в генезе агрессивных поступков: обвиняемые с умственной отсталостью не могут соотнести возможности и требования ситуации со своими личностными ресурсами. Экспертные оценки об ограниченной вменяемости подэкспертных лиц выносились во всех проанализированных случаях. Характерно, что у всех обвиняемых отмечены личностные нарушения – в виде «психопатизации личности» или «эмоционально‑волевых нарушений». Индивидуально‑психологические особенности всех обвиняемых складывались из сочетания низкой агрессивности и невыраженности личностных структур, тормозящих агрессивные проявления.
Агрессивные побуждения могли возникать под влиянием различных мотивов – ревности, корысти, ситуационных воздействий, однако выбор действия и принятие решения имели в своей основе неверную смысловую оценку ситуации. И рефлексия как осмысление своих действий, и рефлексия как осмысление объективных условий ситуации существенно снижались, что приводило к неопосредованной инициации агрессивного действия, снижению контроля и возможности коррекции своего поведения. Оценка последствий, как правило, была неполноценной, о чем косвенно свидетельствовали и попытки обвиняемых скрыть следы преступлений после осознания того, что они сделали.
В этом виде механизма преступных действий у обвиняемых, неспособных в полной мере осознавать и регулировать свои действия, в первую очередь резко ограничены личностные ресурсы выбора действия (в силу личностной и интеллектуальной незрелости), а также существенно страдает оценка внешних, ситуативных, ресурсов. Сама ситуация объективно предоставляла возможность для широкого диапазона поведения, но в силу дефектности когнитивной и смысловой оценки ситуации субъективно спектр возможных действий резко сужался. Основной причиной этого является невозможность перейти на смысловой уровень регуляции своего поведения. Социально‑нормативный уровень в ситуации правонарушения также оставался в качестве «знаемого», но реально не оказывавшего влияния на руководство своими поступками.
|