Возмещение потраченных денежных средств при возврате железнодорожных и авиабилетов - один из самых болезненных вопросов для путешественников... давайте рассмотрим его по-порядку. Возврат железнодорожных билетов (право на ж/д перевозку не использовано).
Денежные средства за неиспользованный проезд на железнодорожном транспорте возмещаются в соответствии с абз. 15 ст.83 Закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»; п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111; п. п. 83—87 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473. Вне зависимости от причины, по которой Вы не воспользуетесь приобретенным железнодорожным билетом в поезде дальнего следования, Вы имеете право на следующее:
возвратить полную стоимость проезда,которым Вы не воспользуетесь, при условии, что сдаете билет за 8 часов до отбытия поезда и ранее. В этом случае возмещается цена билета (оплата за проезд ж/д), плацкарта (плата за пользование вагоном), сервис (если его стоимость была включена в цену), иное, не включая сборы на бронирование места в поезде дальнего следования (. Полную стоимость возмещения Вы также получите, если Вам не будет предоставлено место в поезде соответственно купленному билету или будет отменен поезд, на который приобретён билет. Для участника организованной группы эти условия распространяются на срок до 7 суток до отправления поезда;
возвратить стоимость билета и половину стоимости плацкарты, сервисный сбор, если он взимался, иное, не включая сборы на бронирование места в поезде дальнего следования,, при условии, что Вы сдаете билет в период от двух до восьми часов до отбытия поезда.
Этот же объём возмещения распространяется на случай, если Вы - участник организованной группы и сдаете билет в период от 3х до 7ми суток до отбытия поезда по заданному маршруту;
- возместить себе стоимость билета без оплаченной плацкарты, стоимость сервисного сбора, если он был, иное, без возврата за сбор на бронирование места в поезде дальнего следования.
Взимаемый сбор за возврат билета составляет: на внутренне сообщение и международное сообщение с СНГ, Латвией, Литвой, Эстонией и Абхазией в 2017 году - 192 руб. 70 коп. на международное сообщение с дальним зарубежьем - 10 евро в рублях по курсу ЦБ РФ на дату возвращения. Эти суммы поставщик услуг взыскивает в любом случае, согласно п.
88 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473. Исключение составляют только билеты для детей до пятилетнего возраста.
Плацкарта составляет от 30% до 80% цены билета, в зависимости от типа поезда (фирменным поездам соответствует более высокий процент), маршрута следования и т. п. Её размер можно уточнить в момент покупки билета. Для получения денежных средств в кассе необходимо предоставить Ваш паспорт, указанный в билете, и сам билет (либо номер электронного билета, если Вы покупали его через Интернет). Для возврата денежных средств, оплаченных через сайт нужно отменить услугу электронной регистрации, не позднее, чем за час до отправления поезда с первой станции следования по маршруту. Возвращаются только фактически уплаченные денежные средства; Средства за бесплатный билет не возвращаются (п. 26 Правил N 111).
Билеты за поездки на пригородных поездах не возвращаются и не возмещаются (пп. «в» п.
15 Правил N 111).
Судебная практика: Дело №2 - 777/2011 от 14 марта 2011 года Октябрьский районный суд города Архангельска
Возврат авиабилетов (право на авиаперевозку не использовано)
Самое важное, что Вы должны иметь в виду, - с условиями возврата авиабилетов нужно ознакомиться ДО заключения договора на предоставление услуг воздушно перевозки. Вам обязаны предоставить необходимую информацию перед покупкой авиабилета - в соответствии с п.1.1. статьи 103 ВК РФ в части заключения договора воздушной перевозки пассажира с указанием условий возврата денежных средств, внесенных за перевозку.
На каких условиях возможна полная стоимость возврата авиабилета
Так называемые вынужденные меры по возврату авиабилетов, согласно п. 2 ст.
108 Воздушного кодекса РФ подразумевают полное возмещение суммы, уплаченной за перелет. Это:
Невозможность осуществления перелета на рейсе в связи с возникшими обстоятельствами в виде болезни или смерти самого участника перелета или члена его семьи/ближайшего родственника, который летел бы тем же рейсом.
Отказ пассажира от перелета в связи с отменой или переносом вылета самолета, изменением места посадки, длительным досмотром (запрещенных предметов
не обнаружено), отказом в выдаче визы.
Важные комментарии к вышеуказанной информации о возврате полной стоимости билетов:
для подтверждения болезни требуется справка (направление на госпитализацию), в которой указана медицинская причина и дата, объясняющая отказ лететь конкретным рейсом; она обязательно содержит печать доктора и штамп клиники. Тип бланка и тяжесть заболевания не важны,
требуется уведомить авиакомпанию до окончания регистрации на рейс; при этом документы, подтверждающие невозможность осуществления перелета,
отмена или задержка рейса должна сопровождаться Вашим обращением в службу авиаперелетов, где Вам проставят на билете отметку о причине с печатью компании,
исчерпывающий список членов семьии ближайших родственников: муж/жена, отец/мать, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья и сестры (п. 3 ст. 108 ВК РФ),
билеты нужно покупать на всех членов семьи одновременно, иначе подтвердить, что вы летите совместно, будет достаточно сложно, даже если рейс совпадает, а билеты при этом приобретены в разных местах и в разные даты,
отказ в визе подтверждается бумагой из посольства/консульства; для некоторых авиакомпаний отказ в выдаче визы не является причиной полного возмещения стоимости билета: российские S7 и ТрансАэро, а также «Брюссельские авиалинии», «SAS» и «Iberia» и все зарубежные перевозчики, не совершающие рейсы в Россию, считают отказ в визе недостаточным аргументом в пользу возврата стоимости билета.
На каких условиях возможен возврат частичной стоимости авиабилета?
Инициатором добровольного возврата авиабилета является пассажир. По правилам возврата авиабилетов он имеет право на отказ от перелета с возмещением стоимости авиабилета при соблюдении следующих условий:
условия перевозки на воздушном судне авиакомпании прямо указывают на возможность возврата билета с возмещением его стоимости (о «невозвратных» билетах чуть ниже);
Вы минимум за сутки до отправления (окончания регистрации на рейс) оповестили авиаперевозчика об отказе от перелета (пп. 1 п. 1 ст. 108 ВК РФ).
В этом случае сумма, потраченная на покупку билета, возмещается полностью. Исключение могут составить фактически понесенные перевозчиком расходы по исполнению своих обязательств перед пассажиром для его перевозки.
При условии, что Вы сообщили компании-перевозчику о том, что хотите отменить свою поездку, менее чем за 24 часа - перевозчиком удерживается до 25% стоимости билета в качестве неустойки. До 25% - потому что перевозчик имеет право определять ставку штрафа самостоятельно в рамках указанного размера взыскания, см. пп. 2 п. 1 ст. 108 ВК РФ.
ВАЖНО: Когда инициатива отказа от перелета исходит от Вас, авиаперевозчик не возмещает Вам расходы за отмену бронирования, оформление и подсчет суммы возврата и т. п., см абз. 3 п. 93 Приказ Минтранса России от 25.09.2008 N 155. Стоимость этих услуг не включена в тариф за услуги авиаперевозчика, и указывается отдельной графой расходов, фактически являясь стоимостью дополнительных услуг (бронь, оформление билета и других документов и квитанций). Авиаперевозчик в данном случае правомочно руководствуется принятым Решением Верховного Суда РФ от 18.05.2011 N ГКПИ11—370.
Когда стоимость авиабилета не возвращается: позднее уведомление и какие билеты могут быть «невозвратными»?
В 2014 году Советом Федерации РФ был одобрен закон о невозвратных авиабилетах, согласно которому авиакомпании имеют право продавать такие билеты пассажирам, при условии, что их число не будет превышать 30% от всего количества на рейс. При этом подразумевается, что это должны быть самые дешевые билеты, стоимость которых снижена на 15—20%. Для граждан это означает:
Уведомление об отказе от перелета позднее завершения регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете - влечет за собой отказ в возврате стоимости авиабилета для пассажира, согласно пп. 3 п. 1 ст. 108 ВК РФ.
Если в заключенном Вами договоре о перевозке прямо указано, что билет «невозвратный» в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ - стоимость билета не возмещается. У Вас есть возможность вернуть дополнительные услуги, к примеру, топливный сбор, агентскую комиссию.
Обстоятельства, когда в возврате денег будет отказано: изменение Ваших планов, опоздание на рейс, болезнь родственников, Ваша болезнь, не подтвержденная документами, отказ от перелета родственников и друзей, с которыми Вы должны были лететь совместно, непредвиденные обстоятельства.
Есть исключения, когда стоимость «невозвратного» билета можно возместить.
Список таких случаев при оповещенииавиакомпании до момента взлета:
Болезнь — при предоставлении соответствующих справок. Вам могут вернуть стоимость билетов, если Вы или Ваши родственники не можете лететь ввиду физического недомогания.
Смерть - родственники умершего имеют право вернуть деньги за неиспользованный билет.
Задержка вылета более 4х часов - если по вине авиакомпании рейс перенесен или отменен билет также можно сдать.
Основные выводы и итоги
Перед приобретением билета узнавать, каковы условия возврата по нему в случае необходимости, является ли он «возвратным» или «невозвратным» (вторые стоят дешевле или продаются по акции на дальние или редко востребованные направления);
Если Вы планируете поездку с родственниками или семьёй, приобретайте авиабилеты совместно;
Обращайте внимание на сроки регистрации, для того чтобы своевременно оповещать авиакомпанию об отказе от пользования ее услугами, будьте готовы предоставить необходимые подтверждающие вашу ситуацию справки и документы.
Сообщить об изменившихся обстоятельствах, препятствующих Вашему вылету, необходимо тому же юридическому лицу, у которого Вы приобрели билет. Важно понимать, что отказ от перелета, адресованный агентству, оно примет, но возвращать денежные средства Вам будет не туроператор, а непосредственно авиаперевозчик.
Судебная практика
Гр. дело №11—85/2011 определение суда апелляционной инстанции 17 ноября 2011 года г. Апатиты - неправильно оформленные билеты.
№2—527/2012 Определение 19 марта 2012 года Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Взыскан ущерб, моральный вред, неустойка и проценты за пользование чужими денежными средствами. Пассажиров сняли с поезда из-за ошибки при оформлении в ФИО кассиром.
Решение от 04 октября года 2011 №2-4243-11, Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Взыскана стоимость авиабилетов, при отмене рейса.
|