Как указано в п. 3 Правил оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, среди заведений, в которых потребитель может получить услуги по общественному питанию, присутствуют кафе, рестораны, столовые, бары. Им вменено в обязанности выполнение правил законодательства в части санитарно-эпидемиологических правил и норм, а, значит, они обязаны обеспечивать адекватное исполнение работ и оказание услуг в отношении здоровья и безопасности людей (ст. 11, п. п. 3 - 4 ст. 39 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно букве закона, туалет должен присутствовать в любом заведении общественного питания.
В ресторанах и кафетериях необходимо наличие оборудованных мест для туалетов и раковин. Заведения обязаны оборудовать разные туалетные комнаты для обслуживающего персонала и посетителей заведения. Сезонные кафе, а также мобильные точки общественного питания, ларьки, палатки и т. п. предлагается устанавливать непосредственно вблизи расположения общественных туалетов (п. 3.14 Санитарных правил СП 2.3.6.1079—01. 2.3.6, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31).
В целях соблюдения санитарных норм и содействия благополучию населения факт наличия туалета для посетителей логичен и обоснован. В случае введения платы за использование туалета руководство заведения несет ответственность за создание ситуации, в которой есть риск нарушения благополучия и состояния здоровья населения.
Таким образом, требование об оплате посещения туалета в заведении общественного питания - прямое несоблюдение буквы закона.
Взимание платы за туалет, находящийся в ресторане, кафе и любом другом заведении общественного питания, неправомерно, грубо нарушает законодательство, и вот почему. Вспомним, что целью существования заведения общественного питания является оказание услуг по приготовлению, реализации населению и обеспечению условий для потребления продуктов питания и блюд из них (в дальнейшем - меню). Для посетителя ресторана, который статистически находится в заведении, в среднем по времени, от 45 минут, пользование уборной является естественной потребностью, так же, как и необходимость использовать раковину для того, чтобы вымыть руки до или после еды. Администрация заведения, устанавливая плату за пользование туалетом, помимо основной предоставляемой услуги, выдвигает условия приобретения одной услуги за счет другой и таким образом действует вразрез с законодательством, которое гласит, согласно п. 2 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300—1, что посетитель имеет право выбирать услуги по своему усмотрению, не будучи обязанным приобретать одну услугу с обязательным пользованием и оплатой другой.
По схожей причине, к примеру, незаконной будет являться ситуация, когда администрацией предприятия общественного питания взимается денежное взыскание за то, что посетители употребляют на их территории, взятые с собой еду и напитки. Действия не обоснованы, поскольку взимание штрафа только лишь за факт совершения действий не допускается, если не определена величина причиненного вреда или таковой вообще отсутствует, не позволяется введение платы за услугу, которая не оказана (постановление ФАС Уральского округа от 26 января 2009 г. № Ф09—10590/08-С1).
Итак, мы делаем вывод, что, исходя из обязательного наличия уборной для клиентов стационарных ресторанов и кафе в соответствии с санитарными нормами законодательства РФ, администрацией любого заведения общественного питания не может устанавливаться и взиматься оплата за пользование туалетом заведения. И второй момент, почему руководство ресторанов и кафе не может настаивать на оплате посетителями посещения туалета в заведении - ввиду того, что посетители приходят в ресторан, чтобы пообедать или поужинать, а не для того, чтобы приобрести услугу пользования туалетом. В этот момент вступает в силу запрет на навязывание дополнительных услуг в соответствии с Законом от 07.02.1992 N 2300—1, исходя из которого требования оплаты второй услуги навязано и недопустимо.
Любопытный факт на указанную злободневную тему: в свое время в Санкт-Петербурге вышло постановление N 433 от 23 марта 2004 г. Правительства Санкт-Петербурга, связанное с комплексом мер по развитию сети общественных туалетов. В пункте 7 Постановления была указана рекомендация заведениям общественного питания разрешать допуск граждан до заветной кабинки в помещениях кафе и ресторанов, безвозмездно. Это предложение носило, как понятно, рекомендательный характер и, кроме того, в октябре 2007 года утратило свою силу (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1335, п. 4).
|