Понедельник, 25.11.2024, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Обязательства по сохранности вещей в заведениях общественного питания

Давайте рассмотрим вопрос о том, кто несет ответственность за сохранность/утрату вещей, принадлежащих гостям заведения. В основном такой вопрос задается в отношении ресторанов, кафе, кофеен, прочих учреждений общепита, которые имеют право регулировать на своей территории правила поведения в рамках действующего законодательства РФ. В том числе эти заведения могут вводить ограничения для посетителей на нахождение в верхней одежде на территории ресторана (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036). Заведение, в котором не предполагается или отсутствует гардероб (иное аналогичное место хранения), должно, тем не менее, принимать комплекс мер для защиты сохраняемых вещей, которые были оставлены в других возможных местах расположения или хранения (п. 2 ст. 924, п. 1 ст. 891 ГК РФ).

Отсутствует единое мнение по поводу вопроса, считаются ли вешалки на стенах ресторанов и кафе в общем зале местами, выделенными специально для размещения и хранения вещей (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.10.2014 по делу N 33—25385; Определение Московского городского суда от 27.02.2012 N 4г/5—11194/11, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.08.2015 по делу N 33—21135/2015).

Присутствие на территории заведения мест, рассчитанных на размещение и хранение вещей, собственниками которых являются гости заведения, таких, например, как верхняя одежда, головные уборы, шарфы, зонты, - является офертой. Другими словами, когда организация подготавливает и предоставляет места для хранения, примером которых могут быть вешалки в общем ресторанном зале, таким образом, предполагается, что посетитель будет пользоваться услугой хранения его вещей. В большинстве случаев такая услуга безвозмездна на тот период, когда гость пользуется основной предоставляемой заведением услугой (в нашем примере: услуга общепита в кафе). Гость может воспользоваться данной услугой и оставить вещи на хранение (к примеру, пальто на вешалке в зале), тем самым вступая с поставщиком услуг в правовые отношения (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Заведение, начиная с этого момента, отвечает за оставленные в соответствующем месте вещи, за их сохранность и своевременный возврат.

 

Меры ответственности при невозможности сохранения вещей, оставленных посетителями

Учреждение, принявшее вещь на хранение, при пропаже или нанесении ущерба вещи посетителя в месте хранения отвечает перед гражданином, если присутствует его вина, независимо от того, случайно или специально был нанесен ущерб, если только законодательство или договор между ними не предусматривают другие причины привлечения к ответу (п. 1 ст. 401, п. 1 ст. 901 ГК РФ).

Отдельно должен быть рассмотрен случай, в котором пропажа или ущерб вещи посетителя был нанесен в процессе ведения деятельности предприятия. В этой ситуации ответственность лежит на предприятии общепита в любом случае, кроме вариантов, когда организация имеет возможность подтвердить, что сохранности вещей препятствовали исключительные и невозможные для предотвращения и (или) устранения обстоятельства.

К ним нельзя отнести, в том числе, несоблюдение обязательств со стороны субподрядчиков компании - в частности, если сотрудники охранного предприятия, осуществляющие контроль охраны и безопасности, не справились со своими непосредственными должностными обязанностями. К ним также нельзя отнести недоступность для приобретения товара, требующегося при исполнении услуги и прочие подобные (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

К примеру, предприятие пытается оправдать невозможность предотвратить кражу вещи, так как не функционировали камеры наблюдения/сигнализация, а детали для их ремонта отсутствовали в продаже.

В случае если гость покидает учреждение, оставив свои вещи в выделенном для этого месте, хотя согласно п. 1, п.2 ст. 899 ГК РФ, обязан их забрать, хранитель предпринимает попытку розыска хозяина вещи, и, вне зависимости от успешности поисков, имеет право держать у себя вещь в пределах разумного времени. Ответственность за ухудшение состояния оставленной вещи он несет только в случае явного намерения повредить вещь или неприемлемой беспечности, неосмотрительности (п. 2 ст. 901 ГК РФ).


 

Подводя итоги: Ресторан отвечает перед посетителями и несет полную ответственность за сохранность вещей, которые они приносят с собой, при условии, что они сданы на хранение в гардероб или в иное место, находящееся под контролем сотрудников ресторана. Вместе с тем сами посетители должны проявлять осмотрительность и следить за своими вещами, не оставляя их без присмотра (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 23.05.2012 по делу N 33—2786/2012).

Кстати говоря, судебная практика говорит о зачастую прямо противоположных примерах решения вышеуказанного вопроса.

 

Решение от 1 июля 2016 г. по делу №2—2791/2016, Дзержинский районный суд г. Перми.

В ресторане во время проведения банкета была украдена шуба. Верхняя одежда участниками банкета была оставлена в месте, указанном официантом. Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу материальный ущерб в размере стоимости шубы, возмещение расходов по уплате госпошлины - иск в этой части удовлетворен; во взыскании компенсации морального вреда, штрафа за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке, а также возмещения расходов на оплату услуг представителя - отказано.

Решение от 29 июня 2016 г. по делу №2—2879/2016 Ленинский районный суд г. Уфы.

Истец обратилась в суд в связи с тем, чтопри посещении ресторана она сдала в гардероб данного ресторана норковую шубу, получив номерок. По окончании обеда она подошла в гардероб, предъявила номерок, но в гардеробе ее шубы не оказалось. Истец вызвала полицию, но по горячим следам полиция шубу найти не смогла. В ресторане были камеры наблюдения, но как выяснила полиция, камеры наблюдения уже давно не работали. Таким образом, у истицы была похищена норковая шуба стоимостью 185 000 рублей, в кармане которой лежали ключи от автомобиля тойота с брелоком от автосигнализации, стоимостью 78 876 руб. Взыскана стоимость утраченных вещей.

А вот в случае с Решением от 26 марта 2013 г., вынесенном Люблинским районным судом г. Москвы по делу 2—2307/2013 в возмещении ущерба было отказано: при посещении истцом ресторан быстрого питания «Макдоналдс» была похищена женская шуба, находящиеся в ней: кошелек, кожаные перчатки, ключи от квартиры. Истица сочла что ее права нарушены, и она не была оповещена об опасности кражи своих вещей. Но, как указал ответчик, вся необходимая и предусмотренная законом, информация об оказываемых услугах в наглядной и доступной форме была доведена до сведения потребителей, таким образом права истицы нарушены не были.


JL

Правила компенсации ущерба

Возмещение убытков, нанесенных клиенту во время неоплачиваемого хранения вещей, происходят в соответствии пп. 2 ст. 902 ГК РФ:

При потере или нехватке вещей - полностью, в объёме оценочной стоимости;

При порче вещей, причинении вреда - частично, в объёме суммы, на которую уменьшилось ценность вещи.

Если вещь испорчена или повреждена настолько, что ей невозможно пользоваться предназначенным для нее способом, то клиент может воспользоваться правом отказа от нее и затребовать компенсацию в размере полной стоимости вещи и прочих возникших убытков, если в законе на этот счет не предусмотрено иное.

Таким образом: если на протяжении периода получения посетителем предоставляемого организацией обслуживания, вещь, которую он оставлял на ответственное хранение в предусмотренном для этого специально отведенном месте, пропала или была

украдена - организация должна возместить посетителю полную стоимость вещи на дату инцидента.

В ситуации, когда вещь наличествует, но испорчена или повреждена (например, появилось пятно, проплешина, подпалина), при этом вещью можно пользоваться -учреждение обязано возместить расхождение в цене по рыночной стоимости вещи до и после происшествия.

В случае необходимости доказывать это - пострадавший обращается к экспертам для получения заключения по существу вопроса. Если вещь утрачивает в результате порчи свои потребительские свойства, посетитель может отказаться от неё и потребовать возмещения стоимости этой вещи.

Важно! При краже дорогих вещей (шубы, дубленки) обязательно подавайте заявление в полицию. Кража как преступление проходит по уголовному ведомству, для фиксации факта пропажи необходимо вызвать полицию, чтобы она возбудила уголовное дело в отношении неустановленных виновных лиц. Это покажет суду, что пострадавший предпринял необходимые предусмотренные в этом случае действия к розыску вещи.

Случаи, в которых ответственность организации не предусматривается

За ценные вещи гостей заведения, оставленные в специально предназначенных для хранения одежды, головных уборов и прочих местах, как известно, администрация заведения ответственности не несет. Другими словами, когда Вы оставляете в карманах пальто ценные вещи - например, телефон, документы, кошелек, Вы рискуете. Если за время, проведенное Вами в кафе, эти вещи пропадут, что само по себе очень неприятно, то, кроме того, организация не обязана возмещать Вам ущерб, который Вам нанесен. К аналогичным ситуациям относится исчезновение сумок, рюкзаков или портфелей, если Вы оставили их в местах, которые предназначены для размещения одежды, головных уборов, зонтов, без присмотра и не получив на них номерка.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.11.2017)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%