Чаевые как некая «доплата» за качественное обслуживание появились с зарождением чайной культуры в Англии, ориентировочно в 18 веке. В Россию чаевые пришли в 40х-50х годах 19го века, именно тогда начали просить не «на водку», а «на чай». В наше время большинство людей знает или слышали, что «чаевые приветствуются, но всегда остаются на Ваше усмотрение».
Сразу оговоримся, в этой теме существует два аспекта: морально-этический и законодательный.
Мы рассмотрим вопросы с точки зрения ГК РФ, учитывая аспекты человеческих взаимоотношений, имея в виду, что большинство людей предпочитают не устраивать разбирательств, если, к примеру, им не принесли небольшую сдачу, чтобы не показаться мелочными и меркантильными, а оставляют её в качестве чаевых. Настолько эти и другие подобные действия уместны и правомерны - читайте в этом разделе.
Оплачиваются ли чаевые, если их включили в счет?
Встречаются заведения общественного питания, включающие в счет, помимо стоимости блюд по меню, также и чаевые в виде процента от стоимости или фиксированной суммы.
В качестве мотива озвучиваются, к примеру, дополнительное обслуживание, большая сумма счета или сложившиеся в этом заведении традиции. Если Вам понравилось, как вас обслужили, а блюда были вкусными, обычно Вы не задаете вопросов, и расплачиваетесь по счету с чаевыми. Другой вопрос - должны ли Вы по каким-либо из указанных причин обязательно оставлять на чай, если Вас что-то не устроило (официант был невежлив, блюдо принесли холодным и т.п.)?
Рассуждая логически, со ссылкой на букву закона, обратим внимание, что оставлять на чай - не значит оплачивать какую-то отдельно оказываемую услугу, чаевые это поощрение, которое клиент добровольно оставляет официанту или бармену. Предполагается, что ресторан не может включать чаевые в счет, поскольку эта услуга неотделима от предоставления услуг общественного питания. Исключение составляют случаи банкетного обслуживания, когда речь идет, скорее, не о чаевых, а об увеличении общей стоимости услуг, что согласуется с заказчиком и указывается в договоре. Исходя из этого, даже если чаевые включены в счет, они не являются составляющей стоимости услуг, а значит, оплачиваются на усмотрение клиента. Указание на них в счете Вы можете принять во внимание, как возможность премирования обслуживающего персонала.
Ссылаясь на законодательство, отметим постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 июля 2003 г. N А54—618А/03-С21, в мотивировочной части решения которого сказано, что чаевые, по сути, не плата за услуги, а значит оценивается как премия непосредственно обслуживающему персоналу.
Ваши действия, если Вам принесли счет с включёнными чаевыми
Вы оплачиваете ту цену, которая включает в себя стоимость блюд из меню, которые Вы съели и выпили. Если обслуживающий персонал предлагает также оплатить чаевые, ссылайтесь на нарушение п. 2. ст. 16 Закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-I«О защите прав потребителей», в котором есть запрет на то, чтобы делать обязательным условие приобретения одних услуг за счёт других. Иначе говоря, исполнитель не имеет права навязывать сопровождающие услуги, на основании того, что основные услуги были оказаны. В соответствии с ГК РФ получать денежное вознаграждение исполнитель может за те услуги, которые представляют потребительскую ценность для заказчика. Просить исключить из чека чаевые в этом случае нет необходимости, Вы просто не оплачиваете их.
Чаевые можно не оставлять, они уплачиваются в добровольном порядке по желанию заказчика.
Важно, если чаевые включаются в счет, то клиент должен узнать об этом заранее, а не постфактум. Это должно быть указано, к примеру, в качестве сноски в меню о взимании дополнительной платы, также должны быть перечислены случаи, в которых эта дополнительная плата взимается; либо информация должна присутствовать на стенде, который хорошо виден посетителям. Если заведение не озаботилось предоставлением такой информации, и посетителя ставят перед фактом, нарушаются п. п. 1., 2. ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей», о том, что клиенту должен быть своевременно предоставлена полная информация о предоставляемой услуге для того, чтобы он имел возможность сделать для себя выбор. Не извещенный, или несвоевременно извещенный посетитель имеет право не оплачивать заведению дополнительные чаевые.
Если чаевые не включили в счет, а Вы хотите оставить на чай
Как уже говорилось, чаевые чаще всего рассчитываются в виде небольшого процента от суммы заказа. Даже если Вас хорошо обслужили, чаевые Вы оставлять не обязаны. Вы можете это сделать, к примеру, руководствуясь знанием, что зарплата официанта в среднем, в России на четверть-треть состоит из оклада (в разных заведениях оклад составляет от 3000 руб. в сетевых кофейнях до 20 тыс. руб. в крупных ресторанах), а всё остальное составляют оставленные посетителями чаевые.
Размер чаевых также остается на Ваше усмотрение. Обычная практика ресторанного бизнеса показывает, что такой процент составляет от 5% до 25%. Не имеет смысла оставлять меньше пяти процентов, считая, что это «лучше, чем ничего» или «хоть сколько-нибудь», эти деньги просто не сыграют роли, а ситуацию расценят как проявление жадности. Также не рекомендуется давать больше 25%, поскольку во всех ресторанах разная система распределения чаевых между обслуживающим персоналом,
лично обслужившему Вас официанту,
общая копилка,
чаевые распределяет администратор
расчет посетителей происходит с менеджером, который выдает процент по своему усмотрению. Кроме того, обычно больше 15% оставляют расточительные или нетрезвые посетители.
Оставляя округлённою в большую сторону сумму по чеку, стоит сказать официанту, что сдачи не нужно, иначе он обязан принести Вам её, чтобы не нарушить правила ресторана и действующее законодательство, даже если сдача составляет всего несколько рублей. Если официант не принес разницу между суммой по чеку и фактически отданными деньгами, это может классифицироваться как административное правонарушение - обсчет покупателей, статья 14.7. Обман потребителей УПК РФ.
|