Понедельник, 25.11.2024, 22:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Деятельность следователя, дознавателя и сотрудников оперативных подразделений по приостановленным уголовным делам

Действия после приостановления предварительного расследования регламентируются ст. 209 УПК РФ. Приостановив расследование, следователь (дознаватель) уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного расследования по основаниям, предусмотренным п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник. Уведомление составляет важную гарантию их прав. При отсутствии уведомления о приостановлении расследования затруднена реализация права на заявление ходатайств и обжалование решения о приостановлении дела заинтересованными лицами.

При буквальном толковании ч. 1 ст. 209 УПК РФ у правоприменителя может сложиться мнение о необходимости разъяснения порядка обжалования принятого решения о приостановлении только потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, хотя, несомненно, это нужно делать и в отношении подозреваемого, обвиняемого, их защитника и законных представителей. Уведомляться о приостановлении уголовного дела должен также защитник и законный представитель подозреваемого, обвиняемого, если уголовное дело приостанавливается в связи с сокрытием подозреваемого или обвиняемого от расследования либо не установлением его места нахождения по иным причинам. Это будет служить дополнительной гарантией их прав. Требование уведомлять защитника, законного представителя подозреваемого или обвиняемого при приостановлении дела по п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ вытекает и из официального толкования Конституции РФ, данного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 года № 4-П по делу В.А. Аветяна[1].

Вместе с уведомлением заинтересованным лицам необходимо направлять или вручать и копию постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания). В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший, а в силу ч. 3 ст. 45 УПК РФ, и его представитель, имеют право получить копию постановления о приостановлении производства по делу. Все участники процесса должны иметь равные возможности по обжалованию принимаемых в ходе досудебного производства решений.

Следователь или дознаватель о приостановлении предварительного следствия (дознания) уведомляет всех заинтересованных лиц. «Незаинтересованными», не уведомленными остаются лишь органы, осуществляющие ОРД, чьей главной задачей является раскрытие преступлений, розыск скрывшихся подозреваемых и обвиняемых. Можно по-разному относиться к оперативно-разыскной деятельности (розыску, сыску) – любить, игнорировать, ненавидеть, – однако отрицать необходимость его существования нельзя[2]. Скорее всего, здесь, на наш взгляд, присутствует предположение законодателя о том, что орган, осуществляющий ОРД, по своей инициативе обязан подключаться к раскрытию преступлений. Так, собственно, и происходит, но ведь речь идет о действиях следователя (дознавателя), строго регламентированных уголовно-процессуальным законом, в котором ясно сказано, что именно следователь (или дознаватель) обязан принимать меры по установлению лица, совершившего преступление, и на нем должна лежать правовая обязанность организации этой работы. Думается, что это определенный пробел в законодательстве. Его ликвидация возможна за счет дополнения соответствующих норм. О приостановлении уголовного дела также должны уведомляться подразделения, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, для оперативного сопровождения уголовного дела.

Таким образом, мы предлагаем ч. 1 ст. 209 УПК РФ изложить в следующей редакции: «1. Приостановив предварительное следствие или дознание, следователь (дознаватель) направляет или вручает уведомление с копией постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания) потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия или дознания по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 4 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник, законные представители».

Постановление о приостановлении предварительного следствия или дознания может быть обжаловано руководителю следственного органа, прокурору или в суд по месту проведения предварительного расследования. При этом потерпевшему, его представителю, подозреваемому, обвиняемому, их защитникам, другим заинтересованным лицам по их просьбе должна быть предоставлена возможность ознакомиться с теми материалами уголовного дела, которые были положены в основу решения следователя или дознавателя о приостановлении производства.

Приостановление предварительного расследования не снимает со следователя (дознавателя) обязанности по расследованию преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Поэтому после приостановления предварительного следствия следователь: 1) в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого; 2) в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску. При этом, после приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

В статье сказано, что все действия, направленные на раскрытие преступления и розыск подозреваемого и обвиняемого, должен осуществлять следователь и дознаватель. Однако на практике это выглядит не так. К установлению лица, совершившего преступление, и розыску скрывшегося подозреваемого (обвиняемого) следователь (дознаватель) в обязательном порядке «подключает» и сотрудников оперативных подразделений, деятельность которых следует специально обозначить в тексте закона.

Мы поддерживаем мнение Н.А. Аменицкой[3] и предлагаем внести в ч. 2 ст. 209 УПК РФ такие изменения: «2. После приостановления предварительного расследования следователь или дознаватель непосредственно или с помощью органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, выполняет следующие действия: … ».

Мы считаем, что, оговорив действия следователя по двум основаниям приостановления, законодатель должен был оговорить и деятельность по двум другим, не менее важным, основаниям. В данную часть статьи, на наш взгляд, необходимо внести следующие пункты: «3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, принимает меры к явке подозреваемого или обвиняемого; 4) в случае, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 208 УПК РФ, принимает меры к обеспечению участия подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле».

Кроме того, по нашему мнению, законодатель в УПК РФ необоснованно не учёл мнение других учёных[4] (В. В. Абрамочкина, Е. Ф. Коновалова, Т. В. Боголюбской, Ю. В. Даровских, А. А. Закатова и др.), предлагавших разрешить после приостановления уголовного дела проведение определенных следственных действий, направленных на раскрытие преступления и быстрейшее обнаружение скрывшихся преступников. Мы считаем, что проведение отдельных следственных или процессуальных действий после приостановления производства по уголовному делу – не просто потребность практики, но и потенциал для активизации розыскной работы следователя или дознавателя. Выход из сложившейся ситуации мы видим в допущении возможности осмотра арестованных почтово-телеграфных отправлений, контроля и записи переговоров, задержания, без возобновления производства по делу, если соответствующие постановления вынесены до приостановления дела. Такого же мнения придерживаются 60,6 % из числа проинтервьюированных нами следователей и дознавателей, более того, 28,2 % опрошенных высказались за проведение и других следственных действий без возобновления уголовного дела. Предложенная процедура будет способствовать рациональному использованию сил и средств сотрудников правоохранительных органов и оптимизации процесса расследования в целом.

В случае приостановления уголовного дела арест на почтово-телеграфные отправления, а также контроль и запись переговоров продолжаются, так как следователи или дознаватели не уведомляют лиц, их осуществляющих, о приостановлении дела. Все принятые в период предварительного расследования и неотмененные решения следователя, прокурора или суда сохраняют свою силу. Таким образом, если при осмотре почтово-телеграфных отправлений или контроле и записи переговоров поступит информация, требующая проверки и проведения последующих следственных действий, то возобновлять уголовное дело необходимо. Если же никакой информации получено не будет, то возобновлять уголовное дело на один месяц и не проводить следственных действий, нецелесообразно. Изучение поступившей информации должно осуществляться посредством проведения следственных действий – осмотра почтово-телеграфной корреспонденции и прослушивания фонограмм без возобновления производства по делу.

На вопрос о необходимости проведения следственных действий, направленных на розыск скрывшегося обвиняемого и подозреваемого, правильно и убедительно, на наш взгляд, отвечают Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин. Они пишут: «В ходе осуществления розыска обвиняемого наряду с оперативно-розыскными мерами иногда срочно требуется провести отдельные следственные действия. Всякий раз требовать, чтобы сначала возобновлялось производство по приостановленному делу, а затем совершались такие действия, было бы неразумным, тем более, если учесть то обстоятельство, что органы дознания, на которых все же лежит основная тяжесть розыскной работы, сами возобновить дело не могут и потому при таком требовании фактически окажутся лишенными возможности успешно справиться с возложенными на них задачами. Да и теоретически следует согласиться с тем, что постановление о розыске является достаточным правовым основанием для совершения тех действий, которые должны предприниматься для обнаружения местопребывания обвиняемого. В чем бы не выражались эти действия – в розыскных и оперативных мерах или следственных действиях, они вполне соответствуют существу и назначению постановления следственного учреждения о розыске обвиняемого, не затрагивают его решения о приостановлении дела на период розыска и потому могут быть совершены без возобновления следствия по делу в целом. Подход к вопросу, разумеется, будет иным, если речь идет о возможности производства каких-либо иных следственных действий, непосредственно не связанных с розыском скрывшегося обвиняемого. Поскольку такие действия не вытекают из постановления о розыске и затрагивают решение следователя о приостановлении производства по делу, без предварительного возобновления дела они совершаться не должны»[5]. Такой же точки зрения по этому вопросу придерживается И.Ф. Герасимов[6].

Задержание разыскиваемого обвиняемого по приостановленному делу не направлено на дополнительное выяснение обстоятельств совершенного преступления, относящихся к предмету доказывания по делу, а потому не затрагивают решение следователя или дознавателя о его приостановлении. Цель такой постановки вопроса заключается в том, чтобы предоставить возможность задержать обнаруженного подозреваемого или обвиняемого.

Деятельность следователя, дознавателя и сотрудников оперативных подразделений по уголовному делу, приостановленному в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Характер и содержание мер, которые может и должен принимать следователь (дознаватель) по приостановленному делу о нераскрытом преступлении, в законодательстве не определён. Он продолжает оставаться организатором работы по уголовному делу, но из этого однако ни в коей мере не следует, что сотрудникам оперативного аппарата отводится какая-то второстепенная роль. Напротив, в условиях, когда возможности процессуальных средств для выявления и проверки фактических данных по установлению лица, совершившего нераскрытое преступление, в основном исчерпаны, в определенных ситуациях на первое место выдвигается необходимость активного применения оперативно-разыскных мер.

Мы считаем, что при приостановлении дела следователь, дознаватель и работники уголовного розыска должны разработать дополнительный план согласованных розыскных и оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу. План должен содержать: следственные и розыскные версии, а также данные, подлежащие установлению для их проверки; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; указание сроков и исполнителей.

В плане должна учитываться система позитивных факторов в раскрытии преступления и обстоятельства психологического характера. Через какой-то промежуток времени преступники начинают продавать похищенные ценности лично или через своих близких, открыто пользоваться ворованным имуществом, и это связано с изменениями в психике. По мнению ряда авторов, это происходит потому, что «не только преступник оставляет следы на месте преступления, но и само преступление оставляет следы, изменение в его поведении, психических состояниях, приводит, к более стойким изменениям в его личности»[7]. Под влиянием этих изменений преступники продолжают преступную деятельность, используя те же самые способы, орудия совершения преступления, схожие условия, способствующие совершению преступления. План поможет следователю, дознавателю и оперативному работнику «вести работу по установлению преступника целеустремлённо, систематически, активно, повысит его самоконтроль за деятельностью по раскрытию дела»[8].

Следователь (дознаватель) должен проводить следующие мероприятия по раскрытию преступления:

– направить поручения оперативным работникам для проверки оперативно-разыскным путем отдельных обстоятельств дела, дублирующие мероприятия по проверке ранее имевшихся данных по приостановленному делу;

– провести беседы с ранее допрошенными потерпевшими, свидетелями, с целью получения от них новой информации;

– уведомить сотрудников своего отдела полиции и другие органы внутренних дел о нераскрытом преступлении с дополнительным сообщением ориентирующих сведений об обстоятельствах совершения преступления, личности преступника, детальных приметах похищенного;

– направить запросы в определенные учреждения и организации с целью проверки отдельных обстоятельств дела, установления интересующих сведений, могущих иметь значение для раскрытия преступления;

– систематически использовать данные различных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов;

– проверять места реализации вещей (ломбарды, комиссионные скупочные магазины);

– изучать уголовные дела о преступлениях, вновь совершенных на территории, обслуживаемой данным ОВД, и уголовные дела с однородными способами совершения преступлений, как расследуемых, так и приостановленных или рассмотренных судами, и находящихся в архиве;

– использовать возможности расследования по другим делам, по которым преступники установлены;

– обратиться к общественности за содействием в выявлении свидетелей и лиц, причастных к совершению преступления, а также обстоятельств, представляющих интерес для расследования.

Теория и практика борьбы с преступностью выработали тактику, с помощью которой сотрудники оперативно-разыскных подразделений могут, используя имеющиеся в их распоряжении силы, средства и методы, устанавливать лиц, причастных к нераскрытым преступлениям. К числу тактических приемов относятся проверка и отработка связей потерпевших; лиц, внезапно выехавших из района проживания, где произошло преступное событие; мест сбыта похищенного и концентрации преступных элементов.

Так, по уголовному делу об убийстве гражданина Мартемьянова, приостановленному из-за неустановления виновного, только скрупулезный анализ связей потерпевшего помог выявить тщательно скрываемую им интимную связь с А.В. Голубевой, с которой он встречался в течение четырех лет во время совместного отдыха в Крыму и на Кипре. Случайно узнав об измене жены, И.Т. Голубев установил необходимые ему данные о Мартемьянове, для чего трижды выезжал в служебные командировки в Санкт-Петербург, где и убил потерпевшего выстрелом из пистолета «ТТ» во дворе дома.

После приостановления уголовного дела возможности процессуальных средств для установления лиц, совершивших преступление, в основном, исчерпаны, а решающее значение приобретают оперативно-разыскные мероприятия. В целях раскрытия таких преступлений участковый уполномоченный полиции должен:

– дополнительно ориентировать соседние и вышестоящее ОВД о вновь выявленных обстоятельствах совершенного преступления;

– отработать лиц, заподозренных в причастности к данному преступлению;

– провести оперативно-разыскные мероприятия в местах концентрации преступного элемента и сбыта похищенного;

– взаимодействовать с оперативными аппаратами исправительных учреждений (учреждения ФСИН, ИВС, специальные приемники для содержания административно арестованных, центры временной изоляции для несовершеннолетних) по оперативной разработке осужденных, подозреваемых в совершении нераскрытых преступлений;

– провести проверку лиц, состоящих на учетах в аппаратах уголовного розыска;

– регулярно анализировать всю информацию о криминогенной обстановке на территории оперативного обслуживания, поступающую в дежурную часть отдела полиции;

– анализировать материалы нераскрытых преступлений для выявления аналогичных деяний, совершенных предположительно одними и теми же людьми, с целью объединения и систематизации поисковой информации;

– регулярно проверять данные, полученные в процессе раскрытия преступления, по оперативно-розыскным и другим учетам отдела полиции;

– проводить различные мероприятия среди задержанных и доставленных в органы внутренних дел;

– проверять на причастность к совершению преступления лиц, скрывшихся от предварительного расследования или суда и длительное время находящихся на нелегальном положении;

– периодически информировать население о нераскрытом преступлении через средства массовой информации;

– направлять ориентировки и задания в оперативные подразделения исправительных учреждений для осуществления поисковой работы среди лиц, отбывающих наказание;

– проверять явки с повинной от осужденных, находящихся в местах лишения свободы;

– проводить иные оперативно-разыскные мероприятия, в зависимости от обстоятельств совершенного преступления и с учетом имеющейся информации.

Для раскрытия особо опасных преступлений, вызвавших большой общественный резонанс и длительное время остающихся нераскрытыми, может быть применен метод экспертных оценок, заключающийся в изучении материалов этих преступлений и подготовке рекомендаций по их раскрытию группой независимых экспертов, состоящей из наиболее опытных специалистов раскрытия и расследования преступлений, а также представителей других отраслей знаний (психологов, медиков и др.).

Для раскрытия преступлений в ряде органов внутренних дел УВД Белгородской области проводят оперативные заслушивания хода расследования и оперативно-розыскной деятельности по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, и приостановленных производством. В работе таких совещаний принимают участие начальник отдела полиции, начальники подразделений, следователи, дознаватели, в чьем производстве находятся уголовные дела, и оперативные работники, осуществляющие ОРД, в производстве которых находятся дела оперативного учета. В процессе обмена полученной в ходе расследования и проведения ОРМ информации совместно намечаются направления дальнейшего расследования, планируются необходимые следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, а также назначаются конкретные исполнители. Мы считаем, что такая практика, в конечном итоге, ведёт к раскрытию преступлений.

Помимо традиционных ориентировок, необходимо составлять справки, которые должны раздаваться участковым уполномоченным полиции, оперативным работникам, следователям и дознавателям. В них необходимо излагать обстоятельства и характерные особенности нераскрытого преступления, указывать похищенные вещи и другие сведения. Такую информацию обычно передают в пределах города или района, обслуживаемого данным органом.

Деятельность следователя, дознавателя и сотрудников оперативных подразделений по уголовному делу, приостановленному в связи с сокрытием подозреваемого или обвиняемого либо неустановлением его места нахождения по иным причинам.

Практика выработала несколько форм и методов деятельности по таким делам. В первую очередь, необходимо отметить совместную работу следователя, дознавателя и оперативного работника органа дознания по розыску скрывшегося. Обязанность по розыску скрывшегося подозреваемого или обвиняемого должна быть возложена как на следователя (дознавателя), так и на орган дознания. Автор поддерживает мнение тех ученых[9], которые полагают, что следователь и дознаватель во всех случаях должны привлекать к розыску подозреваемого, обвиняемого сотрудников оперативных подразделений.

Начинается работа по розыску обычно с планирования. Следователь или дознаватель и оперативный работник органа дознания обязаны вместе изучить материалы уголовного дела, исходную информацию о личности скрывшегося, а затем наметить розыскные версии с целью получения дополнительных данных о личности разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого. Следователь или дознаватель осуществляют сбор необходимых сведений официальным путем, а оперативный работник, также официальным путем и с помощью оперативно-розыскных мер. План розыска должен систематически пополняться новыми мероприятиями с учетом получаемых сведений.

Работа следователя (дознавателя) по розыску подозреваемого, обвиняемого заключается, прежде всего, в изучении личности разыскиваемого, его окружения и связей всеми доступными средствами, в частности путем изучения документов, опроса граждан, запросов в различные учреждения, дачи отдельных поручений, изучения архивных уголовных дел. Полезно направлять поручения на розыск скрывшегося в отделы полиции, расположенные по месту возможного нахождения подозреваемого или обвиняемого.

Оперативный сотрудник при розыске подозреваемого, обвиняемого должен использовать источники информации к которым можно отнести: 1) систему учетов ГИАЦ, ИЦ, адресно-справочных бюро, местных учетов отделов полиции, линейных отделов полиции на транспорте, ГИБДД; 2) архивные и находящиеся в производстве уголовные дела, личные дела осужденных; 3) предприятия, учреждения и организации, в которых могут быть сведения о разыскиваемом; 4) граждан, оказывающих содействие ОВД.

Информационный поиск необходимо осуществлять не только в массивах информации, имеющихся в органах внутренних дел, но и в тех информационных системах, к которым имеют доступ сотрудники оперативных подразделений. Подобный подход, по мнению В.Ф. Луговика, позволяет существенно расширить поисковую базу[10]. При использовании такого подхода, можно предложить следующие направления информационного поиска первичных оперативно-розыскных данных: 1) аналитическую разведку; 2) использование информационных систем ОВД; 3) использование информационных систем других учреждений, организаций; 4) разведку в глобальных компьютерных сетях; 5) использование архивных источников; 6) анализ средств массовой информации. При этом необходимо добиваться информационного превосходства, суть которого заключается: во-первых, в защите от противника сведений, о которых ему ведать не должно и, во-вторых, продуманное снабжение недруга данными, выгодными противоборствующей стороне[11].

Следователь и оперативный сотрудник должны ориентировать весь личный состав отдела полиции на розыск скрывшегося. Большую помощь в этом может оказать общественность. Для ознакомления населения с приметами и другими данными о скрывшихся подозреваемых и обвиняемых необходимо использовать средства массовой информации (СМИ). Использование СМИ следователем (дознавателем) и сотрудниками оперативных аппаратов в поисковой деятельности способствует активизации помощи населения в установлении и розыске лиц, совершивших преступление, упреждает слухи, повышает доверие населения к органам следствия.

Мы считаем, что лица, производящие расследование и оперативные сотрудники, должно чаще обращаться за содействием к СМИ при расследовании преступлений. По нашему мнению, для закрепления взаимодействия следователя со СМИ в часть 2 статьи 38 УПК РФ «Следователь» необходимо внести пункт 7 в следующей редакции: «7) при расследовании преступлений следователь имеет право на безвозмездной основе обращаться за помощью к средствам массовой информации».

Для закрепления взаимодействия оперативных работников со СМИ в часть 1 статьи 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо внести пункт 6 в следующей редакции: «6) при проведении розыскных мероприятий обращаться на безвозмездной основе за помощью к средствам массовой информации».

К системе информирования также относится специально оборудованный стенд под названием «Их разыскивает полиция», который сообщает населению о разыскиваемых лицах. На таких стендах помещается информация только разыскного характера в виде плакатов с портретами разыскиваемых. Информация о разыскиваемых лицах также имеется на официальных сайтах МВД, УМВД Россиии.

Деятельность следователя, дознавателя, суда и оперативного сотрудника по уголовному делу, приостановленному в связи с известностью места нахождения подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии реальной возможности его участия в уголовном деле.

Круг действий следователя, дознавателя, суда и оперативного сотрудника после приостановления уголовного дела по основанию, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, очень ограничен. Связано это с тем, что в таких ситуациях устанавливать лиц, совершивших преступление, проводить их розыск, определять место нахождения уже нет необходимости.

По указанному основанию следователь (дознаватель) или суд еще раз проверяют материалы уголовного дела с точки зрения правильности их составления и полноты, оценивают имеющиеся в деле доказательства, подготавливают мероприятия, направленные на возобновление дела. Исходя из конкретных обстоятельств дела, следователь или дознаватель вправе:

1) через посольства России за рубежом, туристические фирмы, торговые представительства установить контакт с обвиняемым и потребовать его явку для окончания уголовного дела;

2) если подозреваемый или обвиняемый уклоняется от явки, использовать механизмы международного сотрудничества в данной сфере в порядке, предусмотренном главой 54 УПК РФ;

3) в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый находится на территории Российской Федерации, можно наводить справки о состоянии путей сообщения, устранении последствий стихийных бедствий, чтобы планировать возобновление дела и вызов подозреваемого (обвиняемого) для проведения следственных или судебных действий;

4) суд в обязательном порядке должен рассмотреть возможность возобновления уголовного дела и заочного разбирательства по нему без участия обвиняемого.

Оперативный сотрудник по уголовному делу, приостановленному по данному основанию, обязан:

1) провести мероприятия среди родственников и близких с целью склонить находящегося за рубежом к явке в орган предварительного расследования или суд для разрешения уголовного дела;

2) в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый находится на территории Российской Федерации, – провести мероприятия, направленные на недопущение уклонения его от явки в ОВД или суд.

Деятельность следователя, дознавателя, суда и сотрудников оперативных подразделений по уголовному делу, приостановленному в связи с временным тяжелым заболеванием подозреваемого или обвиняемого, препятствующим его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Уголовно-процессуальное законодательство РФ не содержит каких-либо норм относительно деятельности следователя, дознавателя, суда или оперативного сотрудника по уголовным делам, приостановленным в связи с заболеванием подозреваемого или обвиняемого. Однако это не означает, что они по приостановленному делу вплоть до его возобновления ничего делать не должны. Мы считаем, что в таких случаях следователь, дознаватель, оперативный сотрудник должны принимать меры к обеспечению участия подозреваемого, обвиняемого в уголовном деле и его скорейшему возобновлению.

В случае приостановления уголовного дела в связи с заболеванием обвиняемого (подозреваемого или подсудимого) следователь (дознаватель) и суд должны принять меры к устранению основания, вызвавшего приостановление дела, путем:

1) организации лечения подозреваемого, обвиняемого, особенно если болезнь носит опасный для жизни характер, при острых инфекционных заболеваниях, а также при психических расстройствах;

2) пресечения случаев искусственного затягивания болезни или уклонения от лечения;

3) принятия необходимых мер в период лечения подозреваемого или обвиняемого для пресечения возможных попыток его скрыться от расследования или судебного разбирательства, попыток фальсифицировать доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по делу;

4) поддержания постоянного контакта с лечебным учреждением для своевременного возобновления уголовного дела.

В перечень возможных иных процессуальных действий по приостановленному уголовному делу можно включить: 1) истребование справок о состоянии здоровья обвиняемого и сроках его выздоровления либо стойкого улучшения состояния здоровья; 2) опрос лечащего врача по этим же вопросам; 3) истребование материалов, характеризующих личность обвиняемого и потерпевшего; 4) принятие мер по пресечению попыток подозреваемого (обвиняемого) скрыться; 5) рассмотрение вопроса о возможности и необходимости применения к подозреваемому или обвиняемому принудительных мер медицинского характера; 6) подготовку процессуальных документов. Проведение этой работы положительно сказывается на расследовании уголовного дела после его возобновления и позволяет закончить его в кратчайший срок.

Оперативный сотрудник при приостановлении уголовного дела по п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ должен:

1) воздействовать на подозреваемого или обвиняемого с целью побудить его к отказу от действий по уклонению от предварительного расследования и суда ( например, через родственников и авторитетных для него людей);

2) путем проведения оперативных мероприятий создавать или изменять условия, которые бы воспрепятствовали или исключали возможность уклонения;

3) установить наблюдение за лицом, находящимся в лечебном учреждении через внештатных сотрудников, членов ДНД и общественности для пресечения попыток искусственного затягивания болезни или уклонения от лечения.

Как представляется, изложенные в данном параграфе новеллы, направленные на совершенствование деятельности следователя, дознавателя, оперативных сотрудников и суда после приостановления производства по уголовному делу будут способствовать повышению эффективности раскрытия уголовных дел, розыска скрывшихся подозреваемых, обвиняемых и направления уголовных дел в суд с обвинительным заключением для вынесения справедливого наказания лицам, совершившим преступления.

 

[1] См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 19. Ст. 1765.

[2] Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: монография. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001. С. 57.

[3] См.: Аменицкая Н.А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений (в ОВД): дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 113.

[4] См. об этом: Абрамочкин В.В. Указ. работа. С. 18; Даровских Ю.В. Процессуальные и организационные основы производства по уголовному делу, приостановленному в связи с розыском скрывшегося обвиняемого: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1994. С. 16; Закатов А.А. Особенности розыскной деятельности следователя по приостановленным уголовным делам о тяжких преступлениях // Вопросы криминалистики и судебной экспертизы по делам о тяжких преступлениях: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Д. Лившица. Караганда, 1985. С. 26-27; Коновалов Е.Ф. Правовые и тактические основы розыскной деятельности следователя органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1972. С. 13-14.

[5] Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1965. С. 280.

[6] См.: Герасимов И.Ф. Теоретические проблемы раскрытия преступлений: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1979. С. 23.

[7] Робозеров В.Ф. Деятельность следователя и органа дознания по приостановленному делу // Укрепление общественного порядка и законности в правовом государстве: межв. сб. науч. тр. М.: МВСШ МВД СССР, 1989. С. 160.

[8] Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет: учеб. пособие. М., 1972. С. 30; Копылов И.А., Резван А.П., Косарев В.Н. Криминалистические версии и планирование расследование. Волгоград: ВЮИ МВД России, 2000. С. 15-17.

[9] См.: Быков В.М. Деятельность следователя по приостановленным делам: автореф. дис. … канд. юрид наук. Свердловск, 1972. С. 12-13.

[10] См.: Луговик В.Ф. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений. Омск: ОА МВД России, 2005. С. 73.

[11] См.: Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. … д-ра юрид наук. Н. Новгород, 2002. С. 38.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.11.2017)
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%