Рассмотрим ситуацию, когда клиент не может целиком или частично выплатить сумму по выставленному счету. Здесь мы говорим не о умышленно созданной посетителем ситуации, когда он и не собирался платить, а о прецеденте, возникшем непреднамеренно.
Когда посетитель делает заказ, между ним и исполнителем возникают договорные правоотношения, где исполнитель оказывает услугу по предоставлению общественного питания, а клиент, ознакомившись со стоимостью услуг, заказывает её у исполнителя и оплачивает её. В случае если оплата не поступает, то это будет трактоваться как невыполненное обязательство по договору со стороны клиента. А значит, возникают последствия, предусмотренные ГК РФ.
Здесь возможны два варианта: если Вы не отказываетесь заплатить, ресторан идет Вам навстречу. Ситуация разрешается в зависимости от размера чека к оплате, недостающей суммы, а также от самого посетителя. Обычно дело развивается одним из следующих образов:
клиент оставляет в залог документы или материальные ценности, за которыми гарантированно вернется и уезжает за недостающей суммой (эта ситуация основывается на устной договорённости между рестораном и посетителем, без соблюдения формальностей, которые чреваты существенным усложнением дел);
посетитель оповещает родственников или друзей и просит привезти недостающие деньги,
если сумма счета большая, и почти всю её клиент готов оплатить, ресторан может предложить скидку либо не требовать доплаты недостающей суммы;
постоянным клиентам, клиентам, имеющим бонусные карты/карты клуба посетителей, допускается открытие кредитного счета,
гость оставляет залог или расписку о получении услуги в виде общественного питания и об обязательстве вернуть определённую сумму (от первого этот вариант отличается тем, что переходит в разряд правовых с документальным оформлением отношений).
Если же клиент отказывается платить, служащие ресторана имеют право задержать его до приезда сотрудников полиции, вызванных с целью защиты своих прав и возмещения понесенных убытков (абз. 5 ст.12 ГК РФ, ст.15 ГК РФ), а также, чтобы зафиксировать факт нарушения. Разумеется, это не подразумевает принуждения к оплате. Здесь речь идет об однозначной трактовке действий посетителя, отвечая на которые, ресторан имеет право подать исковое заявление о требовании оплатить оказанные клиенту услуги. Кроме того, такие действия в заведениях общественного питания, если они повторяются не первый раз, а также, если очевидно, что клиент знал об том, что не сможет оплатить услуги ресторана, могут трактоваться в соответствии со ст. 159 УК РФ - мошенничество. Сотрудники правоохранительных органов составят протокол об административном правонарушении, который, в основном служит стимулом для посетителя вернуться в ресторан и оплатить выставленный счет.
|