В настоящее время преодоление противодействия расследованию стало составной частью расследования преступлений. Решение данной задачи невозможно без определения понятия противодействия расследованию преступления. С филологической точки зрения слово «противодействовать» означает «препятствовать, бороться против кого-чего- нибудь».
Здесь же хочется отметить, что до недавнего времени понятия «сокрытие преступления» и «противодействие расследованию» часто рассматривались как синонимы. Сегодня большинство ученых приходит к выводу о том, что термин «противодействие» гораздо шире термина «сокрытие», так как сокрытие преступления - лишь одна из форм противодействия расследованию.
Итак, проблема противодействия расследованию не нова. Связано это с тем, что преступность как социальное явление без противодействия властным структурам и обществу не существует. Поэтому, противодействие со стороны преступных структур следует рассматривать не иначе, как реакцию криминальной среды на охраняемую деятельность государства с широким использованием различных механизмов, обеспечивающих безопасность этих структур от правосудия. Поэтому лица, совершившие преступление, прилагают все усилия на оказание противодействия органам расследования в их изобличении.
На мой взгляд, классификация противодействия по фазам развития преступной деятельности позволяет проследить развитие противодействия расследованию с момента возникновения преступного умысла. В ней выделяют четыре фазы противодействия расследованию:
1) информационно-поисковую (поиск и наблюдение за объектом преступного посягательства, налаживание преступных связей, создание ложного алиби и пр.);
2) создание условий для реализации преступного замысла (конспирация преступных связей, приготовление предметов и средств маскировки преступления, проведение экспериментов с целью проверки возможности совершения каких-либо действий в ходе совершения преступления и т.п.);
3) действия по реализации преступного умысла (легендирование личности, использование поддельных документов, наблюдателей и пр.);
4) воспроизводство преступной деятельности (временное прекращение преступной деятельности, оказание помощи привлеченным к уголовной ответственности сообщникам, подбор новых членов в группу, анализ ошибок, совершенных в прошлой преступной деятельности, изучение оперативной обстановки на предмет ее безопасности для преступной группы и т.д.).
Противодействие расследованию может осуществляться как в активной, так и в пассивной форме. К пассивной форме можно отнести неоказание помощи, несообщение требуемых сведений, неявку по вызову, умолчание об известных лицу фактах и т.п. К активной же форме противодействия относят: дачу ложных показаний, обман, сокрытие и уничтожение необходимых следствию предметов и документов, инсценировку и создание лжедоказательств, прямое сопротивление следователю, побег с места преступления и сокрытие от органов следствия и суда, склонение к даче ложных показаний, представление подложных документов и т.д.
Следовательно, все оказываемое заинтересованными лицами противодействие можно, по нашему мнению, подразделить на следующие виды: а) оказание противоправного давления на лиц, производящих расследование (предварительную проверку материала); б) оказание противоправного воздействия на участников процесса (свидетели, потерпевшие и пр.); г) воздействие на материальные следы преступления с целью их уничтожения, маскировки, фальсификации.
Основной целью оказания давления на следователя является воспрепятствование его нормальной работе, снижение ее эффективности и понуждение производства одностороннего и необъективного расследования по уголовному делу. Воспрепятствовать расследованию - значит не допустить в уголовный процесс доказательственную информацию или сделать недопустимым ее использование. Наиболее активное воздействие на лицо, производящее предварительную проверку или расследование, осуществляется с момента ее проведения до производства основных следственных действий с участием свидетелей и потерпевших.
Можно выделить три группы мер преодоления противодействия организованных преступных групп следствию: 1) сложившиеся процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные приемы, методы и средства ведения предварительного следствия; 2) организационно-технические, оперативно-розыскные, криминалистические,
процессуальные средства (зачастую требующие реализации в рамках специальных криминалистических операций); 3) меры следствия, адекватные заранее подготовленным, мощным и острым мерам противодействия, которые ОПГ применяют в ответ на реальную угрозу полного ее разоблачения.
По делам о групповых преступлениях наиболее распространенным способом оказания противодействия следствию является подкуп, запугивание или иное воздействие в отношении потерпевших, свидетелей и членов их семей
Для преодоления данного способа противодействия необходимо оперативным путем выяснить причины, побудившие к противодействию тех или иных лиц, их цели и мотивы. Условиями пресечения противодействия являются своевременное и достоверное сообщение в компетентные органы о воздействии на тех или иных лиц заинтересованной стороной либо применение ею мер физического или психического воздействия.
В ходе расследования уголовного дела оперативные работники и следователи в соответствии со своей компетенцией должны принять меры по защите всех участников процесса от возможного оказания на них психологического или физического воздействия следующие мероприятия:
— организовать оперативный сбор следственной и иной информации о попытках оказать давление на участников процесса;
— обеспечить личную безопасность лиц, подвергающихся давлению путем выделения личной охраны, охраны жилища, изменения места жительства, предоставление документов на вымышленное имя и т.п.;
— создать специальные группы по круглосуточной охране лиц, подвергшихся давлению;
— согласовать меры по обеспечению безопасности указанных лиц с территориальными правоохранительными органами.
Следующим наиболее типичным способом противодействия расследованию является сокрытие (уничтожение) следов преступления. Для преодоления данной формы противодействия необходимо использовать следственные и оперативно-розыскные действия. Наиболее значимым следственным действием, по нашему мнению, является следственный осмотр (осмотр места происшествия). При возникновении версии об инсценировке осмотр места происшествия выявляет противоречащие представлению об обычном ходе вещей обстоятельства, т.е. количественное и качественное несоответствие обстановки места происшествия характеру события и его ходу. Не менее важные результаты могут быть достигнуты при осмотре вещественных доказательств, транспорта и в особенности документов.
Следующее следственное действие, которое можно противопоставить противодействию расследования, - допрос. Его основная задача видится в изобличении допрашиваемого во лжи, в сокрытии или утаивании фактов, а равно в искажении истины.
Особенностью раскрытия и расследования деятельности преступных групп, является учет того факта, что эти группы обладают определенной степенью сплоченности и организованности, и за их плечами может быть совершено не одно преступление, а значит разработка преступной группы должна вестись по нескольким направлениям одновременно: во-первых, документирование преступлений, совершенных преступной группой; во-вторых, обеспечение документирования конкретного преступления, совершенного преступной группой на любом его этапе.
Эффективность мероприятий по проведению документирования названных обстоятельств обусловлена правильным определением ее основных направлений. Это самый важный и сложный этап разработки, обеспечивающий процессуальный успех дела.
Следует иметь в виду, что материалы разработки, представляемые на реализацию, не могут и не должны содержать в полном объеме фактические данные, подлежащие доказыванию в уголовном процессе, однако в них должны содержаться основные данные о событии преступления.
Особенно важное значение имеет оперативное сопровождение уголовных дел при задержании подозреваемых, обысках, допросах, очных ставках и опознаниях. Главной задачей оперативного сопровождения дела является оказание помощи следствию в решении следующих задач:
1) в установлении всех членов преступной группы и эпизодов преступной деятельности;
2) проверка причастности задержанных лиц к совершению нераскрытых преступлений и выявление латентных преступлений, совершенных преступной группой;
3) определение роли каждого участника преступной группы в совершенных преступлениях;
4) оперативная проверка доказательств по уголовному делу;
5) выявление способов противодействия разрабатываемых лиц органам следствия и их нейтрализация;
6) выявление свидетелей и потерпевших по другим эпизодам преступной деятельности.
Совместная работа следователей и оперативно-розыскных сотрудников при расследовании организованной преступной деятельности любого вида особенно строго должна согласовываться с планом расследования и основываться на результатах совместной оценки следственных и оперативно-розыскных ситуаций.
Немаловажную роль в раскрытии и расследовании групповых преступлений играет обнаружение и идентификация орудий преступления, выявление похищенного имущества, установление очевидцев преступления и потерпевших.
В случае, если задержаны не все члены преступной группы, то за оставшимися на свободе должно быть установлено наблюдение в целях предотвращения уничтожения ими не обнаруженных следствием улик и оказания психологического или физического воздействия на свидетелей и потерпевших.
Поэтому порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности должен быть закреплен на законодательном уровне и не ставиться в зависимость от взглядов судьи и активности адвоката. Ряд мероприятий вполне допустим с точки защиты интересов общества и не нарушает прав и свобод личности. Примерами могут являться контроль (прослушивание) телефонных переговоров, провокация преступных действий, разрешение негласным сотрудникам, внедренным в преступную среду, проведения ряда противоправных действий. Не лишним будет и усиление ответственности за отказ от дачи показаний на предварительном следствии, если вина обвиняемого очевидна, а также и определение материального вознаграждения лицам, помогающим в изобличении преступных групп.
Одной из форм противодействия расследованию является также симуляция обвиняемыми психических заболеваний или обострений хронических заболеваний в целях затягивания расследования. Для нейтрализации данного способа противодействия расследованию следователь может предпринять следующие действия:
1) в ходе первоначального допроса выяснить у подозреваемого (обвиняемого) состояние его здоровья, наличие травм и хронических заболеваний, давность их получения, в каких медицинских учреждениях он наблюдался;
2) выяснить отношение подозреваемого (обвиняемого) к совершенному им деянию, установить мотивы совершения преступления;
3) допросить близких родственников и друзей подозреваемого (обвиняемого) о состоянии его здоровья, психическом состоянии, манере его поведения и т.д.;
4) запросить всестороннюю информацию о состоянии здоровья подозреваемого (обвиняемого) в медицинских учреждениях;
5) произвести амбулаторное медицинское обследование подозреваемого (обвиняемого);
6) назначить производство амбулаторных, а в случае необходимости и стационарных медицинских и психиатрических экспертиз обвиняемого (подозреваемого).
Для противодействия расследованию членами преступной группы могут привлекаться к сотрудничеству и недобросовестные защитники, которые проводят много времени с подозреваемым, инструктируют его о поведении на следствии, проявляют интерес к любой значимой информации по делу. Функцией такого защитника является не только предоставление квалифицированной юридической помощи подозреваемому (обвиняемому), но и поддержание связи между членами преступной группы, находящимися на свободе и в заключении.
Подозреваемый согласовывает с адвокатом алиби. Регулярно возникают многочисленные жалобы адвоката, родственников подозреваемого и его самого в различные инстанции о незаконности ареста, о якобы недопустимых методах ведения следствия и пр. Последнее иногда создает проблемы, связанные с необходимостью доказывания ложности подобного рода утверждений. Как способ профилактики жалоб на незаконные методы ведения следствия можно рекомендовать использование дополнительных средств фиксации хода и результатов следственных действий с помощью аудио- и видеозаписи, регулярные освидетельствования подозреваемого, актирование фактов нанесения ему повреждений в камере (если таковые были), которые часто выдаются за результат рукоприкладства следователя. Взаимодействие следователя с адвокатом должно строиться исключительно на официальной процессуальной основе. Следователь должен избегать неформальных контактов с защитником подозреваемого, встречаться с ним в отсутствие третьих лиц, которые могут впоследствии выступить свидетелями в случае провокации по делу.
П.1 ч.2 ст. 75 УПК РФ относит к недопустимым доказательствам показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от него, которые впоследствии не были подтверждены им в суде. При этом уголовно-процессуальный закон не устанавливает обязанности подозреваемого, обвиняемого указать причины, основания или мотивы отказа от своих прежних показаний, а суд не должен проверять и исследовать их относительно того, насколько они соответствуют истине, объективно ли отражают событие преступления. В этом случае обвиняемый может преднамеренно отказаться от защитника с тем, чтобы в ходе судебного разбирательства его признательные показания были признаны недопустимым доказательством.
|