Проблема противодействия расследованию, лишь отчасти привлекавшая внимание криминалистов и специалистов в области оперативно-розыскной деятельности, приобрела в последнее время особенную актуальность и остроту. Это связано с приобретающей все больший размах организованной преступной деятельностью, тесно связанной с процессами [1] [2] коррумпированности работников властных структур и правоохранительных органов. Если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно различные формы и способы сокрытия преступлений, то теперь это понятие наполнилось более широким содержанием и может быть определено как умышленная деятельность с целью воспрепятствовать расследованию и в конечном счете установлению истины по уголовному делу.
Противодействие расследованию предполагает ту или иную форму общения субъекта противодействия со следователем. Поскольку предварительное расследование осуществляется специально уполномоченными законом лицами — следователями, можно заключить, что противодействие выражается в создании помех реализации этими лицами своих процессуальных полномочий. Разумеется, не всегда противодействие касается конкретного следователя; оно может быть направлено против расследования конкретного преступного посягательства правоохранительными органами вообще.
Среди субъектов осуществления тех или иных действий по противодействию расследованию, на наш взгляд, можно выделить несколько групп:
Участники преступного события:
преступник и его соучастники;
потерпевший или свидетели;
иные косвенные, случайные участники преступного события
Перечисленные лица, как правило, дают под воздействием или без такового ложные показания или отказываются их давать; уничтожают следы преступления или вещественные доказательства, если в рамках сокрытия преступления эти действия не выполнены; выдвигают ложное алиби; не являются по вызову в органы предварительного расследования; сменяют место жительства; скрываются от следствия и суда; симулируют психическую или иную болезнь и т.п.
Лица, заинтересованные в отрицательном результате расследования:
родственники, близкие или знакомые обвиняемого;
члены преступной группы или сообщества.
Действия таких лиц часто выражается в том, что они: организовывают побег из-под стражи обвиняемому; совершают другое преступление; осуществляют ликвидацию потерпевшего, свидетеля или другого обвиняемого; воздействуют путем угрозы или подкупа на этих лиц с целью вынудить дать ложные показания или изменить прежние; организовывают уничтожение оставшихся следов преступления или вещественных доказательств; дают ложные показания или организовывают лжесвидетельство; физически удерживают потерпевшего или свидетеля от явки по вызову в органы расследования и т.п.
Адвокаты, которые иногда не только защищают своего подзащитного, но и противодействуют достижению объективной истины по делу.
Основная цель лица, оказывающего противоправное влияние на следователя, - воспрепятствовать его нормальной работе, снизить ее эффективность и принудить провести неполное и необъективное расследование по уголовному делу. Воспрепятствовать расследованию - значит не допустить в уголовный процесс ту или иную доказательственную информацию, сделать невозможным ее использование в целях установления объективной истины. Вмешательство в деятельность следователя может выразиться, например, в воздействии на него через средства массовой информации, в шантаже (угрозах оглашения компрометирующих или просто конфиденциальных сведений) и т.д.
Исходя из сказанного, можно констатировать, что противодействие расследованию преступлений наиболее часто проявляется в следующих формах:
подкуп, запугивание и иное воздействие на потерпевших и свидетелей с целью заставить их отказаться от первоначальных показаний или изменить их в пользу преступников;
установление нелегальных каналов связи с арестованными членами преступной группы для согласования линии поведения;
незаконные действия защитников (адвокатов);
укрывательство подозреваемых за пределами России;
сокрытие, уничтожение следов, оружия и средств преступной деятельности;
оказание давления через средства массовой информации посредством использования ошибок субъектов уголовного процесса и сотрудников полиции, помогающих расследованию;
симуляция заболеваний;
целенаправленная дискредитация оперативных работников и следователей, в том числе посредством клеветнических жалоб и заявлений;
попытки вербовки сотрудников органов внутренних дел под угрозой использования против них компрометирующих материалов;
попытки подкупа следователей и других сотрудников.
Наиболее опасной формой противодействия является физическое устранение свидетелей преступлений.
Средства и методы преодоления противодействия расследованию
Существующие в следственной практике и разработанные криминалистикой и теорией оперативно-розыскной деятельности средства и методы преодоления противодействия расследованию можно разделить на две группы:
средства и методы преодоления попыток сокрытия преступлений;
средства и методы преодоления иных форм противодействия расследованию.
Средствами и методами преодоления попыток сокрытия преступлений, которыми располагает следователь, служат следственные и розыскные действия, обращение к помощи населения и СМИ. Рассмотрим наиболее значимые из них подробнее.
Следственный осмотр. Значение этого следственного действия во всех его разновидностях для целей преодоления противодействия расследованию трудно переоценить. Особенно большую роль играет осмотр места происшествия.
При возникновении версии об инсценировке путем осмотра места происшествия выявляются так называемые негативные обстоятельства, т.е. обстоятельства, противоречащие представлению об обычном ходе вещей в данной ситуации. Эти обстоятельства могут заключаться в наличии или отсутствии на месте происшествия того, что необходимо, должно было бы быть, если бы имело место предполагаемое событие. Речь идет о количественном или качественном несоответствии обстановки места происшествия или ее деталей представлению о событии и его механизме, например отсутствие признаков отравления угарным газом при обнаружении в очаге пожара обгоревшего трупа или воды в легких у утопленника и т.п. Иногда такими негативными обстоятельствами служат не вызывавшиеся необходимостью повреждения запирающих устройств, явно неоправданный беспорядок в торговом или складском помещении и т.д. Обнаружение негативных обстоятельств служит решающим средством разоблачения инсценировок.
Не менее важные результаты могут быть получены при производстве иных видов следственного осмотра вещественных доказательств, транспортных средств и особенно документов.
Последний позволяет не только выявить следы фальсификации, подделки документа, но и ухищрения, связанные с изменением места хранения документа, его использованием в преступных целях и т.д.
Допрос. Основная задача этого следственного действия в аспекте рассматриваемой проблемы изобличение допрашиваемого во лжи, в попытках утаить, скрыть или исказить истину. В целях решения этой задачи криминалистикой разработан ряд тактических приемов, которые могут применяться комплексно, в качестве простой тактической комбинации, или порознь. Такие приемы могут носить логический, психологический, тактический или комплексный характер.
При допросе подозреваемого (обвиняемого) имеющиеся материалы следует использовать таким образом, чтобы у него создалось впечатление о полной осведомленности следователя относительно обстоятельств его незаконной деятельности. Можно, например, в процессе допроса как бы, между прочим, коснуться незначительных деталей проверяемого события. Видя, что следователю известно даже о таких подробностях, допрашиваемый обычно приходит к убеждению о необходимости дать правдивые показания.
Эффективно создать у допрашиваемого преувеличенное представление о степени своей осведомленности, сформировать впечатление, что следователю не известны только некоторые второстепенные обстоятельства. Описанный прием характеризуется словесным механизмом, но нередко в тех же целях можно успешно использовать письменные документы и предметы, материалы аудиовидеозаписи. Они выступают имитационными средствами, которые в ситуациях скрываемой допрашиваемым осведомленности или его причастности к преступлению могут побудить его к даче правдивых показаний. Прием этот сложен и в ряде случаев имеет характер тактической комбинации.
Очная ставка. Одним из наиболее сложных следственных действий является очная ставка. Она определяется как попеременный (или одновременный) допрос двух лиц из числа потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых (в любом сочетании) для устранения существенных противоречий, обнаружившихся в данных ими ранее показаниях. Следует заметить, что очная ставка по данным делам требует особого внимания. Дело в том, что существенные противоречия в показаниях лиц обычно не являются результатом забывчивости. Это осознанное стремление одного лица возложить вину на другого.
Анализ следственной практики позволяет утверждать, что результативность очной ставки зависит от :
эффективности воздействия следователя на противоборствующего субъекта, осуществленного еще до начала следственного действия;
ее неожиданности. Чем внезапнее для лица, дающего ложные показания, будет проведена очная ставка, тем большее влияние на него она окажет;
убедительности изложения фактов добросовестным участником очной ставки, логичности его доводов и решительности его поведения;
волевых качеств и активности ее участников;
степени "ожидаемости" противоборствующим лицом той информации, которая будет изложена на очной ставке. Чем меньше у него готовность услышать изобличающие его показания, тем труднее ему их опровергнуть;
активности воздействия следователя на субъекта, дающего ложные показания.
Свидетелей и потерпевших еще до начала очной ставки нужно психологически подготовить к тому, что обвиняемый может попытаться оказать на них воздействие, в связи, с чем им придется проявить твердость занимаемой позиции. Важно заранее продумать и последовательность очных ставок. Их лучше проводить от менее значимых к более значимым.
Если есть основания считать, что противодействующий субъект будет оказывать давление на изобличающее его лицо, то перед началом очной ставки нужно объявить, что показания будут фиксироваться с помощью аудио- или видеозаписи. Такое предупреждение и последующая запись, как правило, положительно влияют на поведение конфликтующего, поскольку он не заинтересован в том, чтобы его угрозы или уговоры были записаны, а затем воспроизведены в суде.
Производящему очную ставку нужно сосредоточить внимание на том, какие тактические приемы следует использовать с тем, чтобы, с одной стороны, выяснить причины существенных противоречий в показаниях, а с другой, - принять меры к устранению их, если это возможно. К таким тактическим приемам относятся: максимальная детализация показаний; проявление интереса к мелким второстепенным фактам и умолчание об иных известных следователю обстоятельствах, что порождает у допрашиваемых иллюзию отсутствия у допрашивающего интереса к главному; приемы убеждения и разъяснения неправильности по существу и вредности для себя позиции, занятой подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем; использование темпа постановки вопросов (затрудняет возможность продумывания непрерывных ответов, увеличивает эмоциональное напряжение, способствующее утрате контроля за логичностью, последовательностью и содержанием даваемых показаний).
Среди приемов логического характера наиболее распространенным является предъявление уличающих доказательств. В качестве таковых могут быть использованы показания соучастников, свидетелей, потерпевших, документы, заключения экспертов, данные криминалистических учетов и т.п. Сила воздействования на допрашиваемого уличающих показаний увеличится при демонстрации видеозаписи допроса этих лиц, звукозаписи их допросов. Прием в этом случае носит комплексный логический и психологический характер.
Действенным приемом логического характера является демонстрация возможностей судебной экспертизы при исследовании вещественных доказательств по делу. Допрашиваемому объясняется, какие уличающие его обстоятельства могут быть установлены экспертным путем, почему их нельзя будет опровергнуть, как результаты экспертного исследования будут использованы для опровержения избранной им позиции и в целом по отношению к исходу дела.
Из числа приемов психологического характера следует указать, во-первых, на убеждение в необходимости для допрашиваемого изменить свою позицию по делу, дать правдивые показания. Для того чтобы добиться в этом успеха, следует разъяснить допрашиваемому значение для смягчения его участи раскаяния в содеянном, добросердечного признания, при групповом преступлении значение факта признания первым из соучастников. Признанию может способствовать и указание на незначительность его роли в преступной деятельности сообщества по сравнению с ролями соучастников и т.п.
Значительное психологическое воздействие могут оказывать и некоторые варианты использования фактора внезапности. Это передача допрашиваемому информации о неожиданных для него обстоятельствах, например сообщение о существовании лица, которое, по его мнению, никак не могло быть известно следователю, о потерпевшем, которого он считал убитым или погибшим, который может дать изобличающие допрашиваемого показания, о предметах, обнаружение и использование которых следователем допрашиваемый не считал возможным или о которых он вообще не знал, и т.п.
На психологическое воздействие рассчитана и очная ставка, проведение которой, правда, сопряжено с риском, поскольку лицо, дающее, по мнению следователя, правдивые показания, под влиянием другого ее участника может их изменить в отрицательную для следствия сторону. Такая же опасность может возникнуть и при предъявлении для опознания, но сам факт предъявления для опознания лицу, реальность не существования которого у опознаваемого не вызывала сомнений, оказывает на него весьма сильное психологическое воздействие.
В заключении необходимо отметить, что для повышения эффективности усилий, направленных на выявление, предупреждение и преодоление противодействия расследованию, важное значение имеет знание способов противоправного влияния на процесс расследования, в первую очередь таких, как утаивание информации об обстоятельствах преступления, сокрытие или уничтожение такой информации или ее носителей, сокрытие преступления путем маскировки или фальсификации информации о нем, вступление определенных лиц в конфликт со следователем. А также активное противодействие, оказываемое подозреваемыми, обвиняемыми и другими заинтересованными лицами, при осуществлении следователями конкретных следственных действий, особенно при допросах, очных ставках, обысках.
[1] Там же.
[2] Там же.
|