В результате внесения изменений в Гражданском кодексе появилась ст. 406.1, в соответствии с которой стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной. Многие авторы указывают на то, что аналогом этой нормы послужил английский институт «indemnity»1, главной целью введения которого служило упрощение возмещения потерь кредитора, включающих в себя как убытки от нарушения договора, так и иного ущерба[1] [2].
Целью введения возмещения потерь в российское право являлось стремление сделать наше право более привлекательным для субъектов гражданского оборота[3]. В отличие от английского аналога, российский вариант возмещения потерь направлен не на столь широкое применение: возмещению подлежат лишь потери, не связанные с нарушением обязательства, однако каким-либо образом связанные с исполнением, изменением или прекращением обязательства либо его предметом.
Стоит отметить, что заключить соглашение о возмещении потерь могут лишь стороны, между которыми уже возникло некое обязательство, и возмещению подлежат имущественные потери, связанные именно с этим обязательством. Также п. 3 ст. 406.1 ГК РФ устанавливает, что потери, предусмотренные настоящей статьей, возмещаются независимо от признания договора незаключенным или недействительным, если иное не предусмотрено соглашением сторон. То есть речь идет о договоре, в связи с которым могут возникнуть имущественные потери, возмещаемые по соглашению сторон. Само соглашение сторон об установлении возможности кредитора требовать возмещения потерь в связи с определенными обстоятельствами можно рассматривать в качестве гражданскоправовой сделки либо в качестве условия договора, в связи с которыми должны возмещаться потери, если это соглашение включается в текст самого основного договора.
Поскольку соглашение о возмещении потерь заключается сторонами в связи с каким-то имеющимся между ними договором и как следствие договорным обязательством, следует определить правовую природу требования кредитора возмещения данных имущественных потерь. В строгом формальном смысле возмещение потерь не является способом защиты ввиду отсутствия нарушения права. Однако право кредитора на возмещение потерь можно определить в качестве меры, применение которой ведет к обеспечению устойчивого положения кредитора в имущественном обороте и служит целям защиты прав кредитора, поскольку наличие такого соглашения позволяет осуществить некое «внутреннее страхование» рисков, связанных с наличием конкретных договорных отношений между сторонами. Целью заключения таких соглашений является, как правило, стремление участников гражданских правоотношений обезопасить себя на будущее от различного рода негативных последствий, не являющихся нарушением права кредитора в конкретном обязательстве, но неразрывно связанных с таким обязательством (например, потери, возникшие в связи с невозможностью исполнения обязательства, или потери, связанные с предъявлением требований государственными органами: отказ налогового органа в возмещении НДС покупателю в связи с неуплатой налога поставщиком и как следствие доначисление налога покупателю).
[1] Сергеев А.П., Терещенко Т.А. Реформа Гражданского кодекса Российской Федерации: общий комментарий новелл обязательственного права // Арбитражные споры. 2015. № 3. С. 145-166.
[2] Архипова А.Г. Возмещение потерь в новом ГК РФ: «за» или «против»? // Вестник гражданского права. 2012. № 4. С. 158-183.
[3] Будылин С.Л. Деликт или нарушение договора? Заверения и гарантии в России и за рубежом // Вестникэкономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 3. С. 96133; № 4. С. 52-111.
|