Старт принципиальным изменениям Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в 2009 г. дал правительственный документ «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года», которым в рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается, в частности, унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка. При этом отмечается, что финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической политики. Результатом стало то, что из числа профессиональных участников рынка ценных бумаг были исключены фондовые биржи и клиринговые организации. Появились форекс-дилеры, специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования, квалифицированные инвесторы. Сменился регулятор деятельности на рынке ценных бумаг. Появился новый институт - производные финансовые инструменты. Выделились в самостоятельные законы правила о инсайдерской информации, рекламе ценных бумаг, биржевой торговле, клиринговой деятельности, защите прав инвесторов и иных лиц. Рассматриваемый нами закон разросся и стал обрамлён и сопряжён со значительным количеством иных нормативных актов.
Ценные бумаги как объект правоотношений стали занимать меньше места, уступая производным финансовым инструментам. Субъектами правоотношений на рынке становятся лица, вообще не имеющие каких-либо прав в отношении ценных бумаг, по поводу или в связи с существованием которых возникают эти правоотношения. Предмет правового регулирования рассматриваемого нормативного образования, существенно расширился, выйдя за пределы регулирования собственно выпуска и оборота ценных бумаг в частности и гражданского права вообще. Сюда также включаются отношения, связанные с учётом бумаг и сделок с ними, профессиональными и иными видами деятельности (биржевая, клиринговая), государственным контролем за участниками финансового рынка, заключением и исполнением сделок пари относительно ценных бумаг, валют и иных объектов, инвестиционной деятельностью, защитой прав инвесторов, информационной деятельностью. Более уместным следует говорить не о рынке ценных бумаг, а о финансовом рынке, где ценные бумаги являются важным, но не единственным элементом.
Столь же разнообразны и приёмы и способы, с помощью которых регулируются эти отношения: с одной стороны, доминирует диспозитивный метод; однако в целях защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц, неквалифицированных инвесторов, конкурирующих на рынке хозяйственных субъектов, имеет место и императивный метод. Широко используется метод позитивного обязывания и дозволения. Законодательство о рынке ценных бумаг содержит в себе элементы финансового, административного, банковского права. В литературе уже неоднократно ставится вопрос об обособлении вышеуказанных норм, например даже в качестве особой подотрасли гражданского права. Эти нормы переросли рамки института гражданского права - они либо рассматриваются самостоятельно, либо как часть предпринимательского права.
Налицо предпосылки для постановки вопроса о создании отрасли права. До решения вопроса о статусе рассматриваемого правового образования законодателю необходимо приложить все усилия для унификации правового регулирования финансового рынка в виде единого кодифицированного нормативного акта.
|