Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы 1
основе принципа равенства, гарантировать их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с требованиями национального законодательства. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека
и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Неотчуждаемость основных прав и свобод человека, их принадлежность каждому от рождения предполагают недопустимость какого бы то ни было их умаления или необоснованного ограничения, в том числе в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и признанных в установленном законом порядке недееспособными. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в Постановлении от 27.02.2009 № 4-П1, государством должны быть установлены адекватные гарантии, которые обеспечивали бы лицам, страдающим психическими расстройствами, возможность осуществления своих прав и свобод.
Несмотря на значительные изменения в российском законодательстве, которые произошли в последние годы в связи с имплементацией Конвенции ООН о правах инвалидов[1] [2], утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106 иратифицированной Российской Федерацией 15.05.2012, теоретическое и практическое понимание института недееспособности и опеки над совершеннолетними лицами, страдающими психическими расстройствами, в России по-прежнему во многом основывается на медицинской модели недееспособности, при которой наличие определенного заболевания, как и диагноза, связывается с необходимостью полного замещения недееспособного лица в принятии самостоятельных решений его опекуном.
сегодняшний день Гражданский кодекс РФ различает дееспособность и недееспособность, но не предусматривает «пограничные» ситуации, кроме как для случаев наркотической или алкогольной зависимости. Российское законодательство не предусматривает «дифференцированных состояний». В результате на практике такой подход не всегда оправдан и зачастую приводит к значительным и необоснованным ограничениям прав недееспособных лиц.
В связи с этим представляется целесообразным изменение действующего механизма правового регулирования в пользу отказа от использования исключительно медицинской модели недееспособности и перехода к минимальному ограничению прав гражданина при максимальном обеспечении автономии личности. Ограничения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, не должны основываться на одном лишь факте наличия у лица психического заболевания. Иными словами, законодателем должна быть предусмотрена возможность дифференциации гражданско-правовых последствий наличия у гражданина психического расстройства при решении вопроса о признании его недееспособным.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 № 4-П [Электронный ресурс] // Российская газета. Федер. вып. 2009. № 4869. 18 марта. URL:
https://rg.ru/2009/03/18/psihiatria-ks-dok.html (дата обращения: 14.02.2017).
[2] Конвенция о правах инвалидов. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт ООН. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 17.02.2017).
|