Одной из проблем правового регулирования отношений интеллектуальной собственности в высшем учебном заведении является учет особенностей правового режима произведений, создаваемых научно-педагогическими работниками[1].
Объясняется это тем, что круг результатов интеллектуальной собственности, создаваемых научно-педагогическими работниками вуза, достаточно широк: результаты их индивидуальных научных достижений, связанные с повышением научно-педагогической квалификации и соответствующих рейтингов, которые могут быть выражены в диссертациях, монографиях и научных статьях; результаты научных исследований в рамках различного рода целевых программ и грантов; результаты деятельности в сфере реализации образовательных программ и т.п.
Значительную часть в объеме всех создаваемых научнопедагогическими работниками произведений составляют служебные произведения, режим которых определяется нормами ст. 1295 ГК РФ и возникает при одновременном наличии двух условий:
- наличие между автором и другим лицом трудовых отношений;
- создание произведения в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.
Установление наличия первого условия не вызывает особых проблем, поскольку в соответствии со ст. 15 ТК РФ такие отношения возникают при наличии трудового договора.
Что касается второго условия, то необходимо иметь в виду, что обязанности работника, в пределах которых он создает служебное произведение, определяются прежде всего трудовым договором, обязательным условием которого в соответствии со ст. 57 ТК РФ является трудовая функция работника. Однако, как правило, в трудовом договоре указываются только наименование должности работника и общие обязанности, предусмотренные ст. 21 ТК РФ, а конкретные должностные обязанности изложены в должностной инструкции.
В соответствии с разъяснениями высших судов[2] в спорных случаях необходимо исследовать вопрос, входило или нет это задание в пределы трудовых обязанностей работника.
Согласно ст. 48 Закона «Об образовании» педагогический работник обязан осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Следовательно, если создаваемые научно-педагогическим работником произведения предназначены для целей реализации именно образовательных программ (учебники, учебные пособия, курсы лекций), то по умолчанию, если иного не предусмотрено договором между вузом и научно-педагогическим работником, исключительное право принадлежит вузу как работодателю, если же создаваемые ими произведения составляют предмет их самостоятельного научного творчества, пусть даже и в целях повышения личного рейтинга (монографии, научные статьи и т.п), результаты творческой деятельности следует признавать произведениями, в отношении которых действует общий режим использования и охраны, в соответствии с которым исключительное право на эти произведения принадлежит работнику. Использование работодателем подобных результатов интеллектуальной деятельности возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.
[1] Основы правового статуса научно-педагогических работников определены нормами ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации». См.: СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
[2] См.: Пункт 39.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2009. № 70. 22 аир.
|