Гражданское законодательство, правоприменительная практика и цивилистическая доктрина формируют разное содержание понятия «предмет гражданско-правового договора». Глава 28 ГК РФ «Заключение договора» не содержит легального определения предмета гражданско-правового договора, поэтому содержание статей ГК РФ, посвященных отдельным видам договоров, не отличается единством терминологии. Единого понимания предмета гражданско-правового договора не наблюдается и в российской судебной практике. В судебных актах встречаются самые разнообразные формулировки, определяющие предмет договора и как материальные блага, и как действия, и как права пользования, работы, услуги и т.д.
Представляется, что предмет гражданско-правового договора как понятие высшего порядка обобщения должен обладать свойством универсальности, единства своего определения, которое будет в равной мере относиться ко всем без исключения гражданско-правовым договорам, в том числе непоименованным гражданским законодательством. Предмет договора должен выражать его существо точно так же, как регулятивная функция, являясь универсальной для всех гражданско-правовых договоров, выражает сущность этой правовой конструкции.
Регулятивное качество договора является его непременным признаком, именно регулятивной сущностью объясняется правовое явление гражданско-правового договора. Реализовать регулятивный потенциал договора возможно только с помощью согласования определенного поведения субъектов права, и главное предназначение договора заключается в возможности создания согласованного плана действий по достижению правовых целей сторон. Эта программа фактических и юридических действий будет определять правовой режим деятельности сторон договора, управлять их юридическим и фактическим поведением.
Определение договора путем описания действий его сторон очерчивает его предмет, все остальные условия этот предмет уточняют. Так, для договора купли-продажи такими условиями будут условия о товаре, его количестве и наименовании, цене товара, сроке его передачи, условия об ассортименте и т.д. Все эти условия в целом формируют обстоятельства, границы, объекты того режима поведения сторон договора, которое задано определением договора.
Предмет договора должна отличать единая направленность как связующее начало будущего поведения его участников. Воля сторон договора выражается не в материальных или нематериальных благах, а в поведении. Заключая договор, стороны согласуют свое будущее поведение, оно является предметом договора.
Предмет правовой модели договора обозначен его нормативным определением, предмет договора как правового средства определяется в виде юридических возможностей и долженствований как программы будущего исполнения обязательств, и на стадии заключения договора и до исполнения обязательств они пока нематериальны. В момент исполнения обязательств возможности и долженствования приобретают форму конкретных и реальных действий.
Признавая гражданско-правовой договор средством регулирования гражданско-правовых отношений, основанным на соглашении двух или более сторон об установлении прав и обязанностей, направленных на достижение правового результата, можно говорить о его предмете как необходимых действиях сторон заключаемого соглашения, приводящих к реализации юридической цели.
|