Понятие саморегулирования многоаспектно и недостаточно исследовано в юридической науке. В современной России саморегулирование связывают непосредственно с саморегулируемыми организациями. Если понимать саморегулирование только с позиции легального определения, данного в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», то его можно рассматривать как комплексный правовой институт отрасли предпринимательского права, включающий нормы, регулирующие частные2 и публичные отношения[1] [2] [3]. Однако считаем, что основой саморегулирования являются именно частноправовые нормы и этим оно существенно отличается от государственного регулирования предпринимательской деятельности, построенного на публично-правовых началах. В этом случае используется модель делегированного саморегулирования, поскольку часть государственных функций передается саморегулируемым организациям. Именно такая модель соответствует концепции административной реформы. При этом саморегулирование следует определять значительно шире, включая в это понятие самостоятельное регулирование самими участниками правоотношений. В таком случае саморегулирование не должно ограничиваться только формой деятельности специально создаваемых саморегулируемых организаций. Такие организации создаются не во всех сферах предпринимательской деятельности, и поскольку на них возлагаются не только функции по самоорганизации своей деятельности, но и фактически происходит перераспределение государственных функций (в частности, функции по контролю за осуществлением конкретных видов предпринимательской деятельности), использование только такой формы саморегулирования не позволяет, на наш взгляд, достигнуть в полной мере задачи осуществления предпринимательской деятельности. Деятельность саморегулируемых организаций - это инструмент административной реформы, в осуществлении которой используются прежде всего правовые средства, свойственные публичному праву. В таких условиях договоры в сфере предпринимательской деятельности, по сути, являются основной формой саморегулирования предпринимательской деятельности. Л.В. Андреева предлагает выделять два уровня саморегулирования предпринимательской деятельности: осуществляемое саморегулируемыми организациями идоговорное саморегулирование1. Договорное регулирование следует рассматривать как вид саморегулирования. Ю.А. Тихомиров выделяет саморегулирование как разновидность правового регулирования наряду с государственным регулированием, при этом к регуляторам саморегулирования он относит договоры[4] [5] [6]. Как отмечает Т.Я. Хабриева, в условиях рынка все больше расширяется поле самостоятельности субъектов права, особенно в экономической сфере, и все чаще используются договорные формы организации собственных хозяйственных связей .
Таким образом, можно сделать вывод, что саморегулирование на современном этапе является одним из приоритетных направлений регулирования предпринимательской деятельности в России, которое осуществляется не только с помощью специально созданных саморегулируемых организаций, но и посредством заключаемых предпринимательских договоров.
[1] Миронов Н.Ю. Правовое регулирование досрочного прекращения, приостановления иограниченияправапользованиянедрами: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 157.
[2] Фролов И.В. Саморегулирование в сфере банкротства как пример законодательной децентрализации сферы публичного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 8. С. 96-97.
[3] Шерстобоев О.Н. Административно-правовые проблемы саморегулирования // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. С. 55-56.
[4] Андреева Л.В. Перспективы развития саморегулирования в торговле // Коммерческое право. 2014. № 1 (14). С. 6.
[5] Тихомиров Ю.А. Нормативное регулирование: взлет или кризис? // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 96.
[6] Хабриева Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. 2010. № 12 (168). С. 6.
|