С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность», которым внесены существенные изменения, в том числе в институт крупных сделок.
Законодатель четко разграничил случаи, когда требуется «согласие» и «одобрение» органов управления хозяйственным обществом, используя единую с Гражданским кодексом РФ терминологию. В ст. 173.1 ГК РФ говорится о недействительности сделки, совершенной без необходимого в силу закона согласия, а не одобрения. Из смысла ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» теперь следует, что согласие - это предварительное одобрение совершения сделки, одобрение же -
последующая процедура, предусмотренная на случай, когда предварительное согласие получено не было, а сделка уже заключена.
Положительно следует оценить нововведение, связанное с тем, что с балансовой стоимостью активов общества в случае отчуждения имущества или возникновения возможности отчуждения, сопоставляется балансовая стоимость имущества либо цена его отчуждения в зависимости от того, какая из величин окажется больше. Вместе с тем следует отметить, что даже в этом случае остается возможность «вывода активов» хозяйственного общества, поскольку расчет крупности сделки осуществляется исходя из балансовой стоимости активов, включающих долги общества, а не от чистых активов.
В новой редакции вышеуказанных законов предусмотрено, что крупной сделкой может быть не только та, по которой имущество отчуждается в собственность другого лица, но и та, по которой имущество передается во временное владение и (или) пользование (договор аренды), а также предоставляющая третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии.
По-новому законодатель формулирует понятие «обычная хозяйственная деятельность», точнее ее пределы, для целей неотнесения сделки к крупной. Под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов. Неясно из указанной формулировки, что следует понимать под «существенным изменением масштабов». Думается, что критерии «существенности» предстоит определить арбитражным судам.
Норма о том, что в решении о согласии на совершение крупной сделки указывается срок, в течение которого действительно такое решение, сформулирована как диспозитивная. Однако законодатель предлагает в качестве общей нормы годичный «срок годности» такого решения: «если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки...».
Аналогичные нормы о крупных сделках появились и в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Следует отметить, что с 1 января 2017 г. ст. 46 вышеназванного закона не содержит нормы о том, что устав общества может и не содержать правил о крупных сделках, что делает этот институт обязательным и для обществ с ограниченной ответственностью.
|