Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее - Закон) устанавливает, что необ-
1
ходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина (ст. 20)[1] [2]. До достижения несовершеннолетним 15 лет информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении него дает один из родителей (иной законный представитель); в отношении недееспособных лиц - опекун, но только в том случае, если недееспособное лицо по своему состоянию не способно дать такое согласие (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона)[3]. Согласно ч. 5 ст. 20 Закона при отказе одного из родителей или иного законного представителя лица либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Наличие пробела в законодательстве об административном судопроизводстве относительно невозможности медицинской организации эффективно использовать свое право, предусмотренное ч. 5 ст. 20 Закона1, сподвигло законодателя[4] [5] Федеральным законом от 28.06.2016 г. № 223-ФЗ внести изменения в КАС РФ[6].
В качестве обязательных условий для обращения в суд с подоб- ными исками значатся: 1) отказ одного из родителей (другого законного представителя) ребенка либо недееспособного лица от медицинского вмешательства (добровольный отказ пациента должен быть столь же осознанным, как и согласие на него)[7]; 2) медицинское вмешательство должно быть признано врачами необходимым для спасе- нияжизниэтого человека (ч. 1-3 ст. 285.1, ч. 1 ст. 285.4 КАС РФ).
Вероятно, по мнению законодателя, именно судебный процесс на сегодня представляется приемлемым легитимным способом принятия взвешенного решения сложных морально-правовых дилемм в сфере медицинского обслуживания отдельных категорий пациентов[8] [9]. В свою очередь судебная форма защиты может выступать в качестве дополнительной гарантии реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
[1] Легальное определение термина «медицинское вмешательство» см. вп. 5 ст. 2 Закона.
[2] В противном случае действия медицинского работника следует расценивать как насилие над личностью и причинение телесных повреждений. Стоит отметить, что доктрина добровольного информированного согласия в России только начинает складываться, поэтому большое значение приобретает накопленный зарубежный опыт, который начал формироваться в 50-60 гг. XX в. в основном в США и затем нашел отражение в законодательстве многих стран (Финляндии, Великобритании, Ирландии, Франции, Нидерландах, Польше, Литве, Украине, Белоруссии, России и др.). Вместе с тем это право не является абсолютным, поскольку Закон допускает медицинское вмешательство без согласия гражданина или его законного представителя (ч. 9 ст. 20).
[3] Представляется, что применение указанной нормы в практической деятельности медицинских организаций может вызывать существенные затруднения, поскольку отсутствуют четкие критерии, позволяющие определить медицинскому работнику, в каком случае достаточно только согласия законного представителя, а в каком - требуется еще и согласие самого пациента.
[4] В частности, соблюдение общих двухмесячных процессуальных сроков не позволяло осуществить реальную защиту прав ребенка. Более подробно см.: Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
[5] Анализ целесообразности принятия данного решения законодателем составляет самостоятельный предмет исследования.
[6] Интересно отметить, что в литературе некоторое время назад предлагалось изменить ст. 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан (утратили силу с 01.01.2012 г.) и закрепить право руководителя лечебно-профилактического учреждения на основании заключения врачей (консилиума) принять решение о медицинском вмешательстве для спасения жизни несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет при отказе от такого вмешательства родителей с возможностью последующего обжалования родителями этого решения в суд по месту нахождения лечебно-профилактического учреждения.
[7] Отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента (ч. 7 ст. 20 Закона).
[8] Сложно предположить, что родитель примет решение, противоречащее здравому смыслу и интересам своего ребенка, но в последнее время в СМИ участились сообщения
[9] отказе родителей от медицинского вмешательства в отношении ребенка. Как правило, речь идет о переливании чужой крови, когда медицинское вмешательство необходимо по жизненным показаниям. Мотивация отказа, как правило, связана с религиозными убеждениями граждан (http: // medportal.ru/ mednovosti/ news/ 2010/ 07/ 08/ blood/; https:// ria.ru/society/20170118/1485965927.html).
|