Вторник, 26.11.2024, 01:03
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Право на свободу совести и свободу вероисповедания в аспекте использования символики

В течение последних полутора-двух десятилетий в стране получила распространение так называемая древнеславянская или славяноарийская символика. Интернет переполнен различными материалами, чаще всего анонимными, о ее «сакральном» значении. Бизнес отреа-

Аверина Ольга Рудольфовна - кандидат философских наук, доцент Дальневосточного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Хабаровск.

гировал на эту ситуацию широким предложением различных оберегов, талисманов и прочей продукции с такой символикой. Однако эта деятельность является предметом внимания правоохранительных органов и, соответственно, статьей расхода бюджетных средств, поскольку большую часть «древнеславянских» символов приходится признать запрещенной законом.

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ экстремизмом (экстремистской деятельностью) признана «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» (1, ст. 1). Главным нацистским символом, как известно, является свастика - символ, произошедший из древних орнаментов и распространенный в архаических культурах Европы, Азии и Мезоамерики. Свастика встречается на предметах повседневного быта, посуде, оружии, одежде, монетах и т.д. практически всех индоевропейских народов, в том числе древних славян. В России свастика использовалась достаточно широко, что подтверждается наличием ее на экспонатах Государственного исторического музея, на некоторых иконах, на денежных знаках Временного правительства 1917 г. Свастика использовалась даже в первые годы Советской власти на знаках воинских различий РККА, в произведениях изобразительного искусства, пока народный комиссар просвещения РСФСР А.В. Луначарский в 1922 году не опубликовал в газете «Известия» статью «Предупреждение». В статье указывалось, что свастика является символом «контрреволюционной фашистской организации» и не должна использоваться в Советской России.

В настоящее время свастичная символика распространяется представителями славянского неоязычества. Это разнородное движение, в основе которого лежат идеи исторического и духовного первенства славян по отношению к другим народам, возврата к политеизму - почитанию исконно русских богов и др. Некоторые неоязыческие организации признаны судом экстремистскими. Именно сторонники неоязычества продвигают свастику в различных ее разновидностях и привлекают к проблеме внимание граждан, преимущественно молодежи.

Поскольку свастичная символика достаточно разнообразна, необходимо установить, какие именно символы подпадают под понятия «нацистская символика» и «символика, сходная с нацистской до степени смешения». Исследователь истории свастики Р. Багдасаров считает, что «под определение нацистской символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону (см. 3). Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Автор указывает, что следует называть данный символ не «свастика», a

Hakenkreuz (буквально - крюко-крест), как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в странах Азии, которые стоят на поверхности под углом в 90°». Р. Багдасаров ссылается, в частности, на Британскую энциклопедию и другие серьезные издания. Однако по нашему мнению традиционная свастика и ее вариации имеют ту же конфигурацию, что и Hakenkreuz: две перекрещенные под прямым углом линии, окончания которых загнуты под прямым углом либо вправо, либо влево, - а, следовательно, сходны с нацисткой свастикой до степени смешения.

В качестве «исконных» «древнеславянских» и т.д. символов распространяются стилизованные разновидности свастики под вымышленными названиями и сопровождаемая возникшей уже в наше время мифологией: «Чаровник», «Колядник», «Ладинец» и др. Например, на многих интернет-сайтах, где размещены изображения и описание «древнеславянской» символики, имеется символ, представляющий собой свастику красного цвета на белом фоне, стоящую под углом 90 градусов с концами, загнутыми вправо. Этот символ имеет название «Фаш (Пламень)» и трактуется как «символ Защитного Обережного Духовного Огня. Сей Духовный Огонь очищает Дух человеческий от эгоизма и низменных помыслов. Это символ Мощи и Единства Воинского Духа, победы Светлых Сил Разума над силами Тьмы и невежества». Этот символ, как и вышеперечисленные, и еще множество других, однозначно схож с нацистской символикой до степени смешения, сколько бы авторы текстов в сети Интернет ни утверждали, что эти «священные символы наших предков» не имеют ничего общего с фашизмом.

Символ - социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую феноменологически. Содержание символа чаще всего невозможно адекватно передать вербальным способом, так как оно раскрывается через интуитивное соотнесение предметного образа и глубинного смысла. Принципиальное отличие символа от знака заключается в том, что смысл символа не указывает прямо на означаемый объект. Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченное значение (или чаще целый спектр значений), конвенционально в той или иной степени связываемых с этим объектом. С символом «свастика» в массовом сознании с середины ХХ века связаны развязывание мировой войны, преступления против человечества, концлагеря, массовое уничтожение людей, агрессия и жестокость против мирного населения, расистская и националистическая идеология. Именно поэтому закон запрещает его публичное демонстрирование и пропаганду.

Наиболее активно из ряда рассматриваемой символики продвигается «Коловрат» или «Коловорот» - символ, представляющий собой как бы две свастики, наложенных друг на друга. Отходящие от основных, перекрещивающихся в центре, линий часто изображаются в виде лезвий косы, а сам символ размещается на фоне солнечного диска или пламени. Данный символ позиционируется как «один из самых главных символов, который принадлежит богу солнца». Утверждения о том, что в древнеславянской культуре этот символ использовался под названием «коловорот» («коловрат»), не подтверждаются этнографическими источниками и научными историческими исследованиями (напр., в прилагаемом перечне литературы источники под №№ 5 и 6). Нигде в серьезной научной литературе, посвященной культуре древних славян, не имеется упоминания подобных названий. В книге Р. Багдасарова (см. 4) есть раздел «Русские имена свастики». Автор пишет, что славяне называли свои свастичные орнаменты «гуськами», «огневками», «коняшками». Наименования и характеристики распространяемой сейчас символики, в основе которой лежит свастика, - творчество деятелей неоязычества 1990-2000-х гг.

Искусственно созданное увлечение псевдославянской символикой вынуждает правоохранительные органы выносить административные взыскания ее распространителям - лицам, которые размещают данные символы в сети Интернет, «репостят» их в социальных сетях и торгуют предметами с их изображением. Эти действия ревнителями неоязычества оцениваются как воспрепятствование реализации права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания. Но с этим согласиться нельзя.

Во-первых, поскольку закон, запрещающий пропаганду и публичное демонстрирование символики, сходной с нацистской символикой до степени смешения, существует, он должен исполняться. Г аран- тированное Конституцией РФ право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания означает право исповедовать любые религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. К числу действий такого рода относится, в частности, использование религиозной символики. Закон защищает религиозные чувства граждан и религиозные символы (напр. ст. 148 УК РФ, ст. 5.26 КОАП РФ и др.) Однако право на свободу совести «может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (2, ст. 3 п. 2).

Во-вторых, доступность свастики в различных вариантах с привлекательными для массового сознания наименованиями и характеристиками приучает приучает население к мысли, что свастика - это нормально, это хорошо, это символ жизни, света, добра. А далее становится возможным следующий шаг: фашизм - это нормально. И вот уже в социальных сетях на страничках молодых людей появляются постеры с изображением нацистской символики и атрибутики (нацистского флага, «молний СС» и собственно свастики) в привлекательном и даже гламурном контексте. Это можно оценить не иначе как кощунство.

В-третьих, псевдославянская символика неразрывно связана с неоязыческой идеей исторического первенства славян (славяноариев), превосходства славян над неславянами, язычества - над другими религиями. В качестве примера: в ходе проведения одной из религиоведческих экспертиз автору было предоставлено для анализа изображение следующего содержания. В центре картинки, выполненной в желточерной цветовой гамме, характерной для компании сотовой связи «Билайн», и с логотипом этой компании, размещался символ «коловрат»: четыре длинные перекрещивающиеся в центре линии, от каждого из концов которых вправо (по часовой стрелке) отходила короткая линия в форме лезвия косы. Ниже и правее этого «коловрата» имелось изображение верхней части фигуры человека, падающего навзничь, с воздетыми кверху руками и кричащего «Ааааа...», как бы скошенного лезвиями «коловрата». Под изображением была размещена надпись «Дуй из России», а ниже текст: «Специальное предложение для неруси: ТАРИФ «ДОМАШНИЙ»! (Г оворить будешь ДОМА»).

В-четвертых, распространение символики, придуманной в последние десятилетия, и представление ее в качестве исконной и древнейшей не является, на взгляд автора, реализацией права на свободу совести и свободу вероисповедания. Представляется, что это проект, появившийся в условиях духовного разброда 1990-х годов, который характеризуется в большой степени коммерческой направленностью, дезориентирует массовое сознание россиян, искажает отечественную историю и не способствует общественному согласию.

Литература и источники:

1.    Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ. - Консультант-плюс.

2.   Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ. - Консультант-плюс.

3.    Багдасаров Р., Дымарский В., Захаров Д. Свастика: благословение или проклятие? / Эхо Москвы, 25.12.2008. Режим доступа: http: //echo .msk.ru/programs/victory/559590-echo/

4.    Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигио- ведческие очерки. - М.: Белые Альвы, 2006. Режим доступа: http: //bagdasarovr. narod.ru/swastika.htm#putyami

5.     Велецкая Н.Н. Символы славянского язычества. - М.: Вече, 2009.

Рыбаков Б.А., акад. Язычество древних славян. - М.: Наука, 2002.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.11.2017)
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%