Методика расследования хищений автотранспортных средств во многом зависит от правильного использования криминалистической характеристики данных преступлений. Закономерные связи между ее элементами помогают строить версии, целенаправленно организовывать поиск преступника и т.д.
Определяя содержание криминалистической характеристики преступлений, мы поддерживаем мнение Л.Я. Драпкина, который понимает криминалистическую характеристику преступлений как научную категорию, «в которой с достаточной степенью конкретности описаны типичные признаки и свойства события, обстановки, способа и механизма совершения общественно опасных деяний определенной классификационной группы, процесса образования и локализации доказательств, типологические качества личности и поведения виновных, потерпевших, а также устойчивые особенности иных объектов посягательства» [14, с. 17].
Опираясь на принципы необходимости, общности, целостности и значимости и учитывая особенности хищения автотранспорта, считаем необходимым выделить в качестве элементов криминалистической характеристики исследуемого вида преступлений следующие: 1) предмет преступного посягательства;
2) сведения об обстановке, в которой совершаются кражи автотранспорта;
3) сведения о способах совершения краж автотранспорта; 4) сведения о личности преступника (преступников), совершающего(их) кражи автотранспорта; 5) сведения о потерпевшем; 6) сведения о типичных материальных следах преступления и вероятных местах их нахождения.
Рассмотрим подробнее отдельные элементы, имеющие значение для раскрытия и расследования указанных преступлений.
Сведения о предмете преступного посягательства. Анализ материалов уголовных дел о расследовании данного вида преступлений свидетельствует о том, что весьма широк круг автотранспортных средств, которые становятся предметом преступлений рассматриваемого вида.
Большое количество хищений автомобилей марки и моделей ВАЗ можно объяснить широкой распространенностью марок и моделей этих автомобилей. В большинстве крупных городов лидирующие позиции занимают автомобили иностранных производителей.
Так, гр-н Т. совершил в городе Белгороде три кражи автомобилей с незаконным проникновением в помещение и причинением значительного ущерба. Все три автомобиля были отечественного производства: ВАЗ-21043, ВАЗ-21150, УАЗ-31512 [38]. По другому уголовному делу гр-н В. совершил в городе Белгороде хищение трех автомобилей отечественного производства: ВАЗ-211440, ВАЗ-21154, ВАЗ-211440 [39].
Сведения о способах совершения краж автотранспорта. Способ совершения преступлений - основной элемент криминалистической характеристики хищений автотранспортных средств. Сложность исполнения того или иного способа обусловлена комплексом действий (приемов), последовательно направленных на реализацию преступного замысла, и выражается в подготовке, совершении и сокрытии хищения.
Большинству хищений автотранспорта предшествует тщательная подготовка:
1) выбор предмета посягательства (модель, марка автомобиля, цвет, товарный вид, год выпуска);
2) наблюдение за поведением владельца (собственника) автомобиля;
3) выбор места совершения преступления (гараж, улица, автостоянка) и времени хищения (вечер, ночь, день);
4) изучение режима работы и условий охраны объекта, с которого предполагается совершить хищение;
5) подбор участников преступления, распределение ролей и функций между ними;
6) планирование преступной деятельности;
7) подбор специальных орудий, предметов и технических средств;
8) поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников);
9) выработка определенной линии поведения (противодействия правоохранительным органам) на случай провала и др.
С особой тщательностью готовятся кражи с охраняемых стоянок, из гаражей и иных закрытых объектов. Заметим, что неохраняемые автотранспортные средства часто похищают безо всякой предварительной подготовки, например, автомобили, оставленные водителями без присмотра с незапертой дверцей или опущенным стеклом двери.
Так, 18 марта 2011 года около 8 часов гр-н Т., находился в районе станции технического обслуживания, расположенной по адресу: г. Белгород, ул. Дзгоева д. 2, где в это время стоял припаркованный автомобиль УАЗ-31512, принадлежащий ОАО «РЖД» ЮВЖД Белгородская дистанция пути. Здесь у Т. возник умысел на хищение данного автомобиля. Реализуя свой преступный умысел, он проник внутрь салона через незапертую дверь, соединив провода зажигания, запустил двигатель, после чего с места преступления скрылся [38].
Грабежам и разбоям почти всегда присущ фактор внезапности. Если преступление совершается на открытой стоянке, внезапность достигается за счет нападения на потерпевшего из какой-либо засады или другого автомобиля. В пути следования злоумышленники обычно нападают на водителя сзади. Иногда они пытаются вступить в контакт с будущей жертвой (под видом различных специалистов, продавцов или покупателей автомобилей), затем, применяя насилие, похищают автотранспортное средство. При этом насилие над потерпевшим может осуществляться в различных формах: словесные угрозы; запугивание жертвы путем демонстрации оружия либо иных предметов, используемых в этих целях; причинение физического вреда здоровью потерпевшего различной степени тяжести (избиение, удушение; изоляция - связывание, удержание); доведение до беспомощного состояния путем введения в организм сильнодействующих или одурманивающих веществ (алкоголя, наркотиков, ядов, медицинских препаратов и др.); применение огнестрельного (холодного) оружия или иных предметов, используемых в этом качестве, и даже убийство потерпевшего.
Действия, направленные на непосредственное совершение преступления, включают в себя:
1) проникновение преступника к месту совершения кражи и обеспечение им своей безопасности;
2) проникновение в гараж или иное помещение, из которого совершается кража автомобиля;
3) нейтрализация противоугонных систем автомобиля;
4) проникновение в салон автомобиля;
5) разблокировка рулевого управления и запуск двигателя похищаемого автомобиля.
Рассмотрим содержание этих элементов более подробно.
Проникновение преступника к месту совершения кражи и обеспечение им своей безопасности. Места расположения автотранспортных средств можно условно разделить на два вида: неохраняемые и охраняемые. В том случае если преступники пытаются проникнуть к месту совершения кражи автомобиля, которое относится к неохраняемым объектам, они преследуют главную задачу - остаться незамеченными. Для этого преступники выбирают время суток, степень освещенности места расположения автомобиля, удаленность гаражей от жилых массивов и т.п.
Охраняемые объекты, в свою очередь, также условно можно разделить на два вида: открытые охраняемые объекты (платные стоянки, территории частных домовладений, территории предприятий и фирм и т.п.); закрытые охраняемые объекты (гаражи, автомастерские, ангары, боксы и т.п.). Проникновение к автотранспортным средствам, расположенным на открытых охраняемых объектах, осуществляется преступниками по подложным документам под видом сотрудников специальных служб, родственников потерпевшего и т.п. Проникая на закрытые охраняемые объекты, преступники выводят из строя сигнализацию гаражей, нарушая электрическую проводку и панели управления сигнализации, блокируют датчики систем охраны и сигнализации магнитами, отключают рубильники, вывинчивают пробки и т.д.
Проникновение в гараж или иное помещение, из которого совершается кража находящегося там автомобиля. Преступники применяют следующие способы проникновения в гараж (или иное помещение, где расположен автомобиль):
1. Взлом запирающих механизмов гаража с помощью тяжелых, массивных предметов. Характерными видами орудий, используемых при осуществлении преступниками данного способа проникновения в гараж, являются различные виды ломов, кувалды, молотки, разводные ключи с рычагами.
2. Перепиливание дужек навесных замков и петель дверей гаража. В этом случае преступники используют дрели с фрезой, работающие от аккумулятора, ножовки по металлу, специально приспособленные напильники и т.п.
3. Отжим полотна ворот или полотна входной двери в гараж.
4. Пролом и разбор стены гаража. Для такого способа проникновения преступники так же, как и в первом случае, используют ломы и кувалды.
5. Вырезание части полотна ворот или входной двери в гараж, а также перерезание дужек навесных замков, петель ворот гаража с помощью термической резки. Для этого используется аппаратура для газовой и электрической сварки.
6. Поднятие бетонных плит крыши гаража с помощью технических средств (строительной техники, домкратов и т.п.). В одном случае используются подъемные краны на базе автомобилей, в другом случае с помощью различных домкратов поддомкрачивается плита крыши.
7. Подбор ключей или отмычек к запирающим механизмам гаража.
8. Высверливание запирающих механизмов с помощью ручных и электрических дрелей.
9. Вырывание полотна ворот, входной двери и запирающих механизмов гаража с помощью транспортных средств.
Нейтрализация противоугонных систем автомобиля
В том случае если автомобиль находится в гараже, как правило, противоугонные системы отключены. В то же время если автотранспортное средство находится на открытой местности (неохраняемой или охраняемой), то автомобиль стоит под контролем противоугонных систем, а значит, преступник их должен нейтрализовать. В целях разблокировки противоугонных систем автомобиля преступники используют знания специалистов по электронике, например, заказывают им прибор, позволяющий на небольшом расстоянии вскрывать электронную сигнализацию, изготовленную без специальных блоков защиты. В некоторых случаях преступники совершают кражу дубликата брелока с кодом сигнализации либо узнают код через своих посредников, устанавливающих аппаратуру в автосервисе, а также во время случайного кратковременного ремонта.
Если автомобиль оснащен современными радиоэлектронными противоугонными устройствами, то их разблокировка осуществляется специальными электронными приборами (типа «код-грабер» или «код-сканер»), которые перехватывают радиосигнал в момент постановки автомобиля в режим охраны или снятия автомобиля с этого режима. Затем радиосигнал раскодируется названными приборами и используется для снятия автомобиля с охраны.
В некоторых случаях преступники умышленно вызывают многократное срабатывание звуковой сигнализации, после чего владелец автомобиля может сам отключить охранное устройство.
Проникновение преступника в салон автомобиля
В целях проникновения в салон автомобиля преступники используют некоторые конструктивные недостатки автомобилей. Так, наружный замок двери автомобиля и наружный замок багажника вскрываются ими с помощью отверток, линеек, ножей, проволоки, ключей, отмычек, специальных универсальных ключей и т.п.
Так, 7 июля 2012 года в 22-м часу Еременко и Прислегин, вступили в преступный сговор на хищение, находясь около припаркованного во дворе дома № 29 по ул. Губкина автомобиля ВАЗ-2110, принадлежащего Шутову. Согласно предварительной договоренности Еременко имеющейся отверткой открыл замок передней правой двери автомобиля, проник в салон и открыл капот. При- следин подсоединил клеммы аккумуляторной батареи, а Еременко, замкнув провода, завел двигатель. После этого Прислегин и Еременко на указанном автомобиле под управлением последнего скрылись [40].
Боковые стекла дверцы автомобиля открываются путем физического их отжатия и опускания в удобное для преступников положение.
Двери разблокируются ими с помощью проволочного крючка или проволочной петли, вводимых между уплотнительными резинками и металлической (пластиковой) окантовкой ветровой форточки в первом случае и между дверью и проемом двери - во втором.
Ветровая форточка некоторых марок автомобилей открывается путем теплового воздействия на стекло в месте крепления запора. В некоторых случаях преступники с целью воздействия на тяги и рычаги запирающей системы двери автомобиля вводят ножовочное полотно или гибкую металлическую линейку между стеклом и щитком двери.
Значительно реже применяется способ, связанный со сверлением или пробиванием отверстия вблизи дверного замка, с целью оказания воздействия на систему тяг и рычагов фиксатора двери, так как в результате ухудшается товарный вид автомобиля.
Остекленные части автомобиля разрушаются путем нанесения по ним ударов твердыми предметами. Иногда стекла автомобиля извлекаются с мест их расположения, для чего предварительно резиновые уплотнители стекол преступником надрезаются.
Разблокировка преступниками рулевого управления и запуск двигателя похищаемого автомобиля
После проникновения преступника в салон автомобиля перед ним стоят две задачи: разблокировка рулевого управления и запуск двигателя автомобиля.
Разблокировка рулевого управления, как правило, осуществляется двумя способами: одновременным физическим воздействием на механизм рулевого управления нескольких человек; неполной разборкой блокирующего механизма рулевого управления и «утапливанием» (нейтрализацией) фиксатора названного механизма.
Запуск двигателя похищаемого автомобиля осуществляется одним из пяти способов:
1. Частичным разбором замка зажигания и включением зажигания путем соединения контактных проводов «напрямую» (коротким замыканием).
2. Подбором ключа или отмычки к замку зажигания.
3. Удалением замка зажигания похищаемого автомобиля, подключением к его контактным проводам нового замка зажигания с имеющимся у преступников под этот замок ключом.
4. Использованием ключей, оставленных владельцем автомобиля в замке зажигания. Такая ситуация наиболее характерна в том случае, если автомобиль находится в гараже.
5. Запуск двигателя похищаемого автомобиля с помощью его буксировки другим транспортным средством.
В абсолютном большинстве случаев действия по подготовке, совершению и сокрытию краж автотранспортных средств связаны единым замыслом. Сокрытие преступления является третьим элементом полноструктурного способа совершения преступления.
Наиболее типичные приемы сокрытия таких преступлений:
- переправка автомобиля за пределы населенного пункта, где он был похищен;
- временное укрытие автотранспорта или его частей в специально приготовленных для этой цели местах (по месту жительства, работы преступников или их родственников и знакомых, а также в лесопосадках, оврагах и др.);
- изменение внешнего вида, заводской маркировки, государственных номерных знаков автомобиля;
- демонтаж автотранспортного средства на отдельные узлы и агрегаты;
- подделка (изготовление) документов на право пользования и владения автомобилем;
- уничтожение орудий и предметов, а также материальных следов преступления.
Характерно, что эти и другие приемы подготовки, совершения и сокрытия хищений автотранспорта используются в различных сочетаниях и разной последовательности, в зависимости от характера совершаемого преступления и личности преступников. В отдельных случаях меры по сокрытию вообще не применяются.
Сбыт транспортных средств - завершающая стадия рассматриваемых преступлений. В современных условиях похищенный автотранспорт может быть реализован целиком или по частям по месту совершения преступления или за его пределами. К месту сбыта похищенные автомобили переправляются сухопутным, водным и воздушным путями. Профессиональные преступники для этого используют автотрейлеры, железнодорожные платформы, контейнеры, паромы и даже авиалайнеры.
Сведения о личности преступника (преступников), совершающе- го(их) кражи автотранспорта
Приведенные особенности совершения и сокрытия краж автомобилей в совокупности свидетельствуют о том, что время примитивных преступников- одиночек прошло. Невзирая на то, что значительная часть раскрытых преступлений инкриминируется всего лишь одному лицу, все-таки стоит признать, что кражи автотранспортных средств совершаются за редким исключением только группами, и участие в самых банальных из них - путем свободного доступа - принимают как минимум 2 человека.
Характерной чертой преступных групп, занимающихся хищениями автомобилей, является ориентация на определенные виды автотранспортных средств, имеющих спрос на потребительском рынке, хороший товарный вид и высокую стоимость. Г руппа отличается устойчивостью отношений, распределением ролей и наличием иерархии, использованием однотипных способов совершения преступлений и каналов сбыта похищенного. Доходы от преступного бизнеса становятся для участников группы основным источником обогащения. Наличие своеобразной конкуренции способствует разделению сфер деятельности.
В зависимости от масштаба преступной деятельности, степени сплоченности, получаемых доходов и границы влияния можно выделить несколько типов групп, специализирующихся на кражах автотранспорта.
К местным преступным группам относятся те из них, которые действуют в рамках одного населенного пункта, по месту жительства преступников; состоят из молодежи в возрасте до 20 лет и могут быть достаточно многочисленны - до 30 человек. Организационная структура группы не очень высока, и ее участники, помимо краж автотранспортных средств, совершают и другие преступления. Большинство неформальных лидеров и непосредственных исполнителей краж не имеют достаточных навыков совершения и сокрытия преступлений; главным для них является получение определенных материальных выгод от хищения.
В целях уточнения предложенной автором классификации и отличия данного типа групп от нижеследующего стоило бы ограничить радиус действия группы не рамками всего населенного пункта, который может быть достаточно крупным, а пределами района и пограничных к нему территорий.
Следующую ступень занимает региональная преступная группа, состоящая из более старшей возрастной категории (до 24 лет) и имеющая больший диапазон действия: в пределах города, области, региона. Внутри этой группы существует распределение ролей на организаторов и исполнителей преступлений, а также лиц, осуществляющих переделку и демонтаж похищенных машин, и сбытчиков краденного. Старшие члены группы для выполнения черновой работы привлекают несовершеннолетних, которым проще избежать серьезного наказания в случае задержания.
Третий тип преступных групп - межрегиональные. Их деятельность не ограничивается рамками одного региона, а распространяется на несколько. Территориальный размах их деятельности возможен благодаря устойчивости, строгой дисциплине, плановости действий, четкому распределению ролей, иерархии, целеустремленности, общности денежных интересов, использованию современных технических средств при совершении преступлений.
Транснациональные преступные группы отличаются еще более совершенной организацией и широким размахом преступной деятельности, выходящей за пределы одного государства. Имея черты, свойственные межрегиональным группам, они в то же время состоят из нескольких блоков и более законспирированы. Для них характерны коррумпированные связи с должностными лицами государственных учреждений, пограничной, таможенной служб и правоохранительных органов. Предметом посягательства транснациональных групп являются, как правило, дорогостоящие иномарки или новые автомобили отечественного производства, представляющие интерес для стран СНГ. Нередко автомобили похищаются партиями с заводов-изготовителей или торгующих организаций. Их легализация зачастую происходит с помощью самих сотрудников потерпевшего юридического лица.
Являясь высшей ступенью в лестнице организованной преступности, сообщество требует очень точной конкретизации признаков, подлежащих доказыванию.
О существовании преступного сообщества могут свидетельствовать:
- наличие единых преступных целей;
- разработка методов преступной деятельности;
- планирование преступлений;
- определение способов совершения преступлений и каналов сбыта похищенного;
- руководство сообществом одним или несколькими лицами;
- распределение обязанностей внутри организации и ролей при совершении преступлений и их сокрытии;
- наличие финансовой системы в организации;
- межрегиональный или транснациональный характер деятельности;
- разделение сфер влияния с другими группировками;
- конспиративность внутри самой организации;
- установление коррумпированных связей с сотрудниками государственных органов;
- применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов организации.
Как показывают исследования, кражи автомобилей совершаются лицами, имеющими возрастные и профессиональные особенности, определенный социальный статус и другие характерные криминологические признаки.
Анализ возрастной характеристики лиц, совершивших кражи автомобилей, показал, что наибольшей криминальной активностью обладает возрастная группа от 18 до 24 лет. Ими стабильно в среднем совершается около 70 % всех таких краж. За ней следует возрастная группа от 25 до 29 лет. Удельный вес преступлений, совершенных этой группой, составляет менее 20 %. Чуть реже совершаются такие преступления несовершеннолетними. И еще меньше - преступниками в возрасте от 30 до 40 лет. Следует подчеркнуть, что 87 % противоправных посягательств на автомобили совершается в группе. Исследование социальных характеристик показало, что 52 % задержанных за кражи автомобилей нигде не работали, 19 % трудились в сфере экономики, 15 % по роду занятий - учащиеся (студенты), 14 % трудились в иных сферах (работали охранниками, на государственной службе, были предпринимателями). 64,3 % лиц, участвовавших в совершении краж автомобилей, являлись профессиональными водителями.
Большинство преступников по отношению к месту совершения хищения автомобиля являлись местными жителями.
Анализ статистических данных показывает, что в зимний период активность правонарушителей проявляется меньше, чем в наиболее интенсивный период эксплуатации транспорта с апреля по ноябрь включительно.
Систематизировав категории лиц, представляющих оперативный интерес и склонных к совершению противоправных посягательств на автотранспортные средства, их можно разделить на 5 групп (категорий).
Первая группа: ранее судимые за:
- убийство водителя, разбой (грабеж), совершенные как с целью завладения автотранспортным средством, перевозимым грузом, так и в отношении водителя (пассажира);
- вымогательство и мошенничество, где предметом посягательства был автотранспорт; кражи из гаражей и автотранспортных средств;
- подделку, изготовление, сбыт и использование поддельных документов;
- изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг (как показала практика, ряд организованных преступных групп, занимающихся изготовлением и сбытом поддельных денег, занимались изготовлением поддельных документов на автотранспорт (свидетельств о регистрации транспортного средства) и использовали их в качестве документов прикрытия для перегона, сбыта похищенных автотранспортных средств, совершаемых участниками преступной группировки);
- скупку и сбыт краденых автотранспортных средств, заведомо добытых преступным путем, а также автозапчастей и автомагнитол;
- подделку и уничтожение идентификационного номера транспортного средства;
- сбыт и употребление наркотиков (т.к. средства для приобретения наркотиков добываются в результате совершения имущественных преступлений, в том числе путем совершения краж автотранспортных средств и их сбыта), а также краж автозапчастей и иных товароматериальных ценностей, похищенных из автотранспортных средств или мест их хранения;
- контрабанду и легализацию похищенных ранее автотранспортных средств.
Вторая группа: заказчики, перекупщики-сбытчики:
- организаторы неоднократных противоправных посягательств на автотранспортные средства, которые возвели эти деяния в ранг нелегального бизнеса. Они являются создателями нескольких структур преступных групп для выполнения каждой такой группой отдельной функции (роли) на определенном этапе противоправного посягательства, от стадии приготовления до сбыта похищенного автотранспортного средства;
- изготовители, сбытчики, скупщики поддельных документов на автотранспортные средства (в том числе и похищенных). Такая категория, как правило, имеет прямые контакты с ворами-карманниками;
- изготовители, сбытчики орудий преступления и технических средств для проникновения в автомобили;
- специалисты по раскодировке автомобильных компьютеров и автомагнитол;
- перегонщики похищенных автотранспортных средств;
- художники, гравировщики, оказывающие услуги преступникам по подделке документов, изготовлению поддельных табличек с идентификационными номерами;
- лица, занимающиеся профессиональным ремонтом автотранспортных средств.
Третья группа: сотрудники (в том числе и руководители) фирм, предприятий, организаций, автомагазинов, авторынков, автостоянок, оказывающих членам организованных преступных групп, специализирующихся на кражах автотранспортных средств, услуги по хранению, разборке, переоборудованию, сбыту, оформлению и выдаче подлинных документов на похищенный автотранспорт.
Четвертая группа: военнослужащие, склонные к совершению противоправных посягательств на автотранспортные средства, которые вплоть до задержания с поличным (сотрудниками полиции или потерпевшими) остаются практически вне оперативного контроля со стороны сотрудников органов внутренних дел. Так, до сих пор существует негативная практика укрытия информации о таких военнослужащих как со стороны командиров воинских частей, так и со стороны спецслужб, курирующих воинские части. Причины совершения противоправных посягательств военнослужащими различные, а неудовлетворительное взаимодействие оперативных подразделений, курирующих эту линию работы с работниками ФСБ и военные части, приводит к существующим на сегодняшний день проблемам. Командиры воинских частей, зная, что получат наказание со стороны вышестоящих командиров, за совершение преступлений военнослужащими, скрывают указанные факты.
Пятая группа: должностные лица (чиновники) законодательной и исполнительной властей, поддерживающие коррупционные связи с организованными преступными группами (сообществами) в сфере нелегального автомобильного бизнеса и обеспечивающие правовое прикрытие, в том числе информационным обеспечением (о времени, месте контрабандного прохода государственной границы, нелегальном ввозе (вывозе) на территорию России похищенного автотранспорта, его сопровождении, легализации. Конкретно часть:
- депутатского корпуса, участвующего в законодательном лоббировании интересов организованных преступных сообществ в сфере нелегального автомобильного бизнеса;
- сотрудников таможенных подразделений (при прохождении государственной границы и первичном оформлении (регистрации транспортного средства, первая стадия легализации похищенного автотранспортного средства), дознавателей, получающих материалы с выявленными признаками поддельных документов или измененных идентификационных номеров и выносящих постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, экспертов таможенных подразделений, дающих положительное для владельца похищенного автотранспортного средства заключение при явных признаках подделки документов или обнаруженных признаках изменения идентификационного номера, а также информационное обеспечение преступников о транспортном средстве и ее владельце или изготовления ключей-дубликатов во время нахождения автотранспорта на таможенном складе;
- сотрудников органов внутренних дел, оказывающих преступникам услуги за различные вознаграждения по поводу:
а) сопровождения (или обеспечения сопровождения) похищенного автотранспорта;
б) регистрации похищенного автотранспортного средства с явными признаками поддельных документов или измененных идентификационных номеров;
в) продажи информации преступникам: о владельце автотранспортного средства (его анкетные данные, адрес, место работы, телефоны, место стоянки (хранения автотранспорта)); времени, месте и способе проведения оперативнопоисковых мероприятий; о лицах, оказывающих правоохранительным органам конфиденциальное содействие;
г) соучастия с преступной группой по возврату законному владельцу похищенного автотранспорта;
д) выработанного стереотипа неправильных действий сотрудниками полиции (дознания), реагирующих в одностороннем порядке на полученную информацию, по поводу выявленных (обнаруженных) изменений в идентификационных номерах на автотранспортном средстве (в результате технических осмотров, оперативной информации и иных возможностей) путем вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел;
ж) оказания умышленного давления некоторыми руководителями подразделений УМВД на сотрудников подразделений уголовного розыска, следствия, отвечающих за линию борьбы с кражами и угонами автотранспорта;
з) консультирования участников организованного преступного формирования и т.д.; «заинтересованных работников прокуратуры», оказывающих давление на следователя, добросовестно и качественно проводящего расследование в отношении лица, причастного к противоправному посягательству на автотранспортное средство; невыдачи санкции на арест в отношении таких лиц и другие меры; отдельных судей (в основном первой инстанции), принимающих решения (выносящие приговор) о наказании в отношении лиц, причастных к противоправным посягательствам на автотранспортные средства, не связанные с лишением свободы. Заинтересованность «нечистоплотных» судей проявляется также и при легализации ими похищенного автотранспорта.
Наблюдаемая тенденция последних лет показывает, что, несмотря на увеличение влияния международной преступности на нелегальный автомобильный бизнес в России, достаточно быстрое вливание организованных преступных группировок в транснациональное преступное сообщество, в некоторой степени чувствуется организующая роль российских ОПГ в данной отрасли преступного бизнеса не только в Европе, но и в Америке.
Изучение уголовных дел и дел оперативного учета позволило выделить последовательность и алгоритм действий организованных преступных групп (ОПГ) по совершению рассматриваемых преступлений:
1) подготовка к совершению краж автомобилей с целью их возврата законным владельцам за деньги (поиск объекта преступления - автомобиля; разведывательные мероприятия в отношении предполагаемого потерпевшего);
2) кража автомобиля и укрытие его в подготовленном заранее месте;
3) действия преступников по возврату автомобиля (переговоры с потерпевшим и (или) с посредниками; получение выкупа; возврат похищенного автотранспортного средства собственнику).
Действия по подготовке к совершению кражи автомобиля начинаются, как правило, с момента принятия решения совершить преступление. С этого времени преступники начинают проведение мероприятий по выбору предмета преступления (автомобиля) и сбору сведений об автовладельце (или о пользователе транспортного средства). Преступники изучают образ жизни, выявляют места парковки и хранения автомобиля, наличие установленных на транспортном средстве и месте нахождения охранных и запорных устройств. Иными словами, проводится своеобразная «криминальная разведка».
Для сбора информации злоумышленники осуществляют различные мероприятия, внешне схожие с официальными оперативно-разыскными:
- наблюдение;
- опросы граждан, в том числе зашифрованные и легендированные;
- обследование автостоянок, мест парковки и хранения транспортного средства, участков местности (с целью выбора оптимального пути отхода с места хищения);
- приобретение источников информации или внедрение членов преступной структуры в фирмы и предприятия, занимающиеся продажей, ремонтом, гарантийным обслуживанием автомобилей, установкой на них охранных систем, а также в охранные структуры гаражно-строительных кооперативов (ГСК), автостоянок.
Необходимо подчеркнуть, что кража автомобиля невозможна в принципе без применения технических средств. Подготовка к совершению рассматриваемых преступлений выражается в приискании и приспособлении различных технических средств, необходимых для проникновения на объект хранения (парковки) и в само транспортное средство, отключения или повреждения сигнализации и запорных устройств, запуска двигателя. Преступниками заранее заготавливаются дубликаты ключей, различные отмычки, слесарный и специальный инструмент (сварочные аппараты, автогены, радиомаяки, сканеры кодов сигнализации и т.д.).
На этапе подготовки преступления заранее изучается возможность хранения, переделки, разбора, сбыта похищенного автомобиля или его возврата за выкуп владельцу. Для этих целей снимаются в аренду гаражи, автомастерские, в которых планируется разбирать, хранить или переделывать похищенный автомобиль. Практике известны случаи, когда, изучив образ жизни потерпевших, преступники арендовывали гаражи рядом с местом предполагаемого хищения, чтобы снизить риск быть задержанными с поличным. В такой ситуации проведение операции «Перехват», как правило, не дает положительного результата.
Кража автомобиля и укрытие его в подготовленном заранее месте
Как показывают материалы уголовных дел, автомобиль похищает наиболее слабое звено в организованной преступной группе - лицо, пользующееся наименьшим авторитетом. Зачастую это молодые люди 18-25 лет, ранее не судимые, но в тоже время дерзкие, отчаянные и амбициозные, в задачу которых входит самый опасный, с точки зрения уголовного преследования, «участок работы».
Проникая в помещения, где хранятся автомобили, преступники сознательно идут на значительный риск и трудности, связанные с преодолением запорных устройств. Это происходит в тех случаях, когда они намерены похитить конкретное транспортное средство, привлекающее их своими индивидуальными качествами.
В зависимости от места стоянки (хранения) автомобиля и наличия технических средств защиты преступники применяют все новые способы хищения.
К примеру, 23 декабря 2010 года гр-н Т. прибыл в гаражно-строительный кооператив, расположенный на ул. Железнякова города Белгорода с целью тайного хищения чужого имущества. Реализуя свой преступный умысел, действуя из корыстных побуждений, он подошел к гаражу № 227, принадлежащему Бурлакову, при помощи двух отверток открыл замок ворот, после чего незаконно проник в помещение указанного гаража. Там Т. запустил двигатель автомобиля ВАЗ-21043 и скрылся с места преступления на указанном автомобиле.
Он же 3 февраля 2011 года при помощи двух отверток открыл замок ворот, после чего незаконно проник в помещение гаража № 206, расположенного в гаражно-строительном кооперативе № 78, который находится на ул. Индустриальной города Белгорода, откуда совершил хищение автомобиля ВАЗ- 21150, принадлежащего Панасенко [38].
Оказавшись вблизи транспортного средства, преступники применяют следующие способы для проникновения внутрь салона и запуска двигателя:
- отключают сигнализацию и электронно-механические запирающие устройства. Охранные системы, как правило, преступниками изучаются заранее. Ими приобретаются пароли, коды, дубликаты пультов или используются специальные приборы (сканеры радиосигналов) для записи и воспроизведения электронного сигнала на отключение сигнализации и открытие двери;
- используют дубликаты ключей от дверного замка и замка зажигания. Дубликат изготавливается со слепков ключей, которые часто снимаются в автомастерских, мойках, автостоянках, где потерпевший оставляет на время связку ключей без внимания;
- подбирают ключи к дверному замку автомобиля и замку зажигания.
Перечисленные два способа встречаются наиболее часто, поскольку в
этих случаях не остается видимых повреждений на автомобиле, что избавляет похитителей от необходимости его ремонта и не снижает его стоимость. Указанные способы часто применяются при хищении транспортного средства с улицы, чтобы не привлечь внимание окружающих.
Автомобиль также может изыматься с места преступления и с применением других транспортных средств путем буксировки, в том числе и с частичной или полной погрузкой на другое транспортное средство.
Характерные действия преступников при совершении кражи автомобиля можно проследить на следующем примере. Преступная группа в составе четырех человек решила похитить автомобиль с целью последующего его возврата за деньги потерпевшему. Преступники заранее выследили автомобиль «Тойота -Камри», преследовали его по городу до места парковки. Согласно имевшейся договоренности и распределению ролей двое преступников должны были наблюдать за вышедшим из автомобиля водителем, а остальные двое - проникнуть в автомобиль с помощью заранее подготовленных приспособлений и похитить его. Связь между преступниками поддерживалась с помощью радиостанции. После совершения кражи трое преступников на своем автомобиле скрылись, а четвертый на похищенном автомобиле проследовал в заранее арендованный гаражный бокс в ГСК. После этого преступники стали ждать объявления потерпевшего в бегущей строке одного из городских телеканалов о готовности выплатить деньги за возврат похищенного автомобиля.
Действия преступников по возврату законным владельцам похищенных автомобилей за денежное вознаграждение
После совершения кражи исполнитель сообщает лидеру группы о совершенном преступлении (где и какое похищено автотранспортное средство). Для сокрытия похищенного автомобиля используются определенные места, которые заранее планируются, а иногда и готовятся (автостоянки, дворы домов, автомастерские, гаражи, лесополосы).
В большинстве случаев потерпевшие незамедлительно заявляют о краже транспортного средства в полицию. Но, как показало изучение уголовных дел, делают это исключительно с целью объявления автомобиля в розыск, надеясь, что он случайно будет обнаружен.
В некоторых случаях потерпевшие не заявляют о краже автомобиля в правоохранительные органы, а выжидают момент, когда похитители выйдут на них и предложат вернуть автотранспортное средство за выкуп. С этой целью они дают объявления в средства массовой информации с просьбой за денежное вознаграждение вернуть автомобиль либо сообщить о его местонахождении по указанному телефону.
Выяснив способ выхода на потерпевшего, как правило, это домашний или мобильный телефон, преступники предлагают свои услуги по возврату похищенного автомобиля за определенное денежное вознаграждение. При этом они говорят потерпевшему найти посредника, через которого надо будет передать названную ими сумму, либо предлагают своего человека, как правило, члена иной преступной группировки.
Зачастую в роли посредников выступают одни и те же лица, известные преступникам. Посредник необходим преступникам для обеспечения их собственной безопасности и недопущения нежелательных контактов с потерпевшим и сотрудниками полиции.
Сумма выкупа составляет в среднем около 20-30 % от стоимости автомобиля, что устраивает владельца и преступников, т.к. именно столько будет стоить похищенный автомобиль на «черном рынке».
Отметим, что в ходе телефонных переговоров преступников с потерпевшим последнему разъясняется, что в случае его обращения к сотрудникам полиции автомобиль будет уничтожен либо продан по запчастям. Как правило, эти аргументы оказывают сильное влияние на потерпевшего. В дальнейшем потерпевший отказывается от контактов с сотрудниками полиции либо вводит их в заблуждение, предоставляя искаженную информацию. Обычно после передачи денег автомобиль выгоняется из гаража - «отстойника» и паркуется неподалеку. О его местонахождении посредник, выступая гарантом «сделки», сообщает владельцу по телефону в течение суток.
Получив похищенный автомобиль, потерпевший следует «инструкциям» преступников и обращается в орган внутренних дел с заявлением о том, что граждане якобы откликнулись на опубликованное им объявление и сообщили ему о месте нахождения автомобиля. При этом он умышленно скрывает фактические данные о лице, с помощью которого получил автомобиль и механизм его возврата. В дальнейшем автомобиль снимается с учета как находящийся в розыске, но преступление остается нераскрытым, так как преступники не установлены.
Приведем следующий пример. В ночь с 17 на 18 мая 2006 года Кучманов неустановленным способом завладел ключом от автомобиля «Тайота Авенсис», после чего, имея умысел на тайное его хищение, прибыл к принадлежащему Александрову гаражу, расположенному возле дома 230 по пр. Богдана Хмельницкого г. Белгорода, где сломал накладной замок гаражных ворот. Кучманов незаконно проник в помещение гаража, откуда похитил указанный автомобиль, принадлежащий Анохиной, и находившиеся в нем вещи, принадлежащие Александрову.
С похищенным имуществом он с места происшествия скрылся, распорядившись им по своему усмотрению, спрятав автомобиль, которым по генеральной доверенности управлял Александров, в гараже своего отца - № 38 ГСК «Прогресс» в районе ул. Менделеева г. Белгорода.
Кучманов, продолжая преступную деятельность, обратив похищенные им автомобиль «Тайота Авенсис» и находившиеся в нем имущество и важные личные документы в свою пользу, добиваясь его выкупа под угрозой его повреждения, 19 мая 2006 года в дневное время через Хрусталева передал Александрову незаконные требования о передаче ему денежных средств в сумме 5 000 долларов США, угрожая в противном случае повреждением указанного автомобиля.
С целью получения требуемой суммы Кучманов вступил в преступный сговор с Кредиковым в период с 27 по 29 июня 2006 года, с 1 по 18 июля 2006 года неоднократно по телефону и при личных встречах с Александровым и Тереховым, к которому последний обратился с просьбой дать ему в долг требуемую сумму денег, высказывал ему незаконные требования о передаче денежной суммы, угрожая в случае их невыполнения применением насилия к ним и повреждением автомобиля.
18 июля 2006 года около 14 часов незаконные действия Кучманова и Кре- дикова были пресечены сотрудниками ОВД. Кредиков был объявлен в розыск, а Кучманов приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима [41].
Посягательства на автотранспортные средства совершаются с целью:
1) полного демонтажа автотранспортного средства с последующей реализацией по запчастям;
2) реализации с изменением цвета, идентификационных номеров, деталей и узлов с их частичной заменой на похищенном автотранспортном средстве (как по подложным, так и по подлинным документам с аварийного автомобиля);
3) реализации без переоборудования с документами-дубликатами (в данном случае кража может быть совершена бывшим владельцем);
4) частичного демонтажа;
5) получения выкупа у законного владельца;
6) мести;
7) вымогательства;
8) хищения из автотранспортного средства автомагнитол, других оставленных в салоне вещей (продуктов);
9) получения денежной компенсации у страховой компании;
10) совершения иного преступления;
11) «фиктивной» кражи, угона, совершенных собственником или его близкими (в случае развода или материальных претензий других лиц по суду или без суда);
12) поездки до определенного места (что крайне редко).
Таким образом, выявленные нами закономерные связи между элементами криминалистической характеристики хищений автотранспортных средств могут помочь следователю и органу дознания в выдвижении версий на первоначальном этапе расследования.
Однако в любом случае для установления преступника недопустима шаблонность действий правоохранительных органов. Необходим всесторонний анализ любой криминалистически значимой информации, собранной до и после возбуждения уголовного дела, для обоснованного сужения круга подозреваемых лиц.
|