Вторник, 26.11.2024, 00:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Сведения о личности преступника (преступников), совершающего(их) кражи автотранспорта

Приведенные особенности совершения и сокрытия краж автомобилей в совокупности свидетельствуют о том, что время примитивных преступников- одиночек прошло. Невзирая на то, что значительная часть раскрытых преступлений инкриминируется всего лишь одному лицу, все-таки стоит признать, что кражи автотранспортных средств совершаются за редким исключением только группами, и участие в самых банальных из них - путем свободного доступа - принимают как минимум 2 человека.

Характерной чертой преступных групп, занимающихся хищениями автомобилей, является ориентация на определенные виды автотранспортных средств, имеющих спрос на потребительском рынке, хороший товарный вид и высокую стоимость. Г руппа отличается устойчивостью отношений, распределением ролей и наличием иерархии, использованием однотипных способов совершения преступлений и каналов сбыта похищенного. Доходы от преступного бизнеса становятся для участников группы основным источником обогащения. Наличие своеобразной конкуренции способствует разделению сфер деятельности.

В зависимости от масштаба преступной деятельности, степени сплоченности, получаемых доходов и границы влияния можно выделить несколько типов групп, специализирующихся на кражах автотранспорта.

К местным преступным группам относятся те из них, которые действуют в рамках одного населенного пункта, по месту жительства преступников; состоят из молодежи в возрасте до 20 лет и могут быть достаточно многочисленны - до 30 человек. Организационная структура группы не очень высока, и ее участники, помимо краж автотранспортных средств, совершают и другие преступления. Большинство неформальных лидеров и непосредственных исполнителей краж не имеют достаточных навыков совершения и сокрытия преступлений; главным для них является получение определенных материальных выгод от хищения.

В целях уточнения предложенной автором классификации и отличия данного типа групп от нижеследующего стоило бы ограничить радиус действия группы не рамками всего населенного пункта, который может быть достаточно крупным, а пределами района и пограничных к нему территорий.

Следующую ступень занимает региональная преступная группа, состоящая из более старшей возрастной категории (до 24 лет) и имеющая больший диапазон действия: в пределах города, области, региона. Внутри этой группы существует распределение ролей на организаторов и исполнителей преступлений, а также лиц, осуществляющих переделку и демонтаж похищенных машин, и сбытчиков краденного. Старшие члены группы для выполнения черновой работы привлекают несовершеннолетних, которым проще избежать серьезного наказания в случае задержания.

Третий тип преступных групп - межрегиональные. Их деятельность не ограничивается рамками одного региона, а распространяется на несколько. Территориальный размах их деятельности возможен благодаря устойчивости, строгой дисциплине, плановости действий, четкому распределению ролей, иерархии, целеустремленности, общности денежных интересов, использованию современных технических средств при совершении преступлений.

Транснациональные преступные группы отличаются еще более совершенной организацией и широким размахом преступной деятельности, выходящей за пределы одного государства. Имея черты, свойственные межрегиональным группам, они в то же время состоят из нескольких блоков и более законспирированы. Для них характерны коррумпированные связи с должностными лицами государственных учреждений, пограничной, таможенной служб и правоохранительных органов. Предметом посягательства транснациональных групп являются, как правило, дорогостоящие иномарки или новые автомобили отечественного производства, представляющие интерес для стран СНГ. Нередко автомобили похищаются партиями с заводов-изготовителей или торгующих организаций. Их легализация зачастую происходит с помощью самих сотрудников потерпевшего юридического лица.

Являясь высшей ступенью в лестнице организованной преступности, сообщество требует очень точной конкретизации признаков, подлежащих доказыванию.

О существовании преступного сообщества могут свидетельствовать:

-       наличие единых преступных целей;

-       разработка методов преступной деятельности;

-       планирование преступлений;

-      определение способов совершения преступлений и каналов сбыта похищенного;

-       руководство сообществом одним или несколькими лицами;

-      распределение обязанностей внутри организации и ролей при совершении преступлений и их сокрытии;

-       наличие финансовой системы в организации;

-       межрегиональный или транснациональный характер деятельности;

-       разделение сфер влияния с другими группировками;

-       конспиративность внутри самой организации;

-      установление коррумпированных связей с сотрудниками государственных органов;

-      применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов организации.

Как показывают исследования, кражи автомобилей совершаются лицами, имеющими возрастные и профессиональные особенности, определенный социальный статус и другие характерные криминологические признаки.

Анализ возрастной характеристики лиц, совершивших кражи автомобилей, показал, что наибольшей криминальной активностью обладает возрастная группа от 18 до 24 лет. Ими стабильно в среднем совершается около 70 % всех таких краж. За ней следует возрастная группа от 25 до 29 лет. Удельный вес преступлений, совершенных этой группой, составляет менее 20 %. Чуть реже совершаются такие преступления несовершеннолетними. И еще меньше - преступниками в возрасте от 30 до 40 лет. Следует подчеркнуть, что 87 % противоправных посягательств на автомобили совершается в группе. Исследование социальных характеристик показало, что 52 % задержанных за кражи автомобилей нигде не работали, 19 % трудились в сфере экономики, 15 % по роду занятий - учащиеся (студенты), 14 % трудились в иных сферах (работали охранниками, на государственной службе, были предпринимателями). 64,3 % лиц, участвовавших в совершении краж автомобилей, являлись профессиональными водителями.

Большинство преступников по отношению к месту совершения хищения автомобиля являлись местными жителями.

Анализ статистических данных показывает, что в зимний период активность правонарушителей проявляется меньше, чем в наиболее интенсивный период эксплуатации транспорта с апреля по ноябрь включительно.

Систематизировав категории лиц, представляющих оперативный интерес и склонных к совершению противоправных посягательств на автотранспортные средства, их можно разделить на 5 групп (категорий).

Первая группа: ранее судимые за:

-      убийство водителя, разбой (грабеж), совершенные как с целью завладения автотранспортным средством, перевозимым грузом, так и в отношении водителя (пассажира);

-      вымогательство и мошенничество, где предметом посягательства был автотранспорт; кражи из гаражей и автотранспортных средств;

-       подделку, изготовление, сбыт и использование поддельных документов;

-      изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг (как показала практика, ряд организованных преступных групп, занимающихся изготовлением и сбытом поддельных денег, занимались изготовлением поддельных документов на автотранспорт (свидетельств о регистрации транспортного средства) и использовали их в качестве документов прикрытия для перегона, сбыта похищенных автотранспортных средств, совершаемых участниками преступной группировки);

-      скупку и сбыт краденых автотранспортных средств, заведомо добытых преступным путем, а также автозапчастей и автомагнитол;

-      подделку и уничтожение идентификационного номера транспортного средства;

-      сбыт и употребление наркотиков (т.к. средства для приобретения наркотиков добываются в результате совершения имущественных преступлений, в том числе путем совершения краж автотранспортных средств и их сбыта), а также краж автозапчастей и иных товароматериальных ценностей, похищенных из автотранспортных средств или мест их хранения;

-      контрабанду и легализацию похищенных ранее автотранспортных средств.

Вторая группа: заказчики, перекупщики-сбытчики:

-      организаторы неоднократных противоправных посягательств на автотранспортные средства, которые возвели эти деяния в ранг нелегального бизнеса. Они являются создателями нескольких структур преступных групп для выполнения каждой такой группой отдельной функции (роли) на определенном этапе противоправного посягательства, от стадии приготовления до сбыта похищенного автотранспортного средства;

-      изготовители, сбытчики, скупщики поддельных документов на автотранспортные средства (в том числе и похищенных). Такая категория, как правило, имеет прямые контакты с ворами-карманниками;

-      изготовители, сбытчики орудий преступления и технических средств для проникновения в автомобили;

-      специалисты по раскодировке автомобильных компьютеров и автомагнитол;

-       перегонщики похищенных автотранспортных средств;

-      художники, гравировщики, оказывающие услуги преступникам по подделке документов, изготовлению поддельных табличек с идентификационными номерами;

-      лица, занимающиеся профессиональным ремонтом автотранспортных средств.

Третья группа: сотрудники (в том числе и руководители) фирм, предприятий, организаций, автомагазинов, авторынков, автостоянок, оказывающих членам организованных преступных групп, специализирующихся на кражах автотранспортных средств, услуги по хранению, разборке, переоборудованию, сбыту, оформлению и выдаче подлинных документов на похищенный автотранспорт.

Четвертая группа: военнослужащие, склонные к совершению противоправных посягательств на автотранспортные средства, которые вплоть до задержания с поличным (сотрудниками полиции или потерпевшими) остаются практически вне оперативного контроля со стороны сотрудников органов внутренних дел. Так, до сих пор существует негативная практика укрытия информации о таких военнослужащих как со стороны командиров воинских частей, так и со стороны спецслужб, курирующих воинские части. Причины совершения противоправных посягательств военнослужащими различные, а неудовлетворительное взаимодействие оперативных подразделений, курирующих эту линию работы с работниками ФСБ и военные части, приводит к существующим на сегодняшний день проблемам. Командиры воинских частей, зная, что получат наказание со стороны вышестоящих командиров, за совершение преступлений военнослужащими, скрывают указанные факты.

Пятая группа: должностные лица (чиновники) законодательной и исполнительной властей, поддерживающие коррупционные связи с организованными преступными группами (сообществами) в сфере нелегального автомобильного бизнеса и обеспечивающие правовое прикрытие, в том числе информационным обеспечением (о времени, месте контрабандного прохода государственной границы, нелегальном ввозе (вывозе) на территорию России похищенного автотранспорта, его сопровождении, легализации. Конкретно часть:

-       депутатского корпуса, участвующего в законодательном лоббировании интересов организованных преступных сообществ в сфере нелегального автомобильного бизнеса;

-       сотрудников таможенных подразделений (при прохождении государственной границы и первичном оформлении (регистрации транспортного средства, первая стадия легализации похищенного автотранспортного средства), дознавателей, получающих материалы с выявленными признаками поддельных документов или измененных идентификационных номеров и выносящих постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, экспертов таможенных подразделений, дающих положительное для владельца похищенного автотранспортного средства заключение при явных признаках подделки документов или обнаруженных признаках изменения идентификационного номера, а также информационное обеспечение преступников о транспортном средстве и ее владельце или изготовления ключей-дубликатов во время нахождения автотранспорта на таможенном складе;

-       сотрудников органов внутренних дел, оказывающих преступникам услуги за различные вознаграждения по поводу:

а)  сопровождения (или обеспечения сопровождения) похищенного автотранспорта;

б) регистрации похищенного автотранспортного средства с явными признаками поддельных документов или измененных идентификационных номеров;

в) продажи информации преступникам: о владельце автотранспортного средства (его анкетные данные, адрес, место работы, телефоны, место стоянки (хранения автотранспорта)); времени, месте и способе проведения оперативнопоисковых мероприятий; о лицах, оказывающих правоохранительным органам конфиденциальное содействие;

г)  соучастия с преступной группой по возврату законному владельцу похищенного автотранспорта;

д) выработанного стереотипа неправильных действий сотрудниками полиции (дознания), реагирующих в одностороннем порядке на полученную информацию, по поводу выявленных (обнаруженных) изменений в идентификационных номерах на автотранспортном средстве (в результате технических осмотров, оперативной информации и иных возможностей) путем вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел;

ж) оказания умышленного давления некоторыми руководителями подразделений УМВД на сотрудников подразделений уголовного розыска, следствия, отвечающих за линию борьбы с кражами и угонами автотранспорта;

з)  консультирования участников организованного преступного формирования и т.д.; «заинтересованных работников прокуратуры», оказывающих давление на следователя, добросовестно и качественно проводящего расследование в отношении лица, причастного к противоправному посягательству на автотранспортное средство; невыдачи санкции на арест в отношении таких лиц и другие меры; отдельных судей (в основном первой инстанции), принимающих решения (выносящие приговор) о наказании в отношении лиц, причастных к противоправным посягательствам на автотранспортные средства, не связанные с лишением свободы. Заинтересованность «нечистоплотных» судей проявляется также и при легализации ими похищенного автотранспорта.

Наблюдаемая тенденция последних лет показывает, что, несмотря на увеличение влияния международной преступности на нелегальный автомобильный бизнес в России, достаточно быстрое вливание организованных преступных группировок в транснациональное преступное сообщество, в некоторой степени чувствуется организующая роль российских ОПГ в данной отрасли преступного бизнеса не только в Европе, но и в Америке.

Изучение уголовных дел и дел оперативного учета позволило выделить последовательность и алгоритм действий организованных преступных групп (ОПГ) по совершению рассматриваемых преступлений:

1)    подготовка к совершению краж автомобилей с целью их возврата законным владельцам за деньги (поиск объекта преступления - автомобиля; разведывательные мероприятия в отношении предполагаемого потерпевшего);

2)    кража автомобиля и укрытие его в подготовленном заранее месте;

3)    действия преступников по возврату автомобиля (переговоры с потерпевшим и (или) с посредниками; получение выкупа; возврат похищенного автотранспортного средства собственнику).

Действия по подготовке к совершению кражи автомобиля начинаются, как правило, с момента принятия решения совершить преступление. С этого времени преступники начинают проведение мероприятий по выбору предмета преступления (автомобиля) и сбору сведений об автовладельце (или о пользователе транспортного средства). Преступники изучают образ жизни, выявляют места парковки и хранения автомобиля, наличие установленных на транспортном средстве и месте нахождения охранных и запорных устройств. Иными словами, проводится своеобразная «криминальная разведка».

Для сбора информации злоумышленники осуществляют различные мероприятия, внешне схожие с официальными оперативно-разыскными:

-       наблюдение;

-       опросы граждан, в том числе зашифрованные и легендированные;

-       обследование автостоянок, мест парковки и хранения транспортного средства, участков местности (с целью выбора оптимального пути отхода с места хищения);

-       приобретение источников информации или внедрение членов преступной структуры в фирмы и предприятия, занимающиеся продажей, ремонтом, гарантийным обслуживанием автомобилей, установкой на них охранных систем, а также в охранные структуры гаражно-строительных кооперативов (ГСК), автостоянок.

Необходимо подчеркнуть, что кража автомобиля невозможна в принципе без применения технических средств. Подготовка к совершению рассматриваемых преступлений выражается в приискании и приспособлении различных технических средств, необходимых для проникновения на объект хранения (парковки) и в само транспортное средство, отключения или повреждения сигнализации и запорных устройств, запуска двигателя. Преступниками заранее заготавливаются дубликаты ключей, различные отмычки, слесарный и специальный инструмент (сварочные аппараты, автогены, радиомаяки, сканеры кодов сигнализации и т.д.).

На этапе подготовки преступления заранее изучается возможность хранения, переделки, разбора, сбыта похищенного автомобиля или его возврата за выкуп владельцу. Для этих целей снимаются в аренду гаражи, автомастерские, в которых планируется разбирать, хранить или переделывать похищенный автомобиль. Практике известны случаи, когда, изучив образ жизни потерпевших, преступники арендовывали гаражи рядом с местом предполагаемого хищения, чтобы снизить риск быть задержанными с поличным. В такой ситуации проведение операции «Перехват», как правило, не дает положительного результата.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.11.2017)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%