Как показывают материалы уголовных дел, автомобиль похищает наиболее слабое звено в организованной преступной группе - лицо, пользующееся наименьшим авторитетом. Зачастую это молодые люди 18-25 лет, ранее не судимые, но в тоже время дерзкие, отчаянные и амбициозные, в задачу которых входит самый опасный, с точки зрения уголовного преследования, «участок работы».
Проникая в помещения, где хранятся автомобили, преступники сознательно идут на значительный риск и трудности, связанные с преодолением запорных устройств. Это происходит в тех случаях, когда они намерены похитить конкретное транспортное средство, привлекающее их своими индивидуальными качествами.
В зависимости от места стоянки (хранения) автомобиля и наличия технических средств защиты преступники применяют все новые способы хищения.
К примеру, 23 декабря 2010 года гр-н Т. прибыл в гаражно-строительный кооператив, расположенный на ул. Железнякова города Белгорода с целью тайного хищения чужого имущества. Реализуя свой преступный умысел, действуя из корыстных побуждений, он подошел к гаражу № 227, принадлежащему Бурлакову, при помощи двух отверток открыл замок ворот, после чего незаконно проник в помещение указанного гаража. Там Т. запустил двигатель автомобиля ВАЗ-21043 и скрылся с места преступления на указанном автомобиле.
Он же 3 февраля 2011 года при помощи двух отверток открыл замок ворот, после чего незаконно проник в помещение гаража № 206, расположенного в гаражно-строительном кооперативе № 78, который находится на ул. Индустриальной города Белгорода, откуда совершил хищение автомобиля ВАЗ- 21150, принадлежащего Панасенко [38].
Оказавшись вблизи транспортного средства, преступники применяют следующие способы для проникновения внутрь салона и запуска двигателя:
- отключают сигнализацию и электронно-механические запирающие устройства. Охранные системы, как правило, преступниками изучаются заранее. Ими приобретаются пароли, коды, дубликаты пультов или используются специальные приборы (сканеры радиосигналов) для записи и воспроизведения электронного сигнала на отключение сигнализации и открытие двери;
- используют дубликаты ключей от дверного замка и замка зажигания. Дубликат изготавливается со слепков ключей, которые часто снимаются в автомастерских, мойках, автостоянках, где потерпевший оставляет на время связку ключей без внимания;
- подбирают ключи к дверному замку автомобиля и замку зажигания.
Перечисленные два способа встречаются наиболее часто, поскольку в
этих случаях не остается видимых повреждений на автомобиле, что избавляет похитителей от необходимости его ремонта и не снижает его стоимость. Указанные способы часто применяются при хищении транспортного средства с улицы, чтобы не привлечь внимание окружающих.
Автомобиль также может изыматься с места преступления и с применением других транспортных средств путем буксировки, в том числе и с частичной или полной погрузкой на другое транспортное средство.
Характерные действия преступников при совершении кражи автомобиля можно проследить на следующем примере. Преступная группа в составе четырех человек решила похитить автомобиль с целью последующего его возврата за деньги потерпевшему. Преступники заранее выследили автомобиль «Тойота -Камри», преследовали его по городу до места парковки. Согласно имевшейся договоренности и распределению ролей двое преступников должны были наблюдать за вышедшим из автомобиля водителем, а остальные двое - проникнуть в автомобиль с помощью заранее подготовленных приспособлений и похитить его. Связь между преступниками поддерживалась с помощью радиостанции. После совершения кражи трое преступников на своем автомобиле скрылись, а четвертый на похищенном автомобиле проследовал в заранее арендованный гаражный бокс в ГСК. После этого преступники стали ждать объявления потерпевшего в бегущей строке одного из городских телеканалов о готовности выплатить деньги за возврат похищенного автомобиля.
|