Определение структуры права ВТО зависит прежде всего от методологических принципов исследования данного феномена и взгляда на его сущность, которые и будут детерминировать выявление его составных частей. С позиций системного анализа раскрытие понятия "право ВТО" будет подчиняться общим требованиям подхода к категории "система" как таковой и заключаться в установлении качеств самостоятельности и взаимодействия входящих в нее компонентов, как это происходит вообще во всех случаях, когда речь идет о системах в принципе <1>. При лапидарном изложении вопроса о системе права (и даже правовой системе, несмотря на то что, разумеется, никоим образом нельзя ставить между ними знак равенства) в какой бы то ни было конфигурации следует подчеркнуть: абстракция "система", будучи единением перечисленных и иных предметов, оперирующих этим термином, является ведущей, вследствие чего любые категории должны восприниматься именно с позиций обнажения внутренних связей и единства составляющих компонентов системы, как это изначально детерминируется философским смыслом опорного термина. Безусловно, важен и содержательный аспект понятия. Возможны различные варианты аналитических подходов к явлению "система права" <2>. Так, теоретики права рассматривают категорию "система права" преимущественно с нормативной стороны и указывают, что она служит "для выражения подразделений, связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей и системы в целом" <3>. Еще один подход заключается в логической интерпретации разбираемой категории, который опосредствуется выявлением ее структуры: "В логическом плане абстракция "система права" развертывается в структурном понятийном ряду... Понятиями данного структурного ряда выражаются основания внутренних подразделений совокупности правовых норм, фиксируются эти подразделения, устанавливаются имманентные связи между ними, отмечаются черты сходства, различия, группировка близких друг к другу правовых норм" <4>. Наконец, имеется агрегированный подход к категории "система права", который основан на особой роли понятий, раскрывающих ее структуру и тем самым конкретизирующих ее содержание, с точки зрения их способности объединять категории общей теории права и понятия отраслевых наук <5>. Кроме того, по мнению Г.В. Мальцева, можно говорить о правовой системе и "в широком социокультурном смысле слова" <6>.
Закономерно, что в данной работе мы придерживаемся точки зрения по затронутому аспекту, объединяющей структурный, логический и "агрегированный" подходы, которая была сформулирована выше. Как вытекает из предыдущего анализа, право ВТО неоднозначно и неоднородно и по своей природе, и по составу. Однако в целях большей концентрированности на предметном материале структуры права ВТО мы ограничимся лишь главными его направлениями и будем отталкиваться от простейшего - группирования элементов материально-правового и процессуального регулирования, лежащего в основе функционирования многосторонней торговой системы, по критерию предмета, функциональным характеристикам составляющих и степени обособленности их в его системе. В результате схематично структура права ВТО в отношении материально-правовой и процессуально-правовой дифференциации представляется в следующем виде. 1. Предметная, или секторальная, структура права ВТО: 1) регулирование торговли товарами; 2) регулирование торговли услугами; 3) регулирование, связанное с торговлей правами интеллектуальной собственности; 4) регулирование связанных с торговлей инвестиционных мер. 2. Функциональная структура права ВТО: 1) тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) антидемпинговое регулирование; 4) система защитных мер и их регламентация. В структурный перечень главных составляющих права ВТО, бесспорно, следует добавить и такое подразделение норм, как правила разрешения споров и исполнение решений в рамках действия различных имеющихся в ВТО механизмов. Однако эта структурная часть нормативного массива права ВТО должна занять отдельное место, поскольку в ней отчетливо прослеживаются как предметная, так и функциональная составляющие, при очевидности наличия процессуальной природы данных норм. Кроме того, предлагаемая компоновка норм права ВТО опирается на критерий соотношения удельного веса материально-правового и процессуального элементов регулирования при нарастании процессуальной составляющей в регламентации соответствующих общественных отношений: в предметной (секторальной) части заметно превалирование материально-правовых норм, в функциональном регулировании процессуальная составляющая усиливается, а в структурном подразделении, связанном с механизмами и порядком рассмотрения споров по правилам ВТО, процессуальный блок самоочевиден, в результате чего в настоящей работе он выведен за рамки и предметной, и функциональной части в структуре права ВТО.
Поскольку видение секторального принципа формирования структуры права ВТО требует дополнительного обоснования, стоит сразу оговориться, что применительно к понятиям и терминам "секторальный", "секторальная структура" права ВТО в данной работе их использование исходит из несколько иного смысла, чем в доктрине и практике ГАТТ/ВТО и юридической литературе, посвященной ВТО, особенно западной. Традиционно в последней различаются сектора в зависимости от специфики объектов торговли: аграрный сектор, сектор торговли текстилем и одеждой, сырьевой сектор и т.п. Сегодня появились сектор торговли "невидимыми объектами" - сектор услуг, сектор связанных с торговлей объектов интеллектуальной собственности и инвестиций. Структура права ВТО, хотя и строится с учетом предметного критерия, свойственного торговым отношениям, имеет в виду такое деление на сектора, которое обусловлено спецификой сфер обращения соответствующих объектов торговли и особенностями деятельности их участников, - обмен товарами, услугами, результатами интеллектуального творчества, инвестициями. Вследствие этого оправданным кажется распределение норм права ВТО по таким подразделениям, сконструированным по предметно-секторальному принципу, как торговля товарами, торговля услугами, торговля, связанная с объектами интеллектуальной собственности; связанные с торговлей инвестиционные меры. Именно этот алгоритм заложен в подход к определению структуры права ВТО и, соответственно, к изложению материала в данном исследовании.
Между тем право ВТО с точки зрения его строения может выглядеть и иначе, если опираться на критерий наличия и выделения особых его норм, именуемых основными. Так, П. Ван ден Бош и В. Здук, исходя из общей характеристики и назначения права ВТО как совокупности норм, затрагивающей широкий спектр вопросов, начиная с тарифов, импортных квот и таможенных формальностей до обязательного лицензирования, безопасности продуктов и мер охраны интересов национальной безопасности, насчитывают пять групп основных норм: 1) правила о недискриминации; 2) нормы, регулирующие доступ на рынки; 3) правила борьбы с недобросовестной конкуренцией; 4) институционные и процессуальные предписания, включая относящиеся к принятию решений, обзору торговой политики и разрешению споров <1>. Нетрудно догадаться, что вычленение таких подразделений норм формирует, с точки зрения указанных авторов, и соответствующую структуру права ВТО.
Наряду с этим в своей работе П. Ван ден Бош изложил несколько отличающийся взгляд на соответствующие обстоятельства, дающий основания для подхода к определению структуры права ВТО. В частности, он включает в содержание и состав права ВТО "общие принципы права": "Нормы общего международного права являются обязательными для всех государств. Нормы общего международного права, включая общие принципы права, заполняют существующие пробелы. Они не применяются лишь в случаях и в той мере, если Соглашение ВТО in casu исключило некоторые нормы общего международного права. Как третейские группы, так и апелляционный орган ОРС ВТО ссылаются и используют общие принципы права как фундамент своих решений при их обосновании. В деле "США - креветки" апелляционный орган отметил по поводу принципа добросовестности следующее: смысл статьи XX (ГАТТ. - Л.А.) на деле содержит и реально отражает принцип добросовестности. Этот принцип, будучи общим принципом права и общим принципом международного права, контролирует характер осуществления государствами их прав. Применение государствами данного общего принципа, воспринимаемое через призму широко известной доктрины "злоупотребления правом", запрещает государству такое осуществление своих прав, которое является чрезмерным их использованием (злоупотреблением) и создает в ходе этого помехи в той области, которая охватывается договорным обязательством; право должно реализовываться bona fide, т.е. разумно. Осуществление государством-членом своего договорного права при допущении злоупотребления правом означает несоблюдение договорных прав другой стороны, тем самым представляет собой нарушение обязательств по договору" <1>. Принципы надлежащего соблюдения процессуальных правил, пропорциональности, "юридической экономии", неретроактивности, принцип эффективности, причинно-следственной связи, непосредственной связи с основной нормой, принцип запрета двусмысленной интерпретации (in dubio mitius) как принципы толкования норм также применялись третейскими группами и апелляционным органом в их многочисленных докладах <2>. Со своей стороны, оценивая сказанное, полагаем, что принципы права ВТО, включая и правила о недискриминации, национальном режиме, наибольшем благоприятствовании, взаимности или преференциях в пользу развивающихся стран, охватывают всю его систему, вследствие чего их сегрегация от любой из присутствующих в структуре составных частей неприемлема. Следовательно, это не может не обусловить соответствующие изменения в концептуальном представлении структурных элементов рассматриваемой системы.
Взгляд на сферу действия и структуру права ВТО может быть осуществлен также через призму предмета регулирования. С этих позиций подходят к нему авторы монографии "Регулирование международной торговли: право и политика в ВТО, Европейском союзе и Швейцарии" Т. Котье и М. Эш, для которых право ВТО опосредствуется различными правовыми инструментами: ГАТТ-1994 и другими относящимися к нему соглашениями, регулирующими торговлю физическими товарами, начиная с промышленных и до сельскохозяйственных; ГАТС - регулирующим все виды услуг; ТРИПС - относящимся к исключительным правам. К тому же право ВТО характеризуется его сферой действия, которая затрагивает такие инструменты торговой политики, как тарифные и нетарифные меры (количественные ограничения, субсидии, демпинг, технические стандарты и нормы, стандарты пищевой безопасности). При этом сфера действия этих инструментов продолжает распространяться на таможенно-пограничные меры: тарифы, импортные или экспортные ограничения. Однако, несмотря на очевидную важность этих мер, новый вид инструментов сосредоточен на национальном регулировании в целях установления равных условий конкуренции для иностранных и национальных товаров и услуг. Таким образом, право ВТО затрагивает внутреннее налогообложение товаров и постепенно "проникает в область конкурентной политики", ставя в круг внимания не только вопросы государственных закупок, субсидий и деятельности правительств, но также правила конкретного поведения частных лиц в области недобросовестной конкуренции или требования положений ТРИПС <1>.
Некоторые авторы структурируют право ВТО в зависимости от видов актов, включаемых в перечень его источников: "Нормы Устава ВТО и приложенных к нему соглашений составляют международно-правовой институт, который можно обозначить термином "право ВТО" <1>. Правда, в другой работе этого же автора данное понятие, будучи раскрытым с точки зрения строения рассматриваемого явления, трактуется иначе: "Термин "право ВТО" можно понимать в нескольких значениях, в частности: а) как нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и прочие вопросы функционирования ВТО; б) как нормы решений ВТО (и органов ВТО), принимаемых для обеспечения целей Организации в рамках ее правосубъектности; в) как совокупность норм соглашений, составляющих "пакет ВТО"; г) как нормы всех вышеперечисленных актов вместе" <2>. Именно в последнем смысле, согласно тезисам автора, и должен применяться термин "право ВТО", что, разумеется, не может не повлечь вследствие этого серьезные затруднения с установлением структуры. П. Ван ден Бош, обращаясь к феномену "право ВТО", оперирует перечнем его источников: Соглашение о ВТО, приложения к Соглашению о ВТО, иные международные соглашения, "общие принципы права"
|