Воскресенье, 24.11.2024, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 52
Гостей: 52
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Регулирование торговли услугами

Ввиду того что при создании ВТО государства осознавали важность учета новых требований жизни в области правового регулирования в масштабах многостороннего торгового взаимодействия, прежде всего применительно к торговле услугами и связанным с торговлей инвестиционным мерам, а следовательно, и необходимости разработки в этих целях специальных документов в пакет ВТО наряду с прочими вошли отдельные соглашения - ГАТС и ТРИМС. Для регламентации торговли услугами столь же важно, как и для сектора торговли товарами, обеспечение общего принципа либерализации международной торговли, вследствие чего в ГАТС ему уделено особое место (ст. XIX "Переговоры по специфическим обязательствам"). В положениях ст. XIX предусматривается, что для реализации целей Соглашения члены вступают в последующие раунды переговоров, которые должны начаться не позже чем через пять лет с даты вступления в силу Соглашения о ВТО и периодически проводиться впоследствии для достижения постепенно более высокого уровня либерализации. Такие переговоры должны быть направлены на сокращение или устранение мер, отрицательно влияющих на торговлю услугами, в целях обеспечения эффективного доступа на рынок (п. 1 ст. XIX). Процесс либерализации осуществляется с должным вниманием к целям национальной политики и уровню развития отдельных членов, в целом применительно к отдельным секторам. При этом в акте подчеркивается особое отношение к отдельным развивающимся странам-членам, которое проявляется в применении "соответствующей гибкости" (п. 2 ст. XIX).

Принятие ГАТС означало утверждение собственного юридического фундамента в регламентации торговли услугами, которые опосредствуют очень различающиеся порой друг от друга виды деятельности (транспорт, передача информации, туризм, строительство, медицина, образование, финансы и банковские операции, юридические консультации и сопровождение и т.д.), ранее трудно поддававшиеся включению в сферу действия правил ГАТТ как основного регулятора международного торгового обмена. Использование последнего для целей регулирования торговли услугами требовало существенной его адаптации к среде, которая не просто отличалась от торговли товарами, но и имела трудно идентифицируемый предмет. Речь идет о том, что само понятие "услуга" не имеет единообразного определения в науке и практике. Как указывает известный российский исследователь правовых основ ВТО И.И. Дюмулен, в зарубежной литературе существует большое число определений этого термина, как правило, построенных на противопоставлении понятий товар и услуга. В этих определениях подчеркивается, что услуги по сравнению с товарами нематериальны, недолговечны, не могут складироваться и храниться, неосязаемы. Со ссылкой на английский журнал "Economist" автор приводит шутливую формулировку: "Услуга - это все то, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу" <1>.

В ходе Уругвайского раунда переговоров, ставшего ключевым для создания ВТО, было выработано новое видение того, что является международной торговлей услугами. Так, исследование, подготовленное Международным торговым центром ЮНКТАД-ВТО, исходит из постулата, что услуга становится предметом международной торговли в случае, если производитель и потребитель услуги - это физические или юридические лица - резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними <1>, что отражено и в ГАТС. ГАТС исходит также и еще из одного важного положения, формулирующего общий качественный признак услуги, связанный с тем, что производство услуг - это результат, продукт или вид деятельности, направленный на удовлетворение конкретной потребности покупателя/потребителя услуг. "Такой подход позволил создать Классификатор услуг, пригодный для ведения конкретных переговоров о либерализации торговли услугами, создания перечня барьеров в торговле услугами, развития государственного регулирования торговли услугами и принятия обязательств в сфере международного обмена услугами" <2>. При этом стоит заметить, что фактическое развитие торговли услугами не стоит на месте - постоянно возникают новые сферы и виды услуг, что приводит к появлению не известных предшествующим этапам международных торговых отношений позиций, обусловливая периодически пересмотр классификаций услуг.

Преамбула ГАТС, как упоминалось ранее, формулирует соответствующие задачи по реализации провозглашенных в праве ВТО целей, относящихся к торговле услугами: продвижение интересов всех участников на основе взаимной выгоды и обеспечения общего баланса прав и обязательств на основе принятия при этом в расчет ориентиров национальной политики; признание права членов регулировать поставки услуг на своих территориях и вводить новое регулирование для соблюдения при этом национальных интересов и достижения целей национальной политики (что полностью корреспондирует с принципом уважения государственного суверенитета), с должной мерой учета асимметрии, существующей в отношении степени развития регулирования услуг в различных странах и особых потребностей развивающихся стран в реализации этого права; осознание важности обеспечить и облегчить растущее участие развивающихся стран в торговле услугами, в том числе в расширении ими экспорта услуг, среди прочего, посредством усиления их национального потенциала и повышения эффективности и конкурентоспособности сферы услуг с учетом особо серьезных трудностей наименее развитых стран в свете их специфического экономического положения и потребностей в области развития, торговли и финансов. Перечисленное составляет необходимые предпосылки юридического характера, которые заложены в основы формирования норм права ВТО и их практического осуществления в части торговли услугами как одного из новейших современных секторов многостороннего взаимодействия государств и регулирования международной торговли.

Сегодня сфера услуг является одной из наиболее быстрорастущих отраслей мировой экономики, составляя 60% мирового производства и занятости населения и около 20% мировой торговли. При этом на фоне длительных переговоров в части совершенствования положений ГАТС страны все чаще включают вопросы торговли услугами в региональные торговые соглашения. Так, по данным на 2014 г., в ВТО были нотифицированы 123 соглашения, которые содержат главы по торговле услугами, что составляет 46% от общего числа заключенных региональных торговых соглашений. Примечательно, что положения о торговле услугами можно обнаружить в региональных соглашениях не только между развитыми странами (12%), но и между развивающимися экономиками (41%) и все чаще между развитыми и развивающимися странами (47%) <1>.

Специалистами в области права ВТО справедливо обращается внимание на некоторую специфику содержания устоявшихся для международной торговли понятий, таких как "экспорт" или "импорт", когда это касается их уяснения в связи с применением к услугам. Например, И. И. Дюмулен пишет: "...надо иметь в виду, что понятия "экспорт" и "импорт" приобретают новое значение. Например, экспорт товаров на отфрахтованном иностранном судне означает экспорт товаров, но импорт транспортных услуг; туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за рубеж, занимается импортом туристических услуг, в то время как фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует услуги; российский ученый, работающий за рубежом и переводящий часть своего дохода в Россию, - экспортер услуг, а иностранная транспортная фирма, действующая на железных дорогах России, - импортер услуг" <1>.

Применительно к обмену услугами имеются свои особенности и в том, что касается моментов определения признаков "международный" в торговых операциях. Традиционно в основе понимания международной торговли лежало понятие пересечения границ государств - "трансграничности" в его буквальном, фактическом и физическом измерениях. С развитием науки, техники, технологии, информационных коммуникаций и т.п. подобный подход оказался устаревшим, не способным вместить в себя все явления и процессы современной жизни применительно к мировой торговле. Характерным проявлением этого выступает торговля услугами. Критерий "пересечения границ" никоим образом не удовлетворяет потребностям идентификации международного предоставления услуг. Вследствие этого с самого начала разработки будущего регулирования торговли услугами в рамках подготовки к ВТО утвердилось осознание того, что услуги могут быть проданы с использованием различных форм. В результате в ГАТС закреплены четыре способа поставки услуг (modes of suply): трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, присутствие физических лиц в стране потребления услуги. В ст. 1 ГАТС устанавливается: "Для целей настоящего Соглашения торговля услугами понимается как поставка услуг: a) с территории одного члена на территорию любого другого члена; b) на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена; c) поставщиком услуг одного члена путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена; d) поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена".

Таким образом, подобно тому как во внешнеторговой поставке товар перемещается от продавца к покупателю (от экспортера к импортеру), услуга также может пересекать границу, следуя от производителя в одной стране к ее потребителю в другой. Однако "трансграничный" способ - один, традиционный, "классический", но только один из возможных методов торговли вообще и торговли услугами в частности (например, пересылка почтовых отправлений). Как видно из текста документа, он исходит из расширенного списка способов поставки услуг. Второй способ - перемещение иностранного производителя услуги на территорию страны, где расположен ее потребитель (в частности, открытие филиала банка в другой стране). Третья возможность для торгового обмена услугами состоит в перемещении иностранного потребителя услуги на территорию страны, где производится услуга (допустим, получение образования лицом за границей и в этих целях его обучение в заграничном университете, колледже, школе, на кратковременных курсах и т.п.; иностранный туризм). Четвертый способ - физические лица - резиденты одних государств, являющиеся производителями услуг, могут перемещаться в другие государства для их предоставления потребителям, находящимся на территории этих государств (авторский надзор разработчиков - НИИ, проектных и конструкторских бюро и т.д. - технических проектов, рабочей документации и т.п. при строительных работах либо реконструкции промышленных, сельскохозяйственных или иных объектов, находящихся за рубежом). Следует обратить внимание на то, что ГАТС оперирует термином "поставка услуг", что доказывает окончательную победу тех, кто в дискуссиях отстаивал потенциальное развитие обменов услугами именно как торговых операций, т.е. за счет увеличения списков позиций и объемов "торгуемых" услуг <1>. При этом "коммерческое присутствие" означает любую форму делового или профессионального учреждения, включая посредством (i) учреждения, приобретения или сохранения юридического лица или (ii) создания или использования филиала или представительства на территории члена с целью поставки услуги (п. "d" ст. XXVIII ГАТС); "потребитель услуги" означает любое лицо, которое получает или использует услугу (п. "i" ст. XXVIII ГАТС).

Есть страны или объединения государств, которые используют в этом отношении подход ГАТС и понимают под торговлей услугами поставку услуг всеми четырьмя способами (к примеру, Япония, Китай, Корея, АСЕАН и ЕАСТ). Они гарантируют услугам и поставщикам услуг друг друга национальный режим и доступ на рынок только в секторах и на условиях, зафиксированных в перечнях обязательств, которые являются составной частью соглашений. При формировании перечней стороны региональных торговых соглашений, как правило, берут за основу свои перечни ВТО. При этом либерализация торговли услугами между ними достигается путем увеличения количества секторов, в отношении которых берутся обязательства, или смягчения существующих ограничений. Другие государства в своих региональных отношениях (например, НАФТА - США, Канада, Мексика) трансграничную торговлю услугами рассматривают как поставку лишь тремя способами (коммерческое присутствие не охвачено регулированием). Подход, используемый в соглашениях с участием ЕС, отличается уникальностью, поскольку в них сочетаются положения ГАТС и НАФТА. Изначально в соглашениях ЕС первые два способа поставки услуг (трансграничная поставка услуг и потребление за рубежом) были заменены концепцией "свободы предоставления услуг", а третий способ (коммерческое присутствие) регулировался главой "Учреждение", в которую входили все виды экономической деятельности в сфере как услуг, так и товаров. Кроме того, четвертый способ поставки услуг (присутствие физических лиц) содержался в обеих главах и выходил за рамки ГАТС, предоставляя возможность трудоустройства, а также координации социальной политики. Современные региональные торговые соглашения ЕС, например, с Кореей или Украиной копируют из права ВТО (ГАТС) определение торговли услугами через способы поставки услуг, однако помещают их порою в разные разделы соглашений <1>.

Практике рассмотрения споров с помощью механизмов ВТО (ОРС ВТО) известны дела, в которых центральным вопросом для итогового результата по разрешению конфликта между сторонами была квалификация именно способа поставки услуги. Так, в феврале 2002 г. США было подано в ОРС требование о назначении третейской группы, в котором утверждалось, что Мексика не выполнила обязательства в соответствии с ГАТС по либерализации трансграничной торговли телекоммуникационными услугами, а именно услугами голосовой телефонии, услугами передачи данных с помощью коммутации каналов и услугами факсимиле (спор о национальном законодательстве в области телекоммуникационных услуг США - Мексика: Mexico - Measures Afecting Telecommunications Services) <1>. США утверждали, что перечисленные услуги поставлялись американскими компаниями в Мексику путем трансграничной поставки по смыслу ст. I:2 (a) ГАТС. Мексика же считала, что указанные услуги поставлялись американскими компаниями лишь до государственной границы США - Мексика, где они подхватывались и доставлялись до конечного потребителя мексиканскими компаниями. Это означало, что происходил экспорт мексиканскими операторами услуг по завершению телекоммуникации. Данная деятельность не попадала бы в область действия ГАТС, которое, как правило, применяется только к импорту услуг. Дополнительные обязательства в отношении экспорта услуг возможны по ст. XVIII ГАТС, однако Мексика, как и большинство участников Соглашения, их на себя не взяла <2>. Третейская группа согласилась с точкой зрения США и постановила, что телефонный звонок, инициированный в США и оконченный в Мексике, является трансграничной услугой вне зависимости от того, владеет ли американская компания сетевой инфраструктурой в Мексике или вынуждена вступать с мексиканскими компаниями в договоренности, необходимые для транспортировки звонка от границы до конечного потребителя <3>. Для обоснования своего решения третейская группа использовала аргументы конституционализма, основанного на правах (rights-based constitutionalism). Она рассмотрела поставку услуг исключительно с точки зрения потребителя, для которого значение имеет услуга в том виде, в котором она предложена поставщиком, а не способ поставки услуги и конкретные меры, предпринятые для этого. Таким образом, в случае предложения о предоставлении международного телефонного разговора поставщик должен принять все возможные меры, в том числе купить часть услуги у другого оператора или нанять субподрядчика, чтобы иметь возможность полностью завершить услугу <4>.

В положениях ГАТС особое место занимают правила о наибольшем благоприятствовании и национальном режиме. В частности, в ст. XVII, посвященной национальному режиму, предусматривается: "В секторах, содержащихся в его перечне, и на условиях и требованиях, оговоренных в нем, каждый член предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг" (п. 1). При этом важна принципиальная оговорка о том, что специфические обязательства государств-членов, взятые на основе этой статьи, не могут быть истолкованы как право требовать у какого-либо члена компенсации за потерю конкурентных преимуществ, возникающих вследствие иностранного характера соответствующих услуг или поставщиков услуг. Член ВТО, как указывается в документе, может выполнить требования упомянутого раздела "путем предоставления услугам и поставщикам услуг любого другого члена либо формально такого же режима, или формально отличного режима по отношению к тому, какой он предоставляет своим собственным аналогичным услугам или поставщикам услуг" (п. 2). Ключом для правоприменения и должного понимания присутствующих в акте норм о национальном режиме выступает п. 3 рассматриваемой статьи ГАТС, в котором раскрывается значение термина "не менее благоприятный" в рамках содержания принципа национального режима: "Формально такой же или формально отличный режим считается менее благоприятным, если он меняет условия конкуренции в пользу услуг или поставщиков услуг этого члена по сравнению с аналогичными услугами или поставщиками услуг любого другого члена". Таким образом, государство вправе сформулировать или не сформулировать изъятия из уравнивания иностранных поставщиков или их услуг по отношению к национальным лицам (поставщикам) либо их услугам, однако предоставляемый иностранцам режим в торговле услугами не может быть худшим ("менее благоприятным") по условиям конкуренции, чем тот, которым располагают национальные поставщики или аналогичные услуги, относящиеся к данному государству-члену.

В процессе международной торговли, когда речь идет об оказании либо специфических, либо технических услуг, требующих особой подготовки (медицинских, образовательных, строительных, реставрационных, патентных, юридических, консультационных и т.д.), существенное значение имеют требования, касающиеся стандартов, разрешений, лицензий, сертификатов, дипломов, квалификаций и т.п., а следовательно, в качестве основного стоит и вопрос о признании (recognition) необходимых документов, опосредствующих вышеперечисленное. Вследствие этого ГАТС закрепляет, что в целях полного или частичного выполнения своих стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг и с учетом требований других разделов (например, п. 3 ст. VII) "член может признавать полученное образование или приобретенный опыт, выполненные требования, а также лицензии или сертификаты, выданные в определенной стране. Такое признание, которое может быть достигнуто посредством гармонизации или иным образом, может основываться на соглашении или договоренности с соответствующей страной или может быть предоставлено в одностороннем порядке" (п. 1 ст. VII).

Причем стоит заметить: ГАТС исходит из того, что признание не должно осуществляться таким образом, чтобы оно было средством дискриминации между странами в применении его стандартов или критериев для выдачи разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг или скрытым ограничением в торговле услугами (п. 3 ст. VII). Здесь опять-таки целесообразно подчеркнуть действие принципа недискриминации как общего принципа права ВТО.

Секретариатом ВТО услуги, на которые распространяется действие ГАТС (т.е. они должны быть открыты для иностранной конкуренции), сгруппированы по следующим секторам: деловые услуги (в том числе врачи, адвокаты, налоговые консультанты, архитекторы, инженеры, юристы); услуги в сфере коммуникаций (в том числе почта, телефон, электронная почта); строительные услуги и монтаж; услуги в области торговли; услуги в области образования; услуги в области экологии (в том числе водоснабжение и канализация); финансовые услуги; медицинские и социальные услуги; услуги в области туризма; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги; услуги в области энергетики (добыча и транспортировка полезных ископаемых) и др. <1>.

Регулирование ГАТС распространяется на международную торговлю услугами в целом (ст. I), т.е. на торговлю любыми услугами в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при осуществлении функций правительственной власти. Оно подразумевает общие обязательства ГАТС: режимы наибольшего благоприятствования (ст. II), чрезвычайных мер и недискриминации (ст. X), транспарентность (ст. III), принципы внутреннего регулирования (ст. VI), общие исключения (ст. XIV) и др., которые применяются ко всей торговле услугами в одинаковом объеме. Так, в соответствии со ст. III ГАТС, касающейся обязательств участников по транспарентности, каждый член ВТО обязан: публиковать информацию о всех мерах общего применения, имеющих отношение к Соглашению; информировать, по крайней мере один раз в год, Совет по торговле услугами ВТО о принятии новых или о каких-либо изменениях в действующих нормативных актах, существенно затрагивающих торговлю услугами; незамедлительно давать ответы на запросы любого другого члена ВТО относительно конкретной информации, связанной с торговлей услугами; создавать один или несколько информационных пунктов для предоставления информации по вопросам торговли услугами по запросам других членов ВТО. Вместе с тем Соглашение не требует от какого-либо члена ВТО предоставления конфиденциальной информации, раскрытие которой могло бы препятствовать применению закона или иным образом противоречило бы общественным интересам (ст. III-bis).

Наряду с этим существуют и специфические обязательства: доступ на рынок (ст. XVI ГАТС) и национальный режим (ст. XVII ГАТС). Они применимы только к тем услугам, которые государство-участник указало в своем перечне специфических обязательств в отношении поименованных в нем способов поставки, и только в указанном им объеме. Такие перечни принято именовать "позитивными перечнями" специфических обязательств <1>. В то же время используется и противоположный подход - "негативный перечень специфических обязательств", который состоит в том, что доступ на рынок и национальный режим гарантируются в отношении всех секторов услуг, за исключением указанных в перечнях. Считается, что "негативные перечни" содержат более широкий охват секторов услуг. Обычно такой принцип применяется в некоторых региональных торговых соглашениях по торговле товарами, услугами и инвестициями (например, в НАФТА, а также в соглашениях Панамы, Чили и Коста-Рики).

При вступлении в ВТО Российская Федерация сформировала и согласовала с другими членами круг своих обязательств по торговле услугами в Перечне специфических обязательств, составленном по методологии ВТО на основе Классификатора услуг ВТО, который насчитывает 155 секторов услуг <1>. В Перечне указаны обязательства, гарантирующие иностранным услугам и поставщикам услуг уровень доступа на российский рынок и национальный режим в установленных объеме и условиях. С момента вступления в ВТО Россия принимает на себя обязательства по 116 секторам услуг. Этот показатель сопоставим с показателями таких присоединившихся к ВТО стран, как Китай, Саудовская Аравия, однако уровень либерализации российского рынка услуг ниже, чем уровень либерализации рынка услуг этих стран. В 39 секторах услуг (например, трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги по организации культурных мероприятий, большинство услуг в области НИР и др.) Россия не связывает себя обязательствами. Это означает, что в будущем в этих секторах можно будет вводить любые ограничения для иностранцев, вплоть до полного закрытия рынка. Однако такие ограничения должны применяться на основе принципа регионального торгового соглашения <2>.

Обязательства без ограничений принимаются по 30 секторам (например, услуги в области рекламы, услуги по исследованию рынка, услуги консультационные, услуги в сфере управления и т.д.). Однако принятие присоединяющейся страной обязательств без ограничений не означает полное дерегулирование соответствующих секторов услуг. После присоединения к ВТО Россия (как и любой другой член этой организации) сохранит за собой право применять недискриминационное внутреннее регулирование в сфере услуг (например, регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация).

Фактически урезано будет только право применять ограничения, изменяющие условия конкуренции между иностранными и национальными поставщиками услуг в пользу последних. Кроме действующих в российском законодательстве ограничений, в Перечне специфических обязательств Российской Федерации учитывалась также необходимость сохранения права введения новых ограничений в наиболее чувствительных областях, таких как услуги в сфере энергетики, телекоммуникации, образования. В таких секторах режим доступа и деятельности в России иностранных поставщиков услуг, предусмотренный будущими российскими обязательствами в ВТО, является даже более жестким по сравнению с действующим режимом.

В Перечне специфических обязательств Российской Федерации зафиксированы также меры "горизонтального" характера, т.е. распространяющиеся на все сектора услуг (ограничения в отношении собственности иностранцев на землю; требования к иностранным инвесторам, участвующим в реализации соглашений о разделе продукции, основные требования по перемещению физических лиц - поставщиков услуг).

Окончательный пакет договоренностей по условиям присоединения к документам ВТО включает в себя следующие основные элементы, касающиеся финансовых услуг: 1) запрет на деятельность филиалов иностранных банков ("прямых" филиалов) в России; 2) допуск в Россию "прямых" филиалов страховых компаний через длительный переходный период при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости; 3) сохранение 50-процентной квоты иностранного участия в совокупном капитале российских банков и страховых компаний. Однако Перечнем специфических обязательств Российской Федерации не предусмотрено каких-либо ограничений на отдельные виды банковских операций. Иными словами, в случае получения необходимых лицензий банки с иностранными инвестициями смогут работать во всех сегментах российского банковского рынка без ограничений <1>.

В соответствии со ст. XIX ГАТС для достижения целей Соглашения члены ВТО вступают в последующие раунды переговоров, которые должны периодически проводиться для постепенного достижения более высокого уровня либерализации. Такие переговоры должны быть направлены на сокращение или устранение мер, отрицательно влияющих на торговлю услугами, в целях обеспечения эффективного доступа на рынок. Оценивая плюсы и минусы участия России в ВТО, в том числе применительно к кругу ее обязательств и действующих на переходный период ограничений по торговле услугами, некоторые авторы высказывают вполне оправданные опасения о том, что указанный процесс либерализации торговли услугами на практике "ведет к коммерциализации общественных благ (public goods) в важнейших для населения секторах экономики (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, культура), разрушению модели социального государства и навязыванию неолиберальной модели экономики. Таким образом, ограничительные меры, которые вступающие в ВТО государства, в том числе Россия, закрепили в своих перечнях специфических обязательств, - это не постоянные условия вступления в ВТО, а временные ограничения; в перспективе они должны постепенно устраняться в рамках упомянутых выше переговоров" <1>.

В связи с присутствием в праве ВТО видов и классификаций услуг, а также перечней специфических обязательств в практике международной торговли услугами имеет место существенный момент, на который оправданно обращается внимание в правовой литературе. В частности, в отношении ряда услуг специально разработаны отдельные приложения (финансовых, транспортных и др.). Так, существует специальное приложение в отношении телекоммуникационных услуг (Приложение по телекоммуникациям), которое является неотъемлемой частью ГАТС (ст. XXIX), но не имеет первостепенной цели по либерализации торговли такими услугами. "Будучи основным способом передачи данных, телекоммуникации являются важнейшим средством поставки финансовых услуг, различных видов экспертных (консультационных) и иных услуг, особенно при трансграничной поставке. Таким образом, Приложение призвано обеспечить свободную торговлю другими услугами, которые нуждаются в телекоммуникационных технологиях как средстве их поставки, и сродни общим обязательствам применяется ко всем членам ГАТС без исключения, даже если государство-участник не взяло на себя специфических обязательств в секторе телекоммуникационных услуг. Основным обязательством Приложения является доступ к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использование (ст. 5 Приложения). В соответствии с ним каждый участник ГАТС должен обеспечить доступ поставщика услуг любого другого участника к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования, а также к их использованию на основе разумных и недискриминационных требований и условий для поставки услуг, включенных в его Перечень" <1>.

С учетом возрастающего участия в торговле развивающихся стран ст. IV ГАТС устанавливает льготные положения для наименее развитых из них: "...особый приоритет предоставляется наименее развитым странам-членам. Особенно принимаются во внимание серьезные трудности наименее развитых стран при принятии ими в ходе переговоров специфических обязательств, учитывая их особое экономическое положение и потребности в области развития, торговли и финансов" (п. 3).

Для достижения поставленных в этом плане целей с момента развертывания многосторонних торговых переговоров в ходе Дохийского раунда в качестве предмета была сформулирована задача обеспечения облегчения доступа на рынки товаров и услуг развивающихся государств <1>.

Согласно статистике в настоящее время развитые страны, бесспорно, доминируют на мировом рынке торговли услугами: на них приходится 66% мирового экспорта. В то же время экспортный потенциал развивающихся стран постепенно увеличивается: их доля в мировой торговле услугами повысилась с 23% в 2000 г. до 31% в 2012 г. Как пишут аналитики, туризм и транспорт по-прежнему являются двумя основными статьями экспорта для развивающихся стран, составляя половину их совокупного экспорта услуг. Однако в последнее время доля этих отраслей сокращается в результате более быстрого роста экспорта нетрадиционных услуг, в частности связанных с компьютерными системами и информационными услугами из некоторых государств. Так, благодаря большому числу англоязычных выпускников университетов и хорошей инфраструктуре информационных технологий Индия стала вторым по величине экспортером компьютерных и информационных услуг в мире после ЕС. Все больше развивающихся стран присоединяется к процессам экспорта услуг через аутсорсинг. Имея недорогую англоязычную рабочую силу, Кения, Индия и Филиппины расширяют свои конкурентные позиции как международные центры обработки звонков <1>.

Тем не менее, рассматривая развивающиеся страны в целом, приходим к выводу: сфере услуг отводится меньшая доля внимания по сравнению с сельским хозяйством и промышленностью, что выражается в недостаточности государственной поддержки, в частности экспортных кредитов и других стимулирующих мер, для развития торговли в данной области. Требуется расширение межведомственного взаимодействия, так как регулирование сферы услуг в большинстве случаев связано с деятельностью разных министерств, иных органов и служб. Велика роль международных организаций в пропаганде, просвещении и стимулировании партнерства в этой сфере. Такую деятельность проводит, например, ЮНКТАД, рупором которой является Глобальный форум по услугам <1>.

Большой стимул для расширения экспорта услуг из развивающихся стран может дать изменение правил международной торговли. Либерализация рынка услуг относительно недавно появилась на повестке дня переговоров в ГАТТ/ВТО, и успехи здесь более чем скромные. Определенные надежды развивающихся стран связаны с Дохийским раундом - в том случае, если будет расширен доступ на рынки услуг в секторах, представляющих интерес для их экспорта <1>. Ведущим, правда, одновременно и неоднозначным явлением в современном развитии правового регулирования торговли услугами на базе ВТО с акцентом на проблематику развивающихся стран стал проект многостороннего соглашения (но с ограниченным числом участников), так называемого плюрилатерального Соглашения по торговле услугами - Trade in Services Agreement (ТИСА), планируемый к реализации в рамках Дохийского раунда, который тем не менее может стать в полном смысле слова многосторонним и всеохватывающим по участию.

На предшествующем этапе, когда после проведения ряда переговоров стало ясно, что отсутствует динамика в создании такого документа, 5 июля 2012 г. группа членов ВТО (18 государств, в том числе Австралия, Канада, Китай, Евросоюз, Новая Зеландия, Норвегия, США, Швейцария и Япония), участвовавших в обсуждении вопросов либерализации торговли услугами, заявила о готовности к продвижению дискуссий на "новую стадию" для интенсификации переговорного процесса осенью 2012 г., подписав совместное заявление. На обсуждениях присутствовали также другие члены организации, но они не успели завершить внутренние согласования к моменту подписания совместного заявления. Эти члены ВТО могут позднее заявить о своем участии в переговорном процессе. В заявлении указывается, "что настало время, чтобы направить этот процесс в Женеву для достижения конечной цели - усиления и укрепления основанной на правилах многосторонней торговой системы" <1>.

Неоднозначна оценка нового соглашения по услугам. С точки зрения участвующих в переговорах членов ВТО, оно должно быть всеобъемлющим, включать в себя существенное число секторов (без априорного исключения какого-либо сектора или способа поставки услуг). Одни представители называют соглашение амбициозным, другие утверждают, что на данном этапе переговоров "отсутствуют красные линии", указывающие на исключения. Кроме того, группа членов ВТО заявила, что участвующие в обсуждениях страны должны вести переговоры по обязательствам, "которые как можно ближе отражают их реальную практику, обеспечивают возможность для улучшения доступа на рынки и предусматривают новые и усовершенствованные правила, разработанные в ходе переговоров". Согласно совместному заявлению будущая договоренность должна опираться на действующее ГАТС, а также на другие последующие положения по торговле услугами, которые содержатся в заключенных членами ВТО преференциальных торговых соглашениях. В заявлении также отмечается, что "новое соглашение будет нацелено на сохранение значительной части либерализации, достигнутой сторонами в рамках других переговоров по торговле услугами", и что "затем достигнутые результаты соглашения могут быть перенесены в многостороннюю систему" <1>.

Как отмечает директор международных программ и академического сотрудничества Института мировой торговли университета в Берне (Швейцария) П. Сове, "реальные преимущества от заключения ТИСА можно было бы только приветствовать, если бы переговоры позиционировались так, что новая договоренность потенциально станет крупнейшим преференциальным соглашением по торговле услугами, которое когда-либо было заключено в рамках статьи V Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Тем временем на основании довольно ограниченного объема свободно доступной информации о плюрилатеральных переговорах возникают закономерные сомнения (как предметного, так и процедурного характера) в том, что разрабатываемое соглашение может быть легко инкорпорировано в архитектуру ВТО в обозримом будущем и существовать наряду с ГАТС или, что наименее вероятно, заменить его. Тот факт, что в истории ГАТТ/ВТО не было прецедента такого сосуществования, уже должен вызывать озабоченность сторонников ТИСА" <1>. Таким образом, переговорный процесс о новой договоренности по услугам - подготовке плюрилатерального соглашения по торговле услугами - вызывает у членов ВТО разнообразную реакцию, но в то же время существует надежда, что новые инициативы могут послужить важным импульсом для развития.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что ГАТС не только не запрещает, но и expressis verbis предусматривает возможность заключения отдельных - региональных, в том числе интеграционного типа, торговых соглашений: "Настоящее Соглашение не препятствует никому из его членов участвовать в или заключать какое-либо соглашение, направленное на либерализацию торговли услугами между сторонами или среди сторон такого соглашения, при условии, что такое соглашение: a) охватывает существенное число секторов... и b) не допускает дискриминации или устраняет в существенной мере всякую дискриминацию в смысле статьи XVII между сторонами или среди них в секторах, охватываемых подпунктом "a", посредством: i) устранения существующих дискриминационных мер и/или ii) запрещения новых или более дискриминационных мер, либо при вступлении в силу такого соглашения, либо в течение разумного периода времени, за исключением мер, разрешенных согласно статьям XI, XII, XIV и XV-bis" (п. 1 ст. V). Главными требованиями здесь, как видно, выступают лишь ненарушение принципов либерализации международной торговли и соблюдение фундаментальных опор права ВТО - принципов недискриминации, наибольшего благоприятствования и национального режима.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (03.03.2017)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%